Проектная деятельность на уроках информатики

Разделы: Информатика


В современных условиях перед учителями информатики стоят не простые задачи. Конечно, мы хотим достичь высоких результатов в своей работе, а значит, преподавание информатики должно удовлетворять следующим основным требованиям:

  • обеспечивать знакомство с фундаментальными понятиями информатики и вычислительной техники на доступном уровне;
  • иметь практическую направленность с ориентацией на реальные потребности, соответствующие способностям ученика;
  • должна охватывать как алгоритмическое направление, так и вопросы практического применения компьютеров, то есть, курс информатики
  • должен быть интегрированным;
  • допускать возможность варьирования в зависимости от уровня подготовки и интеллектуального уровня учащихся (как группового, так и индивидуального);
  • предусматривать возможность индивидуальной работы с учащимися, чей уровень подготовки отличается от среднего по классу.
    Исходя из вышесказанного, считаю, что проектная деятельность учащихся на уроках информатики и во внеурочное время удовлетворяет этим требованиям.

Хочу поделиться с коллегами своим опытом работы. Я очень широко применяю такой метод обучения как проектная деятельность. Применяется он мною как на уроках, так и во внеурочное время.

В основе метода проектов лежит развитие познавательных, творческих навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления.

Метод проектов всегда предполагает решение проблемы, предусматривающей, с одной стороны, использование разнообразных методов, с другой – интегрирование знаний, умений из различных областей науки, техники, технологии, творческих областей. Проект – это совокупность определенных действий, документов, предварительных текстов, замысел для создания разного рода теоретического продукта.

Общая схема выполнения проекта: я ставлю задачу, тем самым, очерчивая планируемые результаты обучения и исходные данные. Все остальное предстоит делать самим ученикам: намечать промежуточные задачи, искать пути их решения, действовать, сравнивать и сопоставлять полученное с требуемым, корректировать собственную деятельность.

Проект может быть выполнен на одном уроке, либо даётся заранее и выполняется за определенный срок (за четверть, за полугодие).

Работа по методу проектов требует творчества. Развитие творческого мышления – на сегодняшний день одна из актуальных проблем образовательной среды. Тяга к творчеству, которая (как и всякая чисто человеческая потребность) является не врождённым качеством, не природным даром, а результатом воспитания (стихийного, незаметного или организованного). Наряду с развитием потребности (тяги) к творчеству, я стараюсь эту тягу к творчеству обращать в средство педагогического воздействия, в частности, в средство формирования познавательных интересов школьников, в средство формирования потребности учиться, получать знания.

Творческий проект иногда используется мною как одна из форм итоговой аттестации учащихся. В этом случае проекты должны охватывать как можно более широкий круг тем изучаемого курса. Учитывая индивидуальные способности, учащиеся разрабатывают итоговые творческие проекты. Работа над ними осуществляется в течение всего учебного года и проводится поэтапно.

Для создания итогового творческого проекта необходимо, во-первых, наличие значимой в исследовательском творческом плане задачи или проблемы, а также практическая и познавательная значимость предполагаемых результатов. Требуется проблема, взятая из реальной жизни, знакомая и значимая для обучающегося, для решения которой ему необходимо приложить полученные знания и новые, которые ещё необходимо приобрести. Во-вторых, самостоятельная деятельность учащихся. В-третьих, необходимо, структурировать проект, определить, хотя бы приблизительно, какие результаты должны быть достигнуты на каждом этапе. В-четвертых, это оформление результатов, подведение итогов, их презентация. И, конечно, сделанные выводы помогут определить новые темы для дальнейшей работы.

Создание проекта можно разделить на несколько этапов:

  • подготовительный, связанный с подготовкой проблемы, разработкой нескольких вариантов и выбора одного их них;
  • исследовательский этап (разбиение проекта на части, анализ составляющих частей);
  • реализация проекта;
  • защита проекта (обсуждение проекта и процесса деятельности учащихся).

При выборе темы проекта, я не навязываю учащимся тематику будущей работы. Ведь выбор темы это одно из составляющих первого этапа разработки проекта. При этом учащиеся должны сами определить название и подобрать материал, который позволит проиллюстрировать основные возможности той программы, на которой будет создан проект.

Внеурочная проектная деятельность обеспечивается за счёт индивидуальных, факультативных и кружковых занятий.

Информационная поддержка осуществляется и с помощью Интернет. В ходе выполнения работ учащиеся используют его ресурсы для получения дополнительной информации.

В первой четверти, в 10 классе на уроках информатики обучающиеся, согласно программе, изучают темы:

  • Информация;
  • Информационные процессы;
  • Измерение информации.

В то же время, на уроках ИКТ изучаются коммуникационные технологии. Такое построение не случайно. Параллельно учащиеся выполняют индивидуальные проекты. Примеры тем:

1) Свойства социальной информации.
2) Информационные процессы.
3) Значение информации в жизни человека.
4) Как человечество накапливало информацию.
5) Информация в живой природе и технике.

Информацию к проекту учащиеся находят в сети Internet. Проект (в форме реферата) выполняется в Word. Сопровождается иллюстрациями, также взятыми из глобальной сети. Таким образом, закрепляются навыки работы с файловой структурой компьютера, текстовым редактором и Internet.

В дальнейшем, при изучении тем информатики: арифметические основы работы компьютера и логические основы работы компьютера, а на ИКТ-технология создания презентаций, учащиеся выполняют проекты в PowerPoint. Темы презентаций разнообразны:

1) применение систем счисления к решению задач,
2) применение законов логики к решению задач,
3) внутреннее представление числовой информации,
4) внутреннее устройство ПК,
5) функционирование внутренних и внешних устройств ПК.

Хотя внутреннее устройство ПК, по программе, будет изучаться только в 11 классе, базовые знания по этой теме у учащихся уже есть. Дело в том, что методической поддержкой курса в предпрофильных 8-9 классах является методический комплекс Семакина И. Г., учебник, в том числе, в котором устройство ПК рассматривается (хотя и не достаточно подробно). Всегда есть учащиеся, которые считают информацию учебника не достаточной для себя, поэтому с большим удовольствием выбирают темы, связанные с устройством компьютера и работой его составляющих компонентов. Выполняют проекты, являющиеся в таких случаях исследовательской работой.

Приложение 1
Приложение 2

В процессе изучения тем: технология обработки числовой информации с помощью программы Microsoft Excel и информационные технологии создания и обработки баз данных с помощью MS Access – всем учащимся даётся задание на проектную работу «Моя первая фирма».

Работая над проектом, учащиеся самостоятельно или попарно должны «создать» свою собственную фирму, определить набор услуг, набрать штат сотрудников согласно штатному расписанию, определить распределение фонда заработной платы между сотрудниками, оформить всю необходимую документацию (прайс-листы на услуги, накладные ведомости, ведомости выдачи зарплаты). Создать логотип фирмы. Фирма должна иметь рекламный буклет и собственный сайт. Проект должен содержать оптимизационные экономические расчёты средствами MS Excel.

Учащиеся успешно справляются с поставленной задачей. Используют при расчётах вкладки строки меню Excel: Сервис Подбор параметра и Сервис Поиск решения.

Необходимую документацию к проекту, а так же сайт фирмы учащиеся выполняют в офисном приложении Publisher, одновременно приобретая навыки работы с этим программным продуктом.

Логотип фирмы учащиеся, как правило, создают в Adobe Photoshop, который изучается параллельно на уроках. Логотип либо учащиеся рисуют самостоятельно, либо создают коллаж из заготовок.

Приложение 3
Приложение 4
Приложение 5
Рисунок 1

В 11 классе изучается программирование на Visual Basic. После изучения основных теоретических вопросов объектно-ориентированного программирования и знакомства с интерфейсом программной среды Visual Basic и его основными объектами рассматриваются этапы создания Windows -приложения. При этом подробно перечисляются и характеризуются все этапы реализации будущих проектов учащихся. На уроках учащиеся создают различные мини-проекты.

К моменту начала работы над индивидуальными творческими проектами на Visual Basic учащиеся уже знакомы с основными возможностями этого программного продукта. Им только остаётся определиться с темой будущего проекта, целями его создания. Начинается процесс реализации проекта на ПК, в процессе которого учащиеся не только закрепляют полученные навыки, но и дополняют изучением и внедрением в программу новых возможностей (работа с файлами). Примеры программных продуктов в среде Visual Basic: большое количество различных калькуляторов, программирование компьютерных игр, программы-тесты, а так же гипертекстовые документы: «Основы программирования на Visual Basic», программирование массивов в Visual Basic, информационное моделирование в биологии и химии.

Рисунок 2

Изучая WEB дизайн, учащиеся, параллельно, создают свои сайты. Предпочтительная тематика, которую они выбирают, это:

  • электронные учебники, библиография учёных, видных деятелей науки и искусства;
  • разработка школьных web-страниц (доработка официального школьного web-узла);
  • разрабатываются сайты о родном городе Касимове;
  • личные страницы (увлечения, досуг, рассказы о друзьях, об учителях).

Примером является интересная работа учащегося Джанбекова Романа, который создал электронный учебник по HTML. Этот учебник может служить прекрасным пособием на уроках информатики при создании Web – сайтов. Также может быть полезным для самообразования взрослых и детей.

Рисунок 3
Приложение 6
Приложение 7

Некоторые сайты, созданные учащимися, можно посмотреть в сети Интернет. Так, сайт о родном городе Касимове: Kasimovgorod.com. Вся графика сайта выполнена учащимся в Photoshop. А также можно посмотреть сайт нашей школы: kasimov-sos3.narod.ru. Сайт полностью создан учащимися. HTML – код каждой страницы прописывался в программе Блокнот.

В конце каждого учебного года старшеклассники защищают свои творческие проекты. Для защиты десятиклассники, чаще выбирают проекты, выполненные в PowerPoint, а также проекты «Моя первая фирма», рисунки и коллажи, выполненные в Adobe Photoshop. Одиннадцатиклассники – проекты, выполненные на Visual Basic, WEB-сайты.
По итогам этой защиты каждый ученик получает свидетельства, которые являются приложением к аттестату. Свидетельства играют важную роль при прохождении конкурсного отбора в Вузы, т.к. с 2011 года в соответствии с рекомендациями Минобрнауки при поступлении наряду с результатами ЕГЭ учитывается и портфолио ученика, в частности, и участие его в проектно – исследовательской деятельности.

Приложение 8

В конце каждого учебного года учащимся предоставляется возможность принять участие в ежегодной городской научно-практической конференции «Информационные технологии в 21 веке» (рисунок ниже) и в областной конференции «В Содружестве с компьютером».

Конечным результатом на момент окончания полной средней школы является достижение учащимися уровня допрофессиональной компетентности как пользователь ПК и уровня функциональной грамотности в области программирования. Отдельные учащиеся достигают уровня компетентности как программисты, WEB-дизайнеры, что предполагает возможность успешно работать самостоятельно по этой специальности.