Путешествие в Хакасский республиканский национальный музей-заповедник "Казановка"

Разделы: Внеклассная работа


Цель: ознакомить детей историко-культурным наследием родного края

Задачи:

  • расширить кругозор учащихся
  • развивать познавательные способности учащихся
  • воспитывать личность учащегося в духе мира, взаимопонимания и взаимоуважения между представителями различных этносоциумов, бережное отношение к окружающей среде.

Оборудование:

Для психолога:

  • проектор, ноутбук;
  • музыкальные заставки (этномузыка, звуки природы);
  • презентация к занятию;
  • мяч для игры «Снежный ком»;
  • национальная юрта (макет);

Для детей и гостей:

  • карандаши и фломастеры;
  • заготовки для раскрашивания национального орнамента;
  • национальный костюм для девочки.

Длительность занятия: 40 минут.

Ход занятия

1. Вводная часть

Звучит музыкальная заставка (чатхан). Приветствие гостей и детей.

Психолог: Давайте познакомимся, для этого поиграемте в игру «Снежный ком».

Все присутствующие встают в круг, водящий держит в руках мяч и передает стоящему справа человеку одновременно говоря свое имя, следующий берет мяч повторяет имя ведущего и свое и так по кругу каждый говорит имя предыдущего и свое. В конце игры все дружно приветствуют друг друга аплодисментами.

2. Основная часть

Психолог: Сегодня мы с вами будем путешествовать, а путешествие наше будет в Хакасский республиканский национальный музей-заповедник «Казановка». Приложение 1

Часто задают вопрос: почему именно это место выбрано для музея-заповедника? Дело в том, что, как указывалось ранее, основу культурного наследия Хакасии составляют не просто отдельные памятники археологии или природы, а целые природно-культурные системы или иначе – культурные ландшафты. В Казановке удивительным образом сочетаются все виды культурного и природного наследия: живописные ландшафты и интереснейший археологический фонд. Хорошо сохранились также и образцы хакасской народной жизни. К сожалению, в Хакасии осталось не так уж много мест, где звучит живая хакасская речь, а хакасская кухня или обряды воспринимаются не как экзотика. Таким образом, на поставленный вопрос можно ответить так: Казановка для создания музея-заповедника была выбрана как наиболее благополучное, в плане сохранности культурно природного наследия, место. Основными целями и задачами музея-заповедника определялись: обеспечение комплексного сохранения, изучения, популяризации и использования в музейной и туристической деятельности недвижимых памятников истории и культуры, представляющих особую историческую, научную, архитектурную, художественную, мемориальную или иную культурную ценность, и обеспечения целостности комплексов памятников, исторической среды, традиционных ландшафтов.

Музей-заповедник выступил по отношению к селу Казановка и всему Аскизскому району как фактор, благоприятно влияющий на «имидж» территории. Сегодня ни одно более или менее значительное событие республиканского уровня не обходится без посещения его участниками Казановки. Музей-заповедник еще очень молодое учреждение, многое предстоит сделать для дальнейшего развития, однако кредо учреждения уже сформулировано: создавать благоприятные условия для роста «авторитета» региона на территории которого находится музей.

Река Аскиз в районе горы Аар

Основные водные ресурсы музея-заповедника – это реки: Аскиз (на юго-западе) и его притоки – Бейка (на северо-востоке), Сир (на северо-западе).

В реках музея-заповедника водятся: сибирская минога, пескарь, сибирский хариус, гольян, бычок. Чуть реже, но все же пока встречаются: налим, таймень, ленок.

Настоящим украшением музея-заповедника стали скальные массивы из красного песчаника рядом с селом Казановка, мощность которых достигает 900 м. Территория музея-заповедника расположена над крупным тектоническим разломом. По археологическим данным разработка полезных ископаемых в этой местности началась более четырёх тысяч лет назад. Особое внимание древних людей привлекали металлы – медь и железо. Есть в музее-заповеднике также небольшие месторождения молибдена, бериллия, асбеста недалеко добывают золото.

Растительный мир

Дикий ирис в августе

Сложность рельефа накладывает свой отпечаток на растительный мир музея-заповедника. Из 1526 видов высших растений, выявленных на территории Хакасии, в музее-заповеднике произрастает 560 видов. Горная часть музея-заповедника покрыта темнохвойными, сосновыми и сосново-лиственными лесами. Из деревьев преобладают лиственница, сосна и береза. Травостой развит хорошо и представлен лугово-лесными видами. В котловинах и по склонам сопок растут ковыль, типчак, змеевка, тонконог, полынь. Северные склоны сопок покрыты кустарниками: караганой, спиреем, кизильником. На террасах и в поймах рек Аскиз, Бейка, Сир расположены луга. Нередко эти луга в весеннее время заливаются Кроме лугов следует отметить небольшие участки, занятые под рощи из тополя и березы, кустарниками из ивы, ольхи, черёмухи и шиповника. В низинах встречается солонцовая и солончаковая растительность. Для этих мест характерно распространение ириса-пикульника. Степная растительность определяет и тип степи: ковыльная, луговая, ковыльно-пырейная, пырейно-злаковая, каменистая, едко эти луга в весеннее время заливаются.

Растения, влияющие на жизнь человека, можно разделить на две группы – пищевые и лекарственные. К первой группе относятся: клубника, брусника, крыжовник, шиповник, чёрная и красная смородина, черемуха. В пищу местным населением используются также: черемша, папоротник, кандык, сарана, дикий лук. За пределами музея-заповедника, в горной тайге, люди собирают малину, чернику, жимолость и кедровый орех. В лекарственных целях местными жителями активно применяются: чабрец, душица, мята, лист малины, брусника – как жаропонижающие.

К памятникам археологии относятся: свидетельства жизни (поселения) и смерти (курганы, поминальники, могильные поля) древних людей. Важными историческими источниками являются также результаты их деятельности (оросительные каналы, памятники горной металлургии, фортификационные сооружения) и образцы духовной культуры (петроглифы, стелы, изваяния, предметы прикладного искусства). На территории музея-заповедника выявлено и поставлено на первичный учёт более двух тысяч памятников археологии. Самые ранние из них относятся к эпохе неолита, их «возраст» превышает шесть тысяч лет. Наиболее поздние памятники датируются XVII-XVIII веками.

Курганы

Тагарский курган вблизи Казановки

Наиболее древние курганы на территории музея-заповедника были созданы в эпоху ранней бронзы, более четырёх с половиной тыс. лет назад. Однако расцвет курганного строительства относится к I тыс. до новой эры – к тагарской эпохе. Именно в период между IX и I вв. до н. э. создали современный ландшафтный облик Хакасии. Более тысячи тагарских курганов зафиксировано на территории музея-заповедника. Особенно эффектно выглядят могильные поля в долине Кюг, у аала Анчыл-Чон, в долине Читы хыс.

Наиболее древние рисунки музея-заповедника относятся к окуневскому периоду (рубеж III–II тыс. до н. э.), а самые поздние – к новейшей истории (XIX – начало ХХ вв.). Местонахождение петроглифов – скалы, плиты курганов, небольшие плитки из красного песчаника. Всего на территории музея-заповедника поставлено на учет более полутора тысяч наскальных рисунков.

Изваяние Ах-тас

Легенда о появлении «Белого камня»

Существует легенда, о появлении этого камня.

Жили, были старик со старухой и был у них свой народ.

Старуха (Иней) и старик (Апсах) привели в счастливую долину свой народ – остановились, огляделись: место им понравилось. Решили жить здесь, но Иней (старуха) сказала, что аал (деревню) нужно ставить направо от горы Аар таг, а Апсаху(старику) больше приглянулась левая сторона. Долго они спорили – подрались. Иней (старуха) победила. В гневе она так толкнула старика, что тот перелетел через реку и упал на вершину горы Аар таг. От обиды обернулся старик в камень. Его и сейчас можно увидеть – на вершине горы возвышается каменная скала (она так и называется Апсах тас, Каменный старик), силуэт которой удивительно напоминает обиженного старика.

Иней (старуха)очень переживала обиду мужа – отошла чуть в сторонку, присела... и тоже обратилась в камень.

Народ Иней (старухи) и Апсаха (старика), уважая волю старших, расселился по всей местности, а в память о трагическом событии установил на месте раздора белый камень. Удивительного в этой истории много, но самое интересное, пожалуй, то, что три памятника Апсах тас, Ах тас и Иней тас являются, с небольшой долей погрешности, вершинами равностороннего треугольника.

В степных долинах музея-заповедника часто попадаются одиноко стоящие камни – стелы, менгиры и изваяния. Все эти названия обозначают примерно одно и то же – вертикально вкопанные каменные столбы или плиты. В научной литературе «стелами» чаще всего называют каменные столбы, под «менгирами» подразумевают плоские с двух сторон плиты, а «изваяния» – это каменные столбы-скульптуры. Большинство этих памятников было создано в эпоху бронзы (2-4 тыс. лет назад). Исследователи предполагают, что такими камнями обозначались места проведения древних обрядов, в которых были задействованы и сами объекты. Менгиры встречаются в районе Хызыл хая и долине Читы хыс. Гранитная стела в долине Кюг до сих пор почитается местными жителями как целебный камень.

"Хакасский аал"

Вид на комплекс

Развивается музейный комплекс – этноэкологическое поселение "Хакасский аал". Построены макеты хакасских деревянных юрт и других типов жилищ хакасов.

Юрта – жилище хакасов

Юрта – это дом, жилище, убежище, крепость семьи.

Юрты у хакасов были берестяные, войлочные и деревянные.

Предлагаю вам посмотреть деревянный макет юрты.

Юрта разделялась на мужскую половину, это слева от входа и находилась на южной стороне, а женская половина находилась справа от входа, на северной стороне. В юрте все было упорядоченно: у каждого предмета, вещи, человека имелось свое определенное место. Нельзя чтобы предметы женской половины находились на мужской и наоборот. Двери юрты всегда были ориентированы на восток, к восходу солнца. Хакасы почитали солнце и считали его одним из божеств. У дверей обязателен был порог, к порогу также относились с уважением. Существовало не мало запретов, которые нужно было выполнять:

  • нельзя здороваться через порог
  • войдя, следовательно снять головной убор и за тем только подать руку для приветствия
  • если входящий спотыкался о порог, он должен был вернуться назад и перешагнуть порог заново
  • нельзя было сильно хлопать дверью – жизнь будет суровой
  • нельзя было наступать на порог, сидеть на нем, стоять в дверном проеме– к беде
  • нельзя было стоять в дверях, держась двумя руками за верхние косяки – может помутиться разум…

И, конечно, центром юрты был очаг, как аналог центра мира, семьи, рода. Это место обитания хранительницы домашнего уюта, благосостояния, здоровья, тепла, это покровительница женщин От Иней. Огонь нельзя было держать голодным, бросать в него мусор, плевать на него, наступать на золу. Это было чревато бедствиями и болезнями.

Психолог: а теперь, я вам предлагаю игру, которую играли в древности дети она называется

«Ала хуча» (Пестрый баран) еще по другому его называют «Сторож».

Все игроки становятся парами, берутся за руки, выстраиваются в колонну. Впереди колонны находится «ала хуча» или «сторож». Он смотрит вперед и держит за руки первую пару. В это время последняя пара разделяется и бежит вперед. «Ала хуча» должен успеть их схватить, пока они его не обогнали. Если он не поймает бегущих, то они становятся впереди него. Если же он кого-нибудь схватил, то оставшийся без пары игрок занимает его место.

3. Творческая работа (раскрашивание национальных орнаментов)

4. Рефлексия

Выражение своих эмоций на паровозике настроения.
Выводы и пожелания.