Программа музыкально-эстетического развития детей дошкольного возраста "Забава"

Разделы: Работа с дошкольниками


Пояснительная записка

Предлагаемая программа рассчитана на возраст детей от 4 до 7 лет и имеет трехлетний срок обучения.

В связи с учетом возрастных особенностей детей образовательный процесс делится на 3 этапа:

  1. Подготовка малышей к восприятию музыкальных образов и представлений через накопление слухового опыта, нахождение жизненных прообразов музыкального искусства.
  2. Применение полученных знаний, умений и навыков в различных видах музыкальной деятельности.
  3. Теоретическое осмысление и «открытие» для себя средств музыкальной выразительности и как результат детское творчество.

Цель данной работы: консолидация усилий учреждений образования, родительских сообществ в обеспечении оптимальных образовательных условий в художественно-эстетическом развитии дошкольников. Стратегией образовательного пространства является создание образовательного процесса, направленного на гармоническое развитие личности, создание обогащенной среды для развития каждого ребенка. На протяжении веков одним из универсальных средств воспитания было и остаётся искусство, представляющее целостную картину мира в единстве мысли и чувства, в системе эмоциональных образов. В процессе исторического развития искусство выступает и как хранитель нравственного опыта человечества.

В «Концепции содержания образовательной области «Искусство» в 12-летней школе», утверждённой Министерством образования РФ в 2000 году, говорится об уникальности и значимости предметов, входящих в образовательную область «Искусство», об их влиянии на развитие эмоционально-нравственной и сенсорной культуры личности, о том, что именно эти предметы непосредственно развивают воображение и творческие способности детей. Немаловажную роль в творческой активности и развитии духовного мира ребенка играет формирование эстетического вкуса. Как же можно развить эстетический вкус?

Эстетический вкус воспитывается на развитии способности ощущать выразительность искусства, понимании языка искусства; на теоретическом обучении, на творческой и исполнительской деятельности детей во время детских утренников, концертов. Кроме задач эстетического и духовного развития и воспитания детей, танцевальное искусство даёт возможность еще и физического развития, что становится особенно важным при существующем положении со здоровьем подрастающего поколения. Тренировка тончайших двигательных навыков, которая проводится в процессе обучения ритмике, хореографии, связана с мобилизацией и активным развитием многих физиологических функций человеческого организма: кровообращения, дыхания, нервно-мышечной деятельности. Понимание физических возможностей своего тела способствует воспитанию уверенности в себе, предотвращает появление различных психологических комплексов.

Педагоги дополнительного образования, которые работают, по авторским программам, технологиям и реализуют их на занятиях, играют огромную роль в учебном процессе, а именно при комплексном решении задач целостной педагогической развивающей системы.

Как показывает наш опыт, одним из путей может стать эффективное планирование.

Программа содержит разделы:

  1. ритмика и хореография;
  2. вокальное пение;
  3. приложение 1: учебно-тематические планы по вокалу и ритмике;
  4. приложение 2: танцевальный и песенный репертуар.

Раздел «Ритмика и хореография» содержит ритмические упражнения, музыкальные игры, танцевальные миниатюры, танцевальные композиции музыкально-ритмические задания по слушанию и анализу танцевальной музыки. Упражнения этого раздела способствуют развитию музыкальности: формированию музыкального восприятия, дают представление о выразительных средствах музыки, развивают чувство ритма, умение ориентироваться в пространстве, в маршевой и танцевальной музыке, определять ее характер, метроритм, строение и умение согласовывать движение с музыкой. Разучивание и использование элементов аэробики, как тренажа, которая помимо развития и укрепления мышц шеи, рук, плечевого пояса, ног, туловища, стопы, развивает детей ритмически, вносит в занятие массу положительных эмоций, доставляет детям радость и удовлетворение от красивых двигательных упражнений, воспитывает эстетический вкус. Включены элементы классического, народного, бального танца. Упражнения экзерсиса способствуют формированию правильной осанки, помогают исправить физические недостатки, учат правильной постановке корпуса, координации движений с музыкой, учат правильно дышать при исполнении упражнений и танцев. Способствует укреплению мышц шеи, спины, пресса, тем самым избавляет детей от физического переутомления, улучшает физическую и психическую форму организма, повышает эмоциональность занятия. Музыкальное движение – это целостный эмоционально-осмысленный, внутренне – внешний психофизический процесс, в котором участвует все существо двигающего ребенка. Перед музыкальным руководителем стоит задача формирования двигательной активности ребенка, развития музыкального слуха, памяти воображения, посредством освоения ребенком, музыкально-ритмических движений и, как следствие, развития творческих способностей у ребенка, в виде раскрепощенности в движениях, ориентации в пространстве, координации движений.

Новизной и отличительной особенностью в отличие от действующих программ в данной программе является развитие у ребенка музыкально­ритмических  движений в соответствии с характером музыки; приобщение к мировой и национальной культуре.

Раздел «Вокал» включает вокальные упражнения, скороговорки, попевки, народные песни, песни современных композиторов.

Дополнительное включение в программу обширного танцевального и вокального материала позволяет повысить интерес детей к занятиям и принимать участие в концертах, конкурсах. Умение организовать себя и показать на профессиональном уровне полученные вокальные и хореографические умения. Раскрыть себя на сцене как творческую личность – задача, которая стоит перед воспитанниками и руководителем.

В современном мире важно формирование разносторонне развитой и жизнестойкой личности. Одной из задач музыкального руководителя является изучение индивидуальных особенностей ребёнка и их развития с целью коррекции имеющихся недостатков, отклонений.

Современная образовательная среда – это условия, в которых каждый ребенок развивается соразмерно своим способностям, интересам и потребностям.

Объект данной программы это дети, наделенные музыкальными способностями, стремящиеся научиться красиво двигаться, петь. Как это осуществить и как сделать, чтобы ребенок мог овладеть умениями и навыками вокального и танцевального искусства, самореализоваться в творчестве, научиться пластикой передавать внутреннее эмоциональное состояние, попробуем раскрыть в данной работе. Программа планируется на основе наблюдений педагога, психодиагностики, сотрудничества с семьёй и воспитателями, психологом, педиатром.

Приложение 1. «Учебно-тематические планы по ритмике и вокалу»

Приложение 2. «Песенный и танцевальный репертуар» включает в себя доступные песни и танцы, которые могут варьироваться в зависимости от уровня развития ребенка.                                                        

Основные формы работы:

  • беседы о музыке, танце различного содержания;
  • слушание музыки различного характера;
  • рассматривание иллюстраций, фотоальбомов, костюмов;
  • постановка детских сказок;
  • просмотр видеороликов, сюжетов из балетов, концертов...

Содержание работы:

  1. Развитие вокальных и танцевальных способностей;
  2. Развитие творческих способностей через игры, танцы, драматизацию.

Принципы, используемые в программе:

  • доступность, систематичность, последовательность в приобретении знаний, умений,
  • принцип эмоциональной увлеченности и заинтересованности;
  • принцип толерантности.

Формы и режим занятий.

Для успешной реализации программы используются разные виды занятий:

  1. Обучающие занятия проводят в игровой форме с учетом возрастных особенностей детей. Занятия имеют четкую структуру и включают: музыкально-ритмические движения, развитие чувства ритма, музицирование, пальчиковая гимнастика, слушание музыки, распевание, пение, пляски, игры.
  2. Детские праздники: тематические вечера, музыкальные викторины способствуют  развитию  творческих способностей  детей, расширяют кругозор.
  3. Открытые занятия для педагогов и родителей проводятся в течение  всего курса программы, не менее 3-х раз в год .
  4. Итоговые занятия проходят в форме концертов детского творчества, музыкальных инсценировок детских сказок.

Занятия проводятся 2 раза в неделю с группой детей в количестве 8 человек. Длительность занятий с детьми согласно введенным с 20.06.2003г. санитарным правилам и нормативам (Сан Пи Н 2.4.1.1249– 03):

  1. 1-й год обучения, возраст детей -4 года -15 минут;
  2. 2-й год обучения, возраст детей – 5 лет – 20 минут;
  3. 3-й год обучения, возраст детей – 6 лет – 25 минут.

В середине занятия обязательна пауза для отдыха – 5-10 минут.

 Диагностика усвоенных норм.

Во всех возрастных группах целесообразно два раза в год осуществлять прослушивание и проводить диагностику музыкальных способностей детей с занесением результатов в журнал индивидуального развития. Начинать диагностировать детей 4-х лет можно с первых дней, а 5-6 лет – после 2-3 недель занятий в начале года и в конце апреля – начале мая. Дети не должны чувствовать, что за ними наблюдают, поэтому все отметки делаются в отсутствие детей. Все параметры и задачи переходят из одной групп в другую и усложняются.

Формы подведения итогов реализации программы

В течении всего курса программы проводятся открытые занятия для  педагогов  и родителей (не менее 3 раз в год), детские праздники, вечера тематические, музыкальные инсценировки детских сказок, концерты детского творчества.

Заключение

Занятия танцем начинается с ритмики и ритмических движений. На таких занятиях ребенок не только  учится красиво танцевать, двигаться под музыку, держать осанку, но и будет развиваться духовно.  Танец – это творчество, тот вид искусства, который поможет ребенку раскрыться, показать окружающим, как он видит этот мир. Занятия больше похожи на игру, но в этой игре ребенок учится тем вещам, которые пригодятся ему в жизни. На занятиях предоставляется возможность полноценно развивать индивидуальные  способности ребенка, формировать   эстетический  вкус, помогая тем самым привести в гармонию внутренний мир ребенка. Несмотря на большое количество школ  и студий детского танцевального творчества в системе дополнительного образования, немногие способны хорошо владеть своим телом. Большинству не хватает раскованности и легкости в движениях. Это происходит оттого, что у каждого человека имеются приобретенные с детства психологические блоги, которые замедляют прогресс в ходе занятий танцами. Они обусловлены различными психологическими установками, индивидуальными особенностями личности, образом мышления и восприятия окружающего мира. Ощущение неуверенности в себе, отсутствие гибкости мышления или слабость характера могут проявляться в заблокированных мышцах спины, рук, ног. Начиная заниматься танцами в детском возрасте, можно предотвратить возникновение негативных установок, изменить образ мыслей, улучшить отношение к окружающим. Таким образом, танец является чем-то большим, чем просто движение под музыку. Это способ работы над собой, помогающий добиваться успехов в любой сфере деятельности. Занятия танцами дарят ребенку радость движения, общения, обогащают, его внутренний мир и помогают познать себя. Подход к ребенку состоит в том, чтобы помочь раскрыть его творческие потенциалы, научить общаться, чувствовать себя уверенно в жизни, повысить способность адаптации к различным жизненным изменениям. Танцевальные движения способствуют развитию фантазии и способности к импровизации, помогают наиболее ярко раскрыть характер и индивидуальность, а также развить такие качества как целеустремленность, организованность и трудолюбие. Таким образом, с первых лет жизни  ребенка необходимо начинать воспитание с развития хореографического творчества, чувства музыки в нем. Это в свою очередь способствует всестороннему развитию ребенка и более успешной работе мозга.  Сам процесс занятий ритмикой приносит детям истинную радость и способность самовыражения в творчестве. Научившись красиво двигаться, умея владеть своим телом, ребенок уверенней себя чувствует, избавляется от закомплексованности. Танцы создают такие условия, при которых ребенок по мере  своих  возможностей, выступает публично, преодолевает неуверенность, страх, учится управлять собой, своим поведением, телодвижением. Эти выступления доставляют маленькому «танцору» много радостных эмоций и запоминаются надолго.