Развитие толерантного сознания у учащихся. Кружковые занятия к программе "Тропинка к своему я"

Разделы: Начальная школа, Внеклассная работа


В настоящее время уделяется большое внимание актуальнейшей проблеме – воспитанию толерантного сознания у учащихся в школе. Начальная школа – это один из этапов в формировании у детей толерантного сознания. Что же такое толерантность и как её воспитывать у детей? Словарь Ожегова даёт краткое понятие – это терпимость. Но к чему? Люди работающие в этом направлении (в том числе и я )понимают под этим следующее:

  • способность к позитивному взаимодействию;
  • способность к сопротивлению неблагоприятному влиянию окружающей среды;
  • способность принимать людей других национальностей; и др.

Формирование толерантного сознания учащихся является одним из факторов позитивной социализации личности. Толерантность всё-таки понимается как способность человека к мирному сосуществованию с другими людьми, уважение прав другого человека, признание его права быть иным. Школа должна выпускать во взрослую жизнь не просто ребёнка «накаченного» системой знаний, умений и навыков, а человека, умеющего пользоваться ими, применять их в разных условиях на практике. Нередко мы часто слышим, что современному человеку не хватает терпимости, гуманности, тактичности в общении с другими людьми. «Подростковая жестокость» охватило наше молодое поколение. Откуда же она берётся? Многие проблемы нашего подрастающего поколения тянутся из детства в силу различных причин, как объективных, так и субъективных. Ведь не секрет – «что посеешь, то и пожнёшь». И от того, что мы, педагоги, будем формировать у учащихся в период становления и развития личности – зависит успешность его в дальнейшей взрослой жизни, успешность его социализации. Уместно будет привести слова И.Д. Демаковой: «Атмосфера, отношения, которые складываются у ребёнка этого возраста с окружающими его людьми, во многом определяет систему его отношений с миром на всю оставшуюся жизнь, поэтому так необходимо, чтобы эти годы стали «пространством– временем» гуманного бытия».

Одним из аспектов толерантности – является этническая толерантность. В последнее время возросла неприязнь к людям другой национальности. А ведь сейчас в классах учатся 50% и более детей других национальностей. Поэтому, в этой связи, необходимо воспитывать этническую толерантность, культуру межнационального общения путём знакомства учащихся с традициями культур других народов.

Много лет веду кружок «Тропинка к своему я» автор Хухлаева О.В.(сейчас использую во внеурочной деятельности – в разделе социально – психологическое направление). Хочу поделиться опытом проведения занятий.

Кружковое занятие «Умею ли я дружить?» 2 класс.

Слайд 1. Титульный

Слайд 2. Цели и задачи:

  • Познакомить учащихся с понятием «чувство», «дружба»;
  • Подвести учащихся к ответу на вопрос «Умею ли я дружить»;
  • Воспитывать дружеские качества, умение общаться друг с другом;
  • Расширять кругозор учащихся.

Ход занятия

I. Организационный момент

II. Постановка целей и задач

Приложение 1, Слайд 3. Сегодня на уроке каждый из вас сможет ответить на вопрос: «Умею ли я дружить?»

III. Разминка

Слайд 4. Игра «Чувства и ассоциации»

Ведущий называет чувства и просит подобрать к нему ассоциации с различными предметами и явлениями.

  1. Если радость была бы собакой, то какой породы?
  2. Если счастье было цветком, то каким?
  3. Если дружба была погодой, то какой?
  4. Если удача была транспортом, то каким?

Игра «Кто сказал прости?»

Все встают в круг; один в середину.

Все пожимают руку, здороваясь, только один передает через рукопожатие «прости». Ведущий должен узнать кто это?

IV. Основное содержание занятия «Нужно ли уметь дружить?»

Ведущий просит детей назвать, перечислить свои умения

  • Я умею кататься на коньках.
  • Я умею плавать.
  • Я умею играть на пианино. И т.д.
  • Я умею дружить!
  • Что включает в себя это понятие? (Дети высказываются.)

Слайд 5. Дружба – это умение или этому нужно учиться?

V. Физкультминутка

VI. Работа со сказкой

– Послушайте сказку про маленькую бабу-Ягу. Ответьте на вопросы по ходу чтения и в конце.

Про маленькую Бабу-Ягу (А. Завалишина)

В одном лесу жило необыкновенное семейство: Баба Яга – мама, Баба Яга – тетка и Баба Яга – девочка. Они занимались колдовством и черной магией. Но вот решили мама и тетка отдать маленькую – ее в миру звали Матильдой – в школу, авось пригодится. Для этого пришлось им переехать из леса в город. Правда, поселились они на самой его окраине, и недалеко от домика был лес.

Школа, в которой начала учиться маленькая Баба Яга, была самой обыкновенной современной школой. И дети там учились обыкновенные. Первый день в школе для Матильды оказался настоящим кошмаром. Как только она вошла в класс, все девчонки так и заверещали.

– Ну и прикид! – сказала первая модница в классе, Анжела. – Это же настоящие лохмотья!

– А волосы! Похоже, она месяца три не мылась и не причесывалась!

– Она к тому же и босая!

– А на плече, смотрите, ворона сидит!

Кое-как бедняжка просидела до конца уроков и в слезах прибежала домой. Она набросилась на маму с теткой:

– А вы-то мне говорили, что я красивая, что я талантливая! А в школе меня обозвали уродиной! А еще чучелом! Они сказали, что я не должна учиться с ними в одном классе! Все меня невзлюбили! – И слезы у Матильды полились рекой.

– Что предприняли взрослые?

Взрослые ведьмы принялись успокаивать маленькую Бабу Ягу.

– Не плачь ты! – говорили они в один голос. – Ты же колдунья и можешь сделать с обидчиками все, что захочешь. Преврати их всех в жаб! Угости их лягушачьим отваром, и пусть себе квакают! Прекрати плакать и помни, что ты самая умная и красивая ведьмочка на свете!

С тех пор на одноклассников Матильды несчастья так и посыпались. У отличниц в дневниках появились двойки. У мальчишек брюки укоротились на пятнадцать сантиметров. У модницы Анжелы за неделю сломались четыре каблука и семь расчесок. Из всех портфелей выскакивали лягушки. Все догадывались, чьих это рук дело, и продолжали смеяться над Матильдой и еще больше не любили ее. Да и самой Матильде от ее проделок легче не становилось. В итоге эта необычная девочка сделалась посмешищем всей школы.

Однажды весной школьники отправились в лес на пикник. Матильду взяли с собой только затем, чтобы не скучать, мол, будет над кем посмеяться! Матильда понимала это, но все-таки пошла вместе со всеми: ведь она так любила лес! А еще ее не покидала надежда, что рано или поздно ее отношения с одноклассниками наладятся.

Пока шли по лесу, ребята постоянно осмеивали Матильду.

– Смотрите-ка, она с березой разговаривает! Вот умора! А вот какие-то сорняки в букетик собирает! Ха-ха-ха!

А Матильда добродушно объясняла: это, мол, не сорняки, а лечебные травы. Эта от астмы, эта – от простуды, а эта – для заживления ран. И дети прислушивались к ней, поддразнивая все реже. Им становилось интересно в лесу, и они понимали, что это заслуга Матильды.

– Что заставило одноклассников уважать Матильду?

Вдруг у тропинки дети увидели большой куст с красными ягодками. Мишка, первый красавчик в классе, тут же подбежал к нему и сунул ягоду в рот. И тут все услышали крик Матильды:

– Стой! Нельзя! Они ядовитые!

Все отошли от куста и молча пошли дальше.

Но впереди их поджидала новая опасность. Анжела подняла с земли изогнутую веточку, но веточка оказалась змеей. Не очень большой, но настоящей ядовитой змеей. Анжела вскрикнула и вмиг стала белой как мел. Все обернулись к Матильде. Она пожала плечами:

– Я не в силах спасти ее. Все, что я могу сделать, – это приостановить действие яда.

Быстро насобирав каких-то травинок, она склонилась над ранкой.

Весь обратный путь Анжела не приходила в сознание. Через два часа добрались до больницы, где девочку удалось спасти. Доктора говорили, что это произошло каким-то чудом, неизвестным медицине, поскольку девочка должна была умереть еще час назад.

Но все одноклассники знали, что это за чудо. Матильду ста ли уважать, ее поступком в лесу все восхищались. Ее перестали дразнить колдуньей, но зато она стала известной целительницей, к которой приходили многие жители города со своими хворями.

– Что изменилось в Матильде?

И недоверчивые к людям взрослые ведьмы – мама и тетка Матильды – стали понимать, что уважения и внимания можно добиться хорошими делами, а не злыми проделками. Они помогали Матильде во всех ее заботах.

А тетушка принялась особо следить за тем, чтобы Матильда всегда была чистенькой и опрятной. Анжела подарила ей модные платья, а местный парикмахер сделал ей красивую стрижку. Впервые в истории в домике, где живут три Бабы Яги, появились гости. Это было в день рождения Матильды, которая стала общей любимицей.

Слайд 6. Вопросы для обсуждения:

  1. Как встретили в классе Матильду ученики?
  2. Что ей дома сказали взрослые?
  3. Какие проделки Матильда устраивала одноклассникам, помогли ли они наладить отношения?
  4. На что надеялась Матильда?
  5. Что помогло (какие поступки) Матильде наладить отношения.
  6. Чему научились взрослые ведьмы, что они стали понимать?
  7. А в нашей жизни бывает, что встречают по одежке, а провожают по уму?

– Ну а теперь подведем итог. Проведем маленький тест, который поможет ответить на вопрос: «Умею ли я дружить?»

Слайд 7.

1. Что для тебя самое важное в отношениях с людьми?

– не надоедать
– взаимопонимание
– верность

2. Ты видишь, что на одного из твоих одноклассников напали хулиганы. Как ты поступишь?

– Возьму под руку свою подружку и пройду мимо – меня это не касается.
– Попрошу вмешаться учителя.
– Скажу хулиганам, чтобы они оставили его в покое.

3. Дружба должна быть преданной?

– да, конечно
– да ну-у…
– дружба не волк, в лес не убежит

4. Твоему другу подарили велосипед, ты:

– порадуешься за него
– напомнишь родителям, что они обещали и тебе велосипед
– подумаешь: «ему всегда везет»

5. Твой друг заболел. Твои действия?

– спрошу у его (её) мамы как он (она) себя чувствует и передам апельсины
– прямиком помчусь в больницу
– позвоню

Слайд 8. Заключительный

Кружковое занятие «Как справляться с Немогучками». 2 класс.

Слайд 1. Титульный

Слайд 2. Цели и задачи:

  • Воспитывать самостоятельность, умение находить нужное решение;
  • Развивать познавательный интерес;
  • Расширять кругозор учащихся.

Ход занятия

I. Организационный момент

II. Постановка целей и задач

Приложение 2, Слайд 3. Сегодня на уроке мы узнаем кто такие немогучки и как с ними справляться.

III. Разминка

Игра «В маске». Изобразить с помощью мимики и жестов ученика, которого:

Слайд 4.

  1. Хвалят.
  2. Ругают.
  3. Стыдно.
  4. Хочет списать.
  5. Не дает списать.

Учитель: Ну, а сейчас внимание, внимание!

Ролевая игра «Корреспондент».

Дети должны рассказать о школе так, чтобы всем радиослушателям захотелось в ней учиться.

Слайд 5. Вопросы корреспондента:

  1. В какой школе вы учитесь?
  2. Что хорошего в вашей школе?
  3. Нравится ли вам она?
  4. Расскажите о своей школе.
  5. Что привлекает вас в вашей школе?

IV. Послушайте внимательно стихотворение и дайте ему заголовок.

Слайд 6.

Если просите вы Петю подмести в квартире пол,
Петя сразу вам ответит: Никогда я пол не мел!
Если просите вы Петю поработать выйти в сад
Петя сразу вам ответит: Не могу, бока болят!
Если просите вы Петю показать его тетрадь,
Петя сразу вам ответит: Взял учитель проверять!
У доски зато наш Петя ничего не смог ответить.

– Чему учит нас это стихотворение?

– Послушайте сказку.

Слайд 7. (На экране иллюстрации к сказке.) Расставьте картинки в нужной последовательности.

«Малыш-Облачко» (К. Суворов)

Однажды на свет появилось маленькое облачко. Назвали его Малыш-Облачко. Малыш жил, не зная взрослых тревог и волнений, и беззаботно радовался Жаркому Солнцу, Веселому Ветерку, Смеющемуся Ручейку, Говорливому Лесу.

Однако, несмотря на то, что Малыша-Облачко все любили, у него не было настоящих друзей, так как его считали очень маленьким и потому не принимали всерьёз.

Малыш часто гулял по небу один и думал о том, что он уже большой и самостоятельный, а не маленький и глупенький, как думают многие. Тем более Малыш-Облачко уже во всю помогал своему Папе-Облаку по хозяйству. К сожалению, другие более взрослые облака отказывались в это верить.

Однажды Малыш-Облачко, как обычно, гулял по Синему Небу, мечтая поскорее повзрослеть. Мимо него весело пробегали другие облака и, весело смеясь, мчались дальше, к темнеющему вдали Говорливому Лесу.

«Эй, Малыш! – вдруг послышалось совсем рядом,– Полетели с нами! Сегодня все птицы справляют новоселье в Говорливом Лесу. Вот повеселимся на славу! Не отставай!»

Малыш-Облачко так растерялся от неожиданности, что не мог вымолвить ни слова и застыл на месте. Когда он очнулся пролетавших облаков уже и след простыл. Понурив голову, Малыш поплелся домой: «Опять я пропустил самое интересное! Так я никогда не повзрослею!»

Но вдруг он заметил, что вокруг стоит какая-то странная тишина. Малыш огляделся и увидел, что с запада ползет какая-то тьма. С ней приближался странный гул. Малыш замер.

Тьма приближалась, а за ней несся Страшный Смерч. Они двигались прямо к Говорливому Лесу! Малыш вспомнил, что там сейчас праздник. Значит, многим грозила беда. Малышу-Облачку стало страшно, и тут же он услышал внутри себя голос: «Неужели ты и вправду маленькое, глупое облачко? Ты же так хотел повзрослеть! У тебя доброе сердце, ты любишь помогать всем. Ты можешь помочь и сейчас! ТЫ МОЖЕШЬ ПОМОЧЬ!»

И малыш подхватил: «Да, они нуждаются в моей помощи! И Я ИМ ПОМОГУ!»

Он помчался в сторону Говорливого Леса, чтобы предупредить его обитателей о надвигающейся беде и помочь им спастись.

…тем временем в Говорливом Лесу поднялась суматоха. Никто не знал, что делать, в какую сторону бежать. Увидев на небе Малыша-Облачко, все закричали: «Малыш! Беги домой, а то погибнешь!»

«Нет, – ответил Малыш спокойно. – Я вижу, откуда движется Смерч, и знаю, где есть безопасное место. Там все могут спрятаться!»

«Тогда веди нас туда!» – прокричало Самое Мудрое Облако, перекрывая рев приближающейся Бури. И все полетели за Малышом к Высокой Скале. В ее просторной теплой пещере укрылись все облака и птицы. Смерч пролетел мимо, не принеся никому вреда.

Вечером все вернулись в Говорливый Лес, и праздник продолжался. И теперь героем праздника был Малыш-Облачко, которого с этой поры стали называть Бесстрашным облаком. И, разумеется, у него появилось множество друзей, и никто уже не считает его маленьким и глупым.

Слайд 8. Правильно расставленные картинки. Приложение 3, Рисунок 1– рисунок 7

Слайд 9. Вопросы для обсуждения:

  1. Почему взрослые облака перестали называть облачко Малышом?
  2. Как вы думаете, что за голос сказал Облачку «ты можешь помочь»?
  3. Были ли у вас ситуации, когда вы сами говорили себе «я могу»?

Слайд 10. Правила, которые помогают бороться с Немогучками.

  1. Побыстрей прогнать «Немогучку».
  2. Прислушиваться к своему внутреннему голосу.
  3. Нужно очень захотеть это сделать, а раз хочешь, значит можешь.

– Итак, подведем итог. Какой вывод можно сделать из сегодняшнего занятия? В этом нам поможет загадка.

Слайд 11.

Без крыла – летит (ветер). Рисунок 8
Без ног – бежит (облако). Рисунок 9
Без огня – горит (солнце). Рисунок 10
Через лес – бурлит (ручей). Рисунок 11

На отгадках появляется вывод. Читаем хором: хочу – могу, не хочу – не могу.

Слайд 12. Заключительный.