Урок с ИКТ-технологиями по теме "Научно-техническая революция". 10-й класс

Разделы: География

Класс: 10


Цели урока.

Обучающая:

  1. Достигнуть репродуктивного качества знаний по изучаемой теме.
  2. Формировать умение слушать лекцию.
  3. Формировать умение схематично составлять конспект, раскрывать положение плана краткими записями и схемами.

Развивающая:

  1. Учить выделять главное.
  2. Формировать умение определять объекты сравнения.
  3. Учить сравнивать, обобщать и анализировать.
  4. Определять и объяснять понятия.

Воспитательная:

  1. Помогать учащимся в воспитании самодисциплины, умении “не мешать другим” при самостоятельной работе.
  2. Воспитание патриотизма, желания достичь в своей жизни наивысшего успеха, чтобы принести пользу своей стране.

Тип урока: Урок изучения новых знаний.

Методы обучения: Лекция с использованием мультимедиа-курса на CD-ROM “Экономическая и социальная география мира”, 10 класс.

Оборудование: Компьютер, проектор, экран, мультимедиа-курс на CD-ROM “Экономическая и социальная география мира” 10 класс под редакцией В.П. Максаковского, настенная политическая карта мира. Таблицы: “Научно-технический прогресс и научно-техническая революция”, “Всеохватность”, “Внедрение научных открытий в производство”, “Схема лекции”.

Ход урока

I. Организационный момент. (2 минуты.)

  1. Приветствие.
  2. Определение отсутствующих.
  3. Проверка готовности обучающихся к уроку.
  4. Проверка подготовленности классного помещения к уроку.
  5. Организация внимания обучающихся.

II. Подготовка к основному этапу занятий. (2 минуты.)

Учитель:

Мы приступаем к изучению новой темы “Научно-техническая революция”. Занятие мы проведем в виде лекции. План лекции записан на доске. Каждый из Вас получил схему лекции, на ней можно делать пометки, которые Вы посчитаете необходимыми. В ходе лекции Вам будут предложены для выполнения различные задания, заданы вопросы, которые помогут Вам в умении слушать лекцию, понимать изучаемый материал, схематично составлять конспект. В ходе лекции Вы имеете право задавать вопросы, как в устном, так и в письменном виде по каждому разделу лекции. При завершении изучения раздела Вы получите ответы на заданные вопросы. В конце урока Вы выполните задание на понимание и закрепление пройденного материала.

III. Основная часть. (30 минут.)

План лекции (записан на доске).

  1. Введение в тему.
  2. Научно-техническая революция.
  3. Характерные черты НТР.
  4. Четыре составные части.
  5. Понятие о геоинформационных системах.

Введение.

Учитель:

Вспомните из уроков истории, что Вы знаете о научно-техническом прогрессе?

Учащиеся вспоминают, что вся история человечества связана с научно-техническим прогрессом.

Научно-техническая революция.

Учитель:

Бывают такие периоды, когда происходят быстрые и глубокие изменения производительных сил человечества.

Таким был период промышленных переворотов в XVIII–XIX веках в ряде стран мира, когда на смену ручному труду пришел труд машинный. В XIXвеке в Англии был изобретен паровой двигатель, огромную роль в развитии промышленного производства сыграло изобретение конвейера и применение его в производстве на предприятиях Форда.

Паровой двигатель положил начало промышленной революции в позапрошлом венке. Продолжение – изобретение ЭВМ. Современная НТР началась с середины XX века. Во всех странах она проявляется по-разному и поэтому можно сказать, что она далеко-таки не завершена.

В мире уже зреет новая промышленная революция и, какой она будет – это покажет будущее.

Использование мультимедиа учебника:

Далее используется материал мультимедиа учебника. Для этого в главном Меню надо выбрать раздел “Общая экономическая и социальная география мира”, затем щелчком “мыши” выбрать опцию “География мирового хозяйства”.

Учащиеся прослушивают текст диктора о месте НТР в мировом хозяйстве.

Затем щелчком “мыши” в верхней части экрана выбираем тему “Понятие о научно-технической революции”. Звучит дикторский текст, в котором говорится о том, что вся история человеческого общества неразрывно связана с научно-техническим прогрессом.

Учитель:

Давайте рассмотрим, чем научно-технический прогресс отличается от научно-технической революции. Но прежде ответьте на вопрос:

Как Вы думаете, чем отличаются два понятия “революция” и “событие”?

Ответ:

Понятие “революция” отражает масштаб процесса, кардинальные изменения.

Задание:

Проанализируйте формулировки, представленные в таблице. Сравните их и найдите, в чем главное различие этих двух явлений (таблица выводится на экран либо вывешивается на доске).

Научно-технический прогресс Научно-техническая революция
Научно-технический прогресс – это постепенное, поступательное развитие производительных сил, которое является эволюционным развитием общества. Научно-техническая революция представляет собой коренной качественный переворот в производительных силах человечества, основанный на превращении науки в непосредственную производительную силу общества.

Таблица снимается (свертывается).

Задание:

Приведите примеры превращения науки в производительную силу общества (достаточно привести 3–4 примера).

Выполните задание по заполнению таблицы (понятия для заполнения расположены под таблицей).

Научно-технический прогресс Научно-техническая революция
   
   
   

1. Коренной. 2. Постепенное. 3. Поступательное. 4. Качественный переворот. 5. Превращение науки в непосредственную производительную силу общества. 6. Эволюционное развитие общества.

Выполняется проверка правильности заполнения таблицы.

Использование мультимедиа учебника:

При щелчке “мыши” в верхней части экрана на теме “Понятие о научно-технической революции” на экране появляется схема (аналогичная схема представлена в виде плаката и раздаточного материала обучающимся).

Учитель обращает внимание обучающихся на представленную схему, которая является схемой лекции и отражает содержание темы. Предлагает по ходу урока в розданных схемах делать пометки (можно в виде зачеркивания) что уже прошли.

Учитель:

Характерные черты НТР.

1. Всеохватность.

(Таблицу повесить на доске.)

Всеохватность
По всем сферам хозяйства и общества Географическая
все отрасли производства все страны мира
характер труда все географические оболочки Земли
быт людей космическое пространство
психологию людей  

2. Ускорение.

Чрезвычайное ускорение научно-технических преобразований выражается в резком сокращении времени между открытием и его внедрением в производство.

Внедрение научных открытий в производство (таблицу повесить на доске).

Научное открытие Внедрение в производство
Солнечные батареи 2 года
Транзисторы 3 года
Атомная бомба 6 лет
Телевидение 12 лет
Рентген 18 лет
Радио 35 лет
Телефон 56 лет
Фотография 112 лет

Моральный износ наступает раньше, чем физический, поэтому для некоторых классов ремонт машин теряет смысл.

Вопрос обучающимся:

Приведите примеры классов машин (оборудование, приборы), которые не выгодно ремонтировать (достаточно привести 4–5 примеров).

3. Интеллектуализм.

Во всех сферах человеческой жизни увеличилась для умственного труда, произошла его интеллектуализация. Повысились требования к уровню квалификации трудовых ресурсов.

Вопрос обучающимся:

Приведите примеры стран, где велика доля население с высшим образованием (достаточно привести 3–4 примера).

Использование мультимедиа учебника:

Учитель обращает внимание учащихся на экран, где отображена схема. Внизу слева от схемы расположены стилизованные изображения двух луп, при щелчке “мышью” по одной из них с надписью “уровень образования” на экране появляется карта-схема “Уровень образования”.

Задание обучающимся:

Проанализируйте представленную карту-схему.

Учащиеся анализируют карту-схему, в т.ч.выделяют 6 стран мира с наиболее высоким уровнем образования и сравнивают с теми примерами, которые приводили они.

Использование мультимедиа учебника:

Затем щелкаем “мышью” на рисунок, расположенный справа внизу под названием “высокие технологии”, при этом на экран всплывают столбчатые диаграммы. Рассматриваем диаграмму “Кадровый потенциал” (доля ученых и инженеров от общемирового числа), на которой показаны данные по США И России.

Задание обучающимся:

Проанализируйте представленную диаграмму и сделайте вывод, дайте свои объяснения.

4. Военно-технический характер.

Военно-техническая революция зародилась в годы Второй мировой войны. О ее начале возвестил взрыв атомной бомбы в Хиросиме и Нагасаки в августе 1945 года. На протяжении всего периода “холодной войны” НТР в еще большей степени была ориентирована на использование новейших достижений научно-технической мысли в военных целях.

Четыре составные части.

1. Наука.

Использование мультимедиа учебника:

Далее используется материал мультимедиа учебника. Для этого в главном Меню надо выбрать раздел “Общая экономическая и социальная география мира”, затем щелчком “мыши” выбрать опцию “География мирового хозяйства”.

Затем щелчком “мыши” в верхней части экрана выбираем тему “Понятие о научно-технической революции”. Работу продолжаем с появившейся схемой.

При наведении курсора “мыши” на элемент схемы “наука” всплывает окно с текстом, в котором дается характеристика составной части НТР – науке. Текст используется при объяснении.

Внизу слева от схемы расположены стилизованные изображения двух луп, при щелчке “мышью” по одной из них с надписью “расходы на науку в % от ВВП” на экране появляется карта-схема с аналогичным названием.

На карте-схеме расположены квадратные картинки, при щелчке на которых появляется слайд с изображением чипа на ладони человека и российский сверхманевренный истребитель СУ-37. Они приводятся как пример достижений НТР.

Слева от карты-схемы расположены таблицы, которые увеличиваются при щелчке “мыши” по ним.

Щелкаем “мышью” на таблице “Самые изобретательные страны мира” (по количеству зарегистрированных патентов в тыс.).

Задание обучающимся:

Проанализируйте данную таблицу и сделайте вывод.

Далее щелкаем “мышью” на таблице “Финансирование НИОКР по регионам мира, конец XX – начало XXI в.

Задание обучающимся:

Проанализируйте данную таблицу по развитым и развивающимся странам и отдельным регионам.

Далее внизу под картой-схемой щелкаем “мышью” на картинке “Доля стран, занятых в НИОКР и финансирование науки развивающихся стран”. Появляются диаграммы.

“Доля основных групп стран в численности занятых НИОКР, % ” и “Доля отдельных государств в финансировании науки развивающихся стран, %”

Задание обучающимся:

  1. Проанализируйте диаграмму “Доля основных групп стран в численности занятых НИОКР, %” и сделайте вывод.
  2. Проанализируйте диаграмму “Доля отдельных государств в финансировании науки развивающихся стран, %” и сделайте вывод.

Внизу слева расположены стилизованные изображения двух луп, при щелчке “мышью” по одной из них с надписью “уровень образования” на экране появляется карта-схема с аналогичным названием. Справа и внизу от нее – картинка “высокие технологии”. Щелчком “мыши” на ней выводим на экран столбчатую диаграмму “Абсолютные размеры расходов на НИОКР” с показателями для США и России.

Задание обучающимся:

Проанализируйте диаграмму и сделайте вывод.

Опять возвращаемся к карте-схеме “Расходы на науку в % от ВВП” щелчком “мыши” на крайнее левой “лупе”

Дайте сравнительный анализ по развитым и развивающимся странам и по различным регионам мира.

Установите зависимость между этими показателями.

Затем справа вверху от карты-схемы щелкаем “мышью” на картинке “Нобелевские лауреаты”, всплывает таблица “Рейтинг стран по общему количеству нобелевских лауреатов”.

Задание обучающимся:

Проанализируйте данную таблицу и сделайте вывод. Постарайтесь связать воедино информацию, полученную посредством анализа таблиц и диаграмм и прийти к какому-то выводу.

Внизу слева от схемы расположены стилизованные изображения двух луп, при щелчке “мышью” по одной из них с надписью “уровень образования” на экране появляется карта-схема с аналогичным названием. Справа вверху от карты-схемы расположена картинка под названием “Финансирование науки”. При щелчке “мыши” по картинке всплывает карта-схема “Доля частного сектора в финансировании науки”, на которой показана как доля частного, так и государственного финансирования.

Задание обучающимся:

Проанализируйте данную таблицу и сделайте вывод.

Сделайте общее (итоговое) заключение исходя из полученной информации.

2. Техника и технология.

Использование мультимедиа учебника:

Для продолжения объяснения по теме необходимо вернуться к схеме лекции в мультимедиа учебнике. Для чего надо щелкнуть “мышью” по первой “лупе” внизу под Работу продолжаем с появившейся схемой.

При наведении курсора “мыши” на элемент схемы “наука” всплывает окно с текстом, в котором дается характеристика составной части НТР – науке. Текст используется при объяснении.

Затем справа внизу щелкаем “мышью” на стилизованную “лупу” под названием “уровень образования”, на экране появляется карта-схема с аналогичным названием, справа внизу от которой располагается картинка “высокие технологии”. Щелкаем “мышью” на картинку и выводим на экран столбчатую диаграмму “Доля мирового рынка высоких технологий”, на которой дается информация по США и России.

Задание обучающимся:

Дайте сравнительный анализ показателей США и России по кадровому потенциалу, доле мирового рынка высоких технологий и абсолютных размеров расходов на НТР.

3. Производство.

При наведении курсора “мыши” на элемент схемы “производство” всплывает окно с текстом, в котором дается характеристика составной части НТР – производству. Текст используется при объяснении.

Внизу слева от схемы расположены стилизованные изображения двух луп, при щелчке “мышью” по одной из них с надписью “уровень образования” на экране появляется карта-схема с аналогичным названием. Внизу справа находится рисунок под названием “парк промышленных роботов”, щелкнув по которому вызываем окно с круговой диаграммой “Парк промышленных роботов по странам мира”

Задание обучающимся:

Проанализируйте данную диаграмму. Какие страны лидируют по количественному составу промышленных роботов? Как Вы думаете, почему?

Слева от карты-схемы расположены вставки “размещение технополюсов в Японии” и “силиконовые долины в США”. При щелчке “мыши” по ним на экране появляются карты-схемы с аналогичными названиями.

Задание обучающимся:

  1. Проанализируйте карту-схему “Размещение технополюсов в Японии” и сделайте вывод об их количестве и территориальном размещении. Как Вы думаете, есть ли какая-нибудь закономерность в их расположении? Укажите причины.
  2. Проанализируйте карту-схему “Силиконовые долины в США” и сделайте вывод. Где они расположены? Как вы думаете, почему?
  3. Сравните количественные показатели по США и Японии.

4. Управление.

При наведении курсора “мыши” на элемент схемы “управление” всплывает окно с текстом, в котором дается характеристика составной части НТР – управлению. Текст используется при объяснении.

Геоинформационные системы.

Геоинформатика способствовала созданию геоинформационных систем. ГИС представляет собой комплекс взаимосвязанных средств получения, хранения, переработки, отбора данных и выдачи географической информации. Геоинформатика – одно из главных направлений соединения географической науки с достижениями современного этапа НТР.

IV. Закрепление знаний. (6 минут.)

Использование мультимедиа учебника:

Тематический контроль знаний по теме “Научно-техническая революция” проводится с помощью практического занятия, которые можно вывести на экран, щелкнув по опции главного меню “Практика” (в правой части экрана).

Выбираем задание №1 “Определите, какие из перечисленных ниже положений иллюстрируют главные черты НТР, а какие – главные направления развития производства в эпоху НТР”.

Для этого курсором надо “перетащить” предложенные положения (расположены справа) в таблицу. Во время выполнения тестов обучающиеся видят вопросы на большом экране и выбирают правильный вариант ответа.

Ответ:

Главные черты НТР Главные направления развития производства в эпоху НТР
  1. Универсальность и всеохватность.
  2. Ускорение научно-технических преобразований.
  3. Повышение требований к уровню квалификации трудовых ресурсов.
  4. Зарождение НТР как военно-технической революции.
  1. Электронизация.
  2. Комплексная автоматизация.
  3. Перестройка энергетического хозяйства.
  4. Производство новых материалов.
  5. Ускоренное развития биотехнологий.
  6. Космизация.

V. Информация о домашнем задании и инструкция по его выполнению. (5 минут.)

I. Обязательное:

  1. Учебник стр. 91–97.
  2. Заполнить таблицу.

п/п

Отрасли Примеры воздействия НТР
     

Задание по выбору:

1. Подготовить презентации по теме “Использование достижений НТР в географии”.

  1. “Развитие биотехнологий в современном мире”.
  2. “Космос и НТР”.
  3. “НТР и здоровье человечества”.
  4. “Нобелевские лауреаты и НТР”.
  5. “Решение продовольственной проблемы через достижения НТР”.

2. Составить эссе на тему “Уровень жизни населения и НТР”.