Урок русского языка на тему "Правописание окончаний существительных в родительном падеже". 4-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 4


Тема: Правописание окончаний существительных в родительном падеже.

Цели:

  • Познакомить с особенностями окончаний существительных в родительном падеже.
  • Учить последовательности действий при написании безударных окончаний.
  • Отрабатывать умение распознавать тип склонения существительных, падеж.

Ход урока

Этапы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

I. Организационный момент и сообщение целей урока

I. На доске написаны словосочетания.

ВЫЕХАЛ ИЗ ДЕРЕВН...,

РАССТАВАЛСЯ БЕЗ ГРУСТ...,

ПРОСНУЛСЯ ДО СОЛНЦ....

В каком падеже данные существительные? Сформулируйте тему нашего урока.

(В родительном.)

(Безударные окончания существительных в родительном падеже.)

II. Проверка домашнего задания

Упражнение 193, стр. 101. Какие словосочетания вы написали? Нарисуйте схему предложения.

НА БЕРЕГАХ РЕЧКИ РАСТУТ БЕРЕЗКИ, ИВА, ОЛЬХА. (Схема.)

(Протекает около деревни; на берегах речки; далеко от деревни.)

III. Чистописание

а) Массаж рук. (Пальцы обеих рук складываются кончиками вместе.)

Читаем  потешку:

Сел сверчок на шесток,
Таракан в уголок. (Хлопают большие пальцы.)
Сели – посидели.
Песенку запели. (Хлопают указательные пальцы.)
Услыхали ложки –
Вытянули ножки. (Хлопают средние пальцы.)
Услыхали калачи –
Попрыгали с печи. (Хлопают безымянные пальцы.)
Да давай подпевать,
Подпевать да танцевать! (Хлопают мизинцы.)

б) Работа в тетради.

 

IV. Словарно-орфографическая работа

а) На доске кроссворд.

рис.1

– Замените, одним словом:

  1. Огородное растение семейства крестоцветных, растущие обычно кочаном. (Капуста.)
  2. Откидной головной убор, пришитый или пристёгиваемый к вороту верхней одежды. (Капюшон.)
  3. Жёсткие конфеты, приготовляемые из сахарного и паточного сиропу обычно с начинкой. (Карамель.)
  4. Вращающееся устройство для катания по кругу, с сидениями, сделанными в виде кресел, лошадей, лодок. (Карусель.)
  5. Вшитая или нашивная деталь в форме мешочка (обычно для ношения при себе мелких вещей, денег). (Карман.)
  6. Письменная принадлежность – деревянная палочка со стержнем и смеси глинистой массы с графитом. (Карандаш.)
  7. Большой круглый хлеб. (Каравай.)
  8. Животное или растение неестественного маленького размера. (Карлик.)
  9. Клубнеплод семейства паслёновых с клубнями, богатыми крахмалом (Картофель.)

– Какое слово получилось по вертикали? (КАЛЕНДАРЬ.)

– Дайте лексическое значение этого слова. (Таблица или книжка с перечнем всех дней в году.)Найдём толкование этого слова в словаре Даля

– Подберите однокоренные слова. (КАЛЕНДАРЬ, КАЛЕНДАРИК, КАЛЕНДАРНЫЙ.)

б) Письмо под диктовку:

«На стене висит календарь.»

 Разберём это предложение.

Составим схему предложения.

 

V. Работа по теме урока

а) Беседа по вопросам.

– На какие вопросы отвечают имена существительные в родительном падеже?

С какими предлогами употребляются существительные в родительном падеже?

Найдите в таблице на стр. 38 окончания существительных в родительном падеже.

Чем являются в предложении существительные в родительном падеже?

б) Выборочный диктант.

Я  читаю  словосочетания, а вы записываете только те, где существительные в родительном падеже.

ХОДИЛ ОКОЛО ПАЛАТК...,

СТУЧАЛ ПО КРЫШ...,

ПОДЪЕХАЛ К ИЗБУШК...,

ДОСТАЛ ИЗ ПЕЧ...,

ИСКАЛ БРАТ...,

ПОЛИЛ МАСЛ...М,

ПРИДВИНУЛ К ПАРТ...,

СВЯЗАЛИ ИЗ ШЕРСТ...,

ВЕРНУЛСЯ ИЗ ЛАГЕР...,

ОБРАДОВАЛСЯ ГОСТЬ...,

ИСПАРИЛСЯ С ПОВЕРХНОСТ...,

СВАРИЛ ИЗ КЛУБНИК...

(КОГО? ЧЕГО?)

 (ОТ, ДО, ИЗ, БЕЗ, У, ДЛЯ, ОКОЛО, С.)

(I скл.: -И, -Ы; 2 скл.: -А, -Я; 3 скл.: -И.)

 (Второстепенным членом.)

 

(Ходил около палатки, достал из печи, связали из шерсти, вернулся из лагеря, испарился с поверхности, сварил из клубники.)

Физкультминутка

Нет, не ветер, чудо-ветер,
И  не лес шумит вокруг,
Это просто переменка
Для уставших наших рук.
Каждый пальчик поплясал
И с себя усталость снял.

 

 

в) Работа по учебнику.

Упражнение 187, стр. 98.

– Напишите словосочетания. (Сшили для сестры, связали из шерсти, пришли из деревни, остановились около пристани, возвратился из библиотеки, жил у бабушки Ирины Петровны и дедушки Ильи Васильевича.)

Упражнение 190, стр. 99.

Напишите новые словосочетания с предлогом ИЗ. (Варенье из земляники, варежки из шерсти, варенье из черники, конверт из бумаги, ложка из дерева, сок из вишни, щит из стали, пюре из картофеля, ваза из стекла.) 

 

VI. Домашнее задание

Упражнение 188, стр. 98.

 

VII. Итог урока

– Перечислите окончания существительных в родительном падеже.

Перечислите предлоги, с которыми употребляются существительные родительном падеже.

(I скл. -и, -ы; 2 скл.: -а, -я, 3 скл.: -и.)

(ОТ, ДО, ИЗ, БЕЗ, У, ДЛЯ, ОКОЛО, С.)