Урок литературы по теме "Дорога к счастью" по пьесе М.Метерлинка "Синяя птица"

Разделы: Литература


Цели:

  • активизировать самостоятельность исследовательской деятельности учащихся;
  • развивать  навыки творческого чтения, углубляющего понимание и переживание событий пьесы;
  • воспитывать осмысленное отношение к жизни.

Задачи:

  • повторить теоретические сведения о драматическом роде литературы;
  • проанализировать идейное содержание пьесы;
  • оценить авторскую позицию в произведении;
  • обсудить понимание счастья учениками 6 класса.

Оформление урока:

  • Доска: тема урока, портрет писателя, годы жизни,  на  листах бумаги формата А4 термины: драма, пьеса, феерия, действие, картина;
  • Стенд: иллюстрации к пьесе «Синяя птица».
  • «Дороги счастья» на листах бумаги, которые после анализа каждого дйствия учащиеся прикрепляют к доске;
  • Аудиозапись: Э. Григ «Утро».

Ход урока

Учитель (звучит музыка Э. Грига «Утро»): Синяя птица – это философская сказка о смысле жизни и всемогуществе человека. В ней много сказочных мотивов: вещи и животные, наделенные чрезвычайными свойствами и способностями, выступают помощниками или врагами человека. Герои пьесы путешествуют сказочными странами. Итак, сегодня у нас необыкновенное занятие. Мы вместе с Тильтитем и Митиль отправляемся за Синей птицей.

Цель нашего урока – повторить  сведения о драматическом роде литературы, обобщить знания, которые мы получили, отправившись в путешествие с автором пьесы «Синяя птица» Морисом   Метерлинком и ее героями. И, завершив наше путешествие, ответить на вопрос вместе с автором пьесы «Как найти свою  птицу счастья?».  На предыдущих уроках  мы с вами сделали уже многое. Анализировали эпизоды пьесы, смотрели отрывки из фильма по этому произведению. Читали по ролям. Учили стихотворение о счастье. Провели социологический опрос «Что такое счастье?» среди взрослых и детей нашей школы, результаты которого вы сообщите в конце урока.  К этому уроку мы подготовили иллюстрации к пьесе.

  1. Что мы знаем об авторе? (Краткие сведения о писателе приготовил один из учеников класса ).
  2. Морис Метерлинк написал сказку необычного жанра, особенной композиции. (Об этом нам расскажет следующий ученик).

Произведение написано для постановки на сцене, относится к роду литературы – драма. Жанр – феерия, что означает театральное или цирковое представление сказочного содержания, требующее пышной постановки и сценических эффектов. В отличие от обычных театральных пьес эта сказка имеет более сложную композицию:

  1. В хижине дровосека;
  2. Страна Воспоминаний;
  3. Царство Ночи;
  4. Лес;
  5. Сады блаженств;
  6. Царство будущего;
  7. Возвращение.

Учитель: Чаще всего мы  с вами желаем друг другу счастья. Мечтаем о счастье. А что такое счастье? Каким оно бывает?  Как его добиться? Как  оставаться счастливыми? Над этими вопросами размышляют вот уже почти 100 лет читатели и зрители феерии М. Метерлинка «Синяя птица».

В чем, по-вашему, заключается смысл заглавия этого произведения?

Ученик: Синяя птица – это символ счастья, за которым отправились в путешествие герои сказки.

Учитель: Какие другие названия вы придумали бы к этой сказке?

Ученики: “Путешествие за счастьем”, “Дорога к счастью”.

Учитель: Так и назовем наш урок: Дорога к счастью.

Учитель: В первом действии мы познакомились со всеми главными героями. Сейчас двое учеников  предложат классу игру. Они будут называть внешний вид персонажа, а вы угадывать его. (Наприме, Тильтиль: мальчик лет десяти, в короткой курточке, нежно-голубого цвета, сын дровосека. Митиль: дочка дровосека, в костюме красной шапочки. Огонь: герой в красном костюме, которого боятся все животные. Тилетта: любимое животное Митиль, хитрая и коварная. Тило: любимое животное Тильтиля, верный и преданный друг).

Учитель: Герои отправляются за Синей птицей. Кому нужна эта птица?

Ученик: Больной девочке.

Учитель: Чем она больна?

Ученик: Она мечтает о синей птице, которая принесет ей счастье и здоровье.

Учитель: Итак, дети отправляются в дорогу за счастьем для больной девочки. Путешествие приводит их в страну Воспоминаний. Коротко перескажите этот эпизод. Каково представление о счастье у умерших?

Ученик: Они счастливы и оживают тогда, когда о них помнят.

Учитель: Следовательно, счастье в реальной жизни невозможно без…Начинаем выстраивать на нашем уроке дорогу к счастью. На столе разложены «уроки счастья» разных дорог. Выберите мудрость первого путешествия. (Двое учащихся выбирают табличку: “Изучай и уважай прошлое” и прикрепляют её к доске).

Царство Ночи    

Учитель: С кем встречаются герои в этой части?

Ученик: С болезнями, ужасами, войнами.

Учитель: Зачем автор придумывает этот эпизод?

Ученик: В жизни много хорошего и плохого, но побеждает лишь тот, кто не боится трудностей.

Учитель: Откройте урок второй дорожки. Учащиеся  выбирают: “Смело преодолевай препятствие”.

Эпизод в лесу

Учитель:  На каких противоположных героев делятся деревья в лесу?

Ученики: На тех, кто ненавидит людей, и тех, кто их защищает.

Учитель: Почему деревья не любят людей?

Ученики: Лес помнит о том, что герои – это дети дровосека, который уничтожал лес.

Учитель: Какой же смысл этого эпизода?

Ученики: Дети поняли, что нужно жить в дружбе со всеми обитателями земли.

Учитель: Найдите «дорожку счастья» этого эпизода.

Ученики выбирают дорожку: “Человек должен жить в согласии с окружающим миром”.

Эпизод Сады Блаженств

Учитель: Почему дети не остались в Саду Блаженств?

Ученики: Им нужно спешить за Синей птицей.

Учитель: Выберите «дорожку счастья» этой части.

Ученики выбирают дорожку  “Надо жертвовать удовольствием для главного”.

Эпизод Царство будущего

Учитель: Перескажите этот эпизод. В чем смысл этого эпизода?

Ученики: Необходимо иметь цель в жизни, думать о будущем.

Учитель: Выберите «дорогу счастья» для этого эпизода.

Ученики выбирают: “Думай о будущем”.

Эпизод  Возвращение

Учитель: Дети возвращаются домой без Синей птицы. Но хижина дровосека волшебно преображается – все кажется новым, радостным. Что хотел сказать этим автор? Что поняли дети о том, что такое счастье?

Ученики: Счастье – это жить рядом с любимыми людьми.

Учитель: Что же стало с больной девочкой?

Ученики: Дети дарят ей Горлинку, которая кажется им синей, птица улетает, но дети счастливы, потому что они вместе, что наступает праздник, что счастье – это мечта, к которой надо стремиться.

 Учитель:  Группа учеников нашего класса провела анкету “Что такое счастье?” и сейчас они познакомят нас  с ее данными.

По степени важности  данные  распределились следующим образом.

Счастье – это:

  1. здоровье;
  2. жизнь с родителями;
  3. дружная и счастливая семья;
  4. хорошо учиться и иметь возможность получать больше знаний;
  5. иметь много друзей;
  6. заниматься любимыми делами.

Учитель: Давайте спросим у взрослых гостей нашего урока, что для них счастье?

Учитель: Каждый из вас задумался сегодня над тем, что такое счастье и какая дорога к нему ведет. Я считаю, что сказка “Синяя Птица” Мориса Метерлинка учит нас дорожить тем, что у нас есть, видеть и находить счастье рядом с собой и ценить его.

Группа учеников читает стихотворение

Дорожите счастьем, дорожите!
Замечайте,  радуйтесь, берите
Радуги, рассветы, звезды глаз – 
Это все для вас, для вас, для вас.
Услыхали трепетное слово – 
Радуйтесь. Не требуйте второго.
Не гоните время. Ни к чему.
Радуйтесь вот этому, ему!
Сколько песне суждено продлиться?
Все ли в мире может повториться?
Лист в ручье, снегирь, над кручей вяз…
Разве будет это тыщу раз?
На бульваре освещают вечер
Тополей пылающие свечи.
Радуйтесь, не портите ничем
Ни надежды, ни любви, ни встречи!
Хворь и ссоры временно отставьте,
Вы их все для старости оставьте.
Постарайтесь, чтобы хоть сейчас
Эта “прелесть” миновала вас.
Пусть бормочут скептики до смерти.
Вы им, желчным скептикам, не верьте – 
Радости ни дома, ни в пути
Злым глазам, хоть лопнут, – не найти!
А для очень, очень добрых глаз
Нет ни склок, ни зависти, ни муки.
Радость к вам сама протянет руки,
Если сердце доброе у вас.
Красоту увидеть в некрасивом,
Разглядеть в ручьях разливы рек!
Кто умеет в буднях быть счастливым,
Тот и впрямь счастливый человек!
И поют дороги и мосты,
Краски леса и ветра событий,
Звезды, птицы, реки и цветы:
Дорожите счастьем, дорожите!

Учитель: Сущность пьесы, значение для нее народной, фольклорной традиции искусства, ее глубинный пафос, присущий и творчеству Метерлинка в целом, лучше всего охарактеризовал Блок: «Только сказка умеет с легкостью стирать черту между обычным и необычным, и в этом вся соль пьесы...» И далее: «...счастья нет, счастье всегда улетает как птица, говорит сказка; и сейчас же та же сказка говорит нам другое: счастье есть, счастье всегда с нами, только не бойтесь его искать. И за этой двойной истиной, неуловимой, как сама Голубая птица, трепещется поэзия, волнуется по ветру ее праздничный флаг, бьется ее вечно юное сердце».

Домашнее задание:  Написать сочинение-размышление на тему: «Какие истины мне открыла пьеса  М. Метерлинка  «Синяя птица?»