Урок русского языка по теме "Имя существительное как часть речи". 5-й класс

Разделы: Русский язык

Класс: 5


Цель урока: в игровой форме  обобщить и закрепить знания об имени существительном, полученные в ходе изучения темы.

Задачи урока:

  • повторить морфологические признаки  имени существительного, синтаксическую роль имен существительных в предложении;
  • способствовать развитию  у школьников речи, мышления и памяти, слуховой грамотности;
  • воспитывать любовь к языку, прививать интерес к его изучению.

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.

Оборудование:

  • большая красочная иллюстрация теремка с окошками;
  • конверты с заданиями и письмами;
  • проектор;
  • учебники, тетради и письменные принадлежности;
  • репродукция картины А.К. Саврасова  «Грачи прилетели»;
  • карточки для рефлексии.

Формы обучения:

  • фронтальная;
  • индивидуальная.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент

2. Вступительное слово учителя

– Ребята, обратите внимание на доску (все смотрят на иллюстрацию теремка, а учитель говорит)

В чистом поле теремок, теремок.
Он не низок, не высок, не высок.
Кто, кто в теремочке живет?
Кто, кто в невысоком живет?

– Ответ на этот вопрос можно найти, разгадав загадку:

Давно живу я в мире этом,
Даю названия предметам. (Имя существительное)

– Правильно, ребята! Значит,  в нашем сказочном теремке живет Имя Существительное.
– Вот и тема нашего урока «Повторение и обобщение по теме «Имя существительное как  часть речи». Давайте дадим определение этой части     речи.    (Учащиеся дают определения, приводят примеры) 

3. Выполнение заданий, связанных с повторением  изученного

– Ребята, сегодня перед нашим уроком пришел к нам  почтальон. Кто из вас знает, кто это такой? Посмотрите на определение из толкового словаря, помещённое на доске: Почтальон – почтовый служащий, разносящий корреспонденцию по адресам. Так вот, он  попросил помочь ему передать письма для жителей нашего теремка. Они адресованы  морфологическим признакам имени существительного. А так, как мы  ещё не знаем,  по каким квартирам они расположились, нам и помогут знания о существительном.
Итак, 1 письмо  адресовано жильцам квартиры №1, а чтобы узнать, кто живет в этой квартире, нужно выполнить задание, которое расположено на конверте:

– Записать существительные в две колонки: в первую – отвечающие на вопрос кто? – во вторую – на вопрос что?

Ёж,  дом,  лиса, заяц,  мяч,  город, село, гусь,  весна, стол,  воробей,  лыжи.

– Итак, какие же имена существительные отвечают на вопрос кто? – как они называются? (Одушевлённые), какие отвечают на вопрос что? – как они называются? (Неодушёвленными). Значит жильцы квартиры №1 – это одушевлённые и  неодушевлённые имена существительные. Передаём им письмо.  (Письмо опускается в окошко квартиры №1 теремка). Молодцы, ребята!
– Посмотрите в тетради, в первую колонку, среди этих имен существительных есть птицы и животные. А у вас дома есть птицы и животные? А какие клички у них? Вы не обижаете их? Вот на втором конверте задание такое:

– Какие ошибки  допустил мальчик  в сочинении? (На доске спроецирована запись)

Меня зовут юра. У меня есть попугай кеша. Мы с ним живем дружно.

– Почему нужно писать с большой буквы имена людей и клички животных?
– Приведите  свои примеры  имен собственных.
– Запишите предложения в исправленном виде.
– Какие имена собственные пишутся в кавычках?
– Какой друг есть у собственных существительных?  (Нарицательные существительные)
– Итак, мы с уверенностью можем сказать, что жильцы квартиры №2 – это существительные собственные и нарицательные. Передаём им письмо.

А вот и жильцы квартиры №3
Их угадать должны мы.
Они стоят все у порога,
Уже готовые в дорогу! 

На доске спроецированы существительные в два столбика:

1 колонка                                                     2 колонка

молодёжь                                                     очки
человечество                                               ножницы
железо                                                          макароны
молоко                                                          дрожжи
темнота                                                         грабли
бегство                                                          горелки
восстание                                                      жмурки

– Какие это имена существительные? Правильно, это существительные, которые имеют только форму единственного числа и существительные, которые имеют форму только множественного числа. Передаём им письмо.

– А теперь спешим отыскать жильцов квартиры №4. На конверте  у нас задание творческого характера:  рассмотрите репродукцию картины Саврасоа «Грачи прилетели», составьте и запишите  словосочетания по данному пейзажу по схеме «прилаг. + сущ.», где существительное является главным словом. Определить род имен существительных.

серый  снег (м.р.), белоствольная берёза (ж.р.), деревянный забор (м.р.), серое небо (ср.р.), весенняя свежесть (ж.р.), чистый воздух (м.р.), черный грач (м.р.), весенний пейзаж (м.р.) и т.д.

– Определив род имен существительных, мы узнали жильцов квартиры №4 – это мужской, средний и женский род имени существительного. Отправляем им письмо. А мы ещё раз посмотрим на картину. Вы видите, что на  ней все живет: тянутся к солнцу березки, набухают почки, чернеет и оседает снег, разливается река, устраиваются на деревьях грачи, топится в доме печка, движутся облака, солнце окрашивает в розовый цвет колокольню. Чувствуется пробуждение жизни, и мы понимаем, что это весна. Посмотрите за окно. Мы наблюдаем такую же картину. Давайте и мы подвигаемся немножко.

4. Физкультминутка

Мы устали, засиделись,
Нам размяться захотелось.
Отложили мы тетрадки,
Приступили мы к зарядке
(Одна рука вверх, другая вниз, рывками менять руки)
То на стену посмотрели,
То в окошко поглядели.
Вправо, влево, поворот,
А потом наоборот
(Повороты корпусом)
Приседанья начинаем,
Ноги до конца сгибаем.
Вверх и вниз, вверх и вниз,
Приседать не торопись!
(Приседания)
И в последний раз присели, А теперь за парты сели.
(Дети садятся на свои места)

5. Выполнение заданий и упражнений

– Чтобы найти жильцов квартиры №5, вам предлагают найти «третьего лишнего».

На доске спроецировано задание: Найдите третье лишнее слово, запишите в исправленном виде  столбцы со словами.

море                                        весна                                          грач
свет                                         награда                                      ночь
тень                                         жизнь                                         радость

– Какие слова у вас оказались лишними? Почему? Значит жильцы пятой квартиры – это склонение имен существительных. Отправляем им письмо.
– Ребята, а что значит просклонять существительное? Перечислите падежи и падежные вопросы. Вы  сможете  определить жильцов квартиры №6,  если выполните упражнение 562 (1 и 2 предложения). Ребята списывают и определяют падежи имен существительных. Взаимопроверка.  
– Итак, жильцы квартиры №6 – падежи имени существительного. Отправляем письмо.
– Ребята, почему вы написали окончание – и  в словах астрономии, географии в дат. падеже? Молодцы, и это задание не вызвало у вас затруднения!
– Остался у нас всего один неизвестный жилец. Запишите под диктовку предложения, подчеркните существительные как члены предложения:

1. Наступила долгожданная весна.
2. Весна-кормилица.
3. На буграх появляются первые проталины.

Проверка. Вывод –  жилец квартиры №7 – это синтаксическая роль имени существительного.

– Молодцы, ребята, справились с заданием почтальона, все жильцы теремка определены и переданы им письма. А теперь выполните морфологический разбор существительного весна, как бы закрепив всё выше вами сказанное о морфологических признаках имени существительного.

6. Рефлексия

Детям раздаются (до начала урока) карточки разного цвета.

– Ребята, сегодня мы с вами чем занимались на уроке? А чтобы узнать, с каким настроением вы уйдете с урока, чем сегодня поделитесь с родителями, поднимите карточки того цвета, какого вы хотите, оценивая свою работу.  Зеленый цвет карточки обозначает гармоничное, комфортное состояние, желтый – спокойное и ровное, красный – тревожное,

7. Итог урока. Отметки за урок

8. Домашнее задание. Написать сочинение-миниатюру на тему «Здравствуй, весна!»