Проект "Для чего нужны мячи, обручи, скакалки?" в подготовительной к школе группе

Разделы: Работа с дошкольниками


Актуальность

В нашем спортивном зале много разного спортивного инвентаря – гимнастические палки, обручи, скакалки, мячи, кегли, мешочки с песком и многое другое, но больше всего детям нравится играть с мячами, обручами и скакалками. На вопрос “Для чего человеку нужны мячи, обручи, скакалки?” дети наперебой отвечали: “Мяч можно бросать, катать, играть в футбол, волейбол, баскетбол, делать с ним упражнения, прыгать на мяче”, “Обруч можно крутить на руке или поясе, можно в него пролазить, бросать в него мешочки с песком или мячи”, “Через скакалку можно прыгать, играть в подвижные игры “Лошадки”, “Удочка” и т.д. Но вопрос “Как, же эти действия с мячами, обручами, скакалками влияют на наше здоровье?” вызвал у детей затруднение. Поэтому мы предложили детям это узнать.

Цель: Выяснить, как мячи, обручи, скакалки влияют на здоровье человека.

Задачи:

  • Расширить знания детей о разнообразии мячей, обручей, скакалок.
  • Выяснить, какие действия с мячами, обручами, скакалками можно производить.
  • Уточнить знания детей о строении тела человека.
  • Научить детей самостоятельно с помощью схем и символов составлять комплексы упражнений с мячами, обручами, скакалками на разные группы мышц.

Тип:

  • По количеству участников: групповой (дети подготовительной к школе группы)
  • Направленности: познавательно-оздоровительный.
  • Приоритету метода: творческий.
  • Продолжительности: средне-срочный (с 1 декабря 2011 года по 25 января 2012 года)

Этапы реализации проекта

Фаза проекта Срок Содержание работы Цель
Обсуждение с детьми темы проекта 1 декабря Беседа “Какие мячи, обручи, скакалки есть в спортивном зале?”

(см. Приложение 1, Приложение 2)

Познакомить детей с разнообразием мячей, обручей, скакалок и действиями с ними.

7 декабря Вечер стихов и загадок “Мячи, обручи, скакалки”

(см. Приложение 3)

Вспомнить знакомые стихи и отгадать загадки о спортивных снарядах.

А. Барто “Мячик”, “Веревочка”
С. Маршак “Мяч”

14 декабря Рассматривание макета строения тела человека. Дать представление о мышцах человека и их значении. Формировать представления детей о том, что разные по размеру и назначению мячи, обручи, скакалки могут развивать разные мышцы человека.

21 декабря Практические занятия и упражнения детей с разными по назначению мячами. Предоставить детям возможность самостоятельно действовать с разными по назначению мячами.

28декабря Практические занятия и упражнения детей с обручами и скакалками. Упражнять детей в самостоятельных действиях с обручами и скакалками. Научить детей прыгать через скакалку разными способами.
Копилка С 29 декабря по 4 января Сбор картинок, иллюстраций, рисунков, фотографий разных по назначению и размерам мячей, обручей, скакалок и частей тела человека. Создать копилку “Какие части тела развивают разные мячи, обручи, скакалки?”
Картотека 4 января Систематизация собранного материала по принципу: части тела и спортивный инвентарь, которые их развивают. Формировать представления детей о том, что разные по размеру и назначению мячи, обручи, скакалки могут развивать разные мышцы человека.

Продукт 11января Составление карточек с упражнениями с мячами, обручами, скакалками для разных групп мышц.

Составление картотеки игр с мячами, обручами, скакалками.

(см. Приложение 4)

Формировать представления детей о том, что разные по размеру и назначению мячи, обручи, скакалки могут развивать разные мышцы человека.

Презентация 18 января Физкультурное развлечение “Праздник мяча, обруча, скакалки”

(см. Приложение 5)

Помочь детям сформулировать выводы о решении проблемы. Предоставить возможность детям самостоятельно рассказать о проекте.
Рефлексивная фаза 25 января Обсуждение результатов проекта на заседании творческой группы. Сделать выводы о решении проекта.

Описание

На первом этапе работы мы с детьми выяснили, какие мячи, обручи, скакалки есть в спортивном зале и их назначение, т.е. какие действия с разными мячами, обручами, скакалками можно производить. Например: бросать, катать, играть в футбол, волейбол, баскетбол, делать с ним упражнения, прыгать, лежать на мяче, сжимать его, обруч можно крутить на руке или поясе, можно в него пролазить, бросать в него мешочки с песком или мячи, через скакалку можно прыгать, играть в подвижные игры “Лошадки”, “Удочка”. Затем рассмотрели макет человека, дети получили представление о мышцах и их значении для здоровья: мышцы должны быть крепкими и упругими, чтобы хорошо держать осанку, трудиться, танцевать, ходить, бегать и т.д. Мышцы нужно укреплять и развивать с помощью разных упражнений с мячом, обручем, скакалкой. Также мы провели практические занятия и упражнения с разными по назначению мячами, обручами и скакалками.

На втором этапе была собрана копилка с картинками, иллюстрациями, рисунками, фотографиями разных мячей, обручей, скакалок и частей тела человека.

На третьем этапе собранный материал был упорядочен по группам: части тела; мячи, обручи, скакалки, которые их развивают.

На четвертом этапе ребята придумали упражнения с разными мячами, обручами, скакалками на разные группы мышц и дали им названия. Все упражнения мы нарисовали на карточках для использования их в дальнейшем.

Затем провели презентацию для детей параллельной группы. Для презентации использовали куб, на сторонах которого были изображены разные мячи, обручи, скакалки, с которыми мы придумали упражнения. Дети подбрасывали куб и с выпавшим спортивным инвентарем показывали упражнения. Приглашенные дети не только смотрели, они и участвовали в презентации: выполняли упражнения по карточкам.

Выводы:в результате проделанной работы дети могут рассказать и показать, какие упражнения со спортивным инвентарем укрепляют и развивают мышцы человека. Карточки с упражнениями используются как на физкультурных занятиях, так и в свободной деятельности. Родители принимали в проекте непосредственное участие: ими были найдены картинки, иллюстрации с изображением мячей, обручей, скакалок и частей тела человека.

Особых трудностей и проблем в ходе реализации проекта не было. Отношение к нему положительное, такая форма работы с детьми наиболее действенна, при ней формируется осознанное отношение к своему здоровью.

Используемая литература.

  1. Бабенкова, Е.А., Федоровская, О.М. Игры, которые лечат. Для детей от 5 до 7 лет. М.: ТЦ Сфера, 2009.
  2. Картушина, М.Ю. Праздники здоровья для детей 5-6 лет. Сценарии для ДОУ. М.: ТЦ Сфера, 2010.
  3. Нигматуллина, Н.Г. Для чего нужны мячи? Инструктор по физкультуре.– 2011.-№1.-С.105-109.
  4. Степаненкова, Э.Я. Методика физического воспитания. – М.: Издательский дом Воспитание дошкольника, 2005.
  5. Степаненкова, Э.Я. Методика проведения подвижных игр. – М.: Мозаика Синтез, 2009.
  6. Холодов Ж.К., Кузнецов В.С. Теория и методика физического воспитания и спорта. – М.: Издательский центр Академия, 2000.