Урок "Строение атома. Изотопы"

Разделы: Химия


Цель: сформировать компетентность учащихся по теме на основе межпредметных связей (физика и химия) в умении применять знания.

Задачи:

  • Образовательные – изучить строение, состав атомных ядер, изотопы
  • Развивающие – развивать научное мышление при установлении причинно-следственных связей, сравнении химических объектов, применении знаний и умений в новых ситуациях, в том числе, для решения межпредметных проблем; развивать интерес и другие мотивы изучения химии при знакомстве с историей становления идеи о делимости атома в науке и научными работами ученых.
  • Воспитательная – формировать умение работать с книгой через групповую работу, воспитание чувства сотрудничества, сотворчества, создание условий для реальной самооценки учащихся.

Тип урока: урок изучения нового материала и первичного закрепления новых знаний.

Технология: деятельностный подход

Методы и приемы обучения: частично-поисковый, проблемно-дискуссионный, использование информационно-коммуникативных технологий, межпредметная беседа, диалогическое изложение, групповая работа при коррекции и первичном контроле.

Оборудование: периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева, таблицы по теме “Состав и строение атома”, опорные конспекты, заполняемые по ходу урока, электронная презентация к уроку.

Планируемые результаты:

  1. Усвоение учебного материала:
    Знать: понятие “атом”, “химический элемент”.
    Уметь: объяснять физический смысл атомного (порядкового) номера химического элемента, уметь описывать химический элемент с точки зрения строения атома.
  2. Усвоение на межпредметном уровне понятие “изотоп” и развитие понятия “химический элемент”.

Ход урока

1. Мотивационно-ориетировочный этап.

Учитель:

  • Вспомните, что изучает химия?
  • Из чего состоят вещества?
  • Что такое химический элемент?

Итак, мы знаем, что мельчайшей частицей вещества является атом: одинаковые атомы, или атомы одного вида, называются химическим элементом (запись в разделе “Что мы знаем?” Приложение № 1)

Слово “атом” придумал очень давно, более 2500 лет назад, древнегреческий философ Демокрит. С греческого “атом” переводится как “неделимый”. Так ли это?

Прочтите, пожалуйста, поэтические строчки:

(Информация № 1 в Приложении № 2, Слайды 1, 4, 5.)

Элементы встали вряд,
В ядрах их растет заряд.
Значит столько в нем протонов,
А в округе – электронов.

Есть в ядре еще нейтроны,
Что заряд иметь не склонны.
Ну а то, что в массе дробь,
В том виновен изотоп.

  1. Что вы узнали из данной информации?
  2. Смысл каких слов вам не понятен?
  3. Как вы думаете, о чем пойдет речь на сегодняшнем уроке?
  4. Найдите в информации в состав чего входят протоны, электроны, нейтроны?
  5. Сформулируйте тему урока (запись темы на доске).
  6. Каковы цели сегодняшнего урока? (Запись на доске в разделе “Что хотим узнать?” Приложение № 1, Слайды 1,2,3.)

2. Актуализация знаний по вопросу: История изучения состава атома.

Учитель: В истории развития физики одна из самых интересных и увлекательных страниц – это история открытия сложного строения атома. В конце ХI – начала ХII в. идеи о строении атома витали в воздухе, различные догадки ученых создавали духовную атмосферу, в которой, в конце концов, и рождалось открытие, ведь в это время ничего о внутреннем строении атома не было известно.

Какими же великими открытиями была доказана сложность строения атома?

Для этого вам предстоит прочесть материал учебника (с. 38–40) и осуществить описание по плану:

А) Открытие физика Д.Стони_________________________________

_____________________________________________________________

Б) Открытие физиков Д.Томсона и Ж.Перрена

(Дорисуй модель, укажи размеры.)

В) Открытие физика А.Беккереля_________________________________________________

Г) Схема опыта Э. Резерфорда.

Заполни:

1. –_______________ ;

2. –_______________ ;

3. –_______________ ;

4. –_______________ .

(Дорисуй возможные дальнейшие направления движения ά– частиц.)

Д) Планетарная модель атома

1-________________________________

2-________________________________

(Укажи размеры атома.)

(Последующее обсуждение вопросов. Просмотр Слайдов 6, 7. Самооценка и выставление баллов в карту оценки участия в уроке по 3 бальной шкале.)

Учитель: Какой вывод можно сделать из полученной информации? (В начале 20 в. разрушились представления о неделимости атома. Атом – сложная частица.)

3. Операционно-исполнительский этап (работа в группах).

Учитель: Используя информацию № 2 в Приложении № 2 и наглядный материал “ Как устроен атом” (из серии электронных учебных пособий), докажите сложность строения атома, для этого вставьте пропущенные слова в тексте:

  1. Модель атома, предложенная Резерфордом, называется …
  2. Атом – это частица, состоящая из …
  3. В состав ядра атома входят … и …
  4. Протон – элементарная частица, имеющая массу приблизительно … и заряд равный … Для протона принято обозначение…
  5. Ядро атома имеет… заряд
  6. Нейтрон – элементарная частица, имеющая массу приблизительно … и заряд равный … Для нейтрона принято обозначение…
  7. Вокруг ядра постоянно движутся …, их заряд – …, а масса – …
  8. Масса атома сосредоточена в …, т.к. массой … можно пренебречь.
  9. Атом электронейтрален, т.к. …
  10. По разности … определяют число нейтронов в атоме.

Учитель: Что у вас получилось? (Устные ответы учащихся. Запись на доске в разделе Что узнали? Выставление оценок в карту оценки участия в уроке по 3 бальной шкале. Просмотр Слайдов 8–10.)

Учитель: По полученному тексту попытайтесь составить схему строения атома (работа в группах).

(Учитель проходит по рядам и выясняет: какая из схем более полно и точно отражает строение атома. Более точная схема выносится на доску или показывается соответствующий слайд презентации.)

Учитель:

1. Как вы понимаете задание: определить состав атома?
2. Попытайтесь составить алгоритм, т.е. порядок действий, который позволит определить состав атома. Я дам вам подсказки, а вы расставьте их в нужном порядке (Что значит, определить состав атомных ядер? Как можно определить число протонов, нейтронов? Как найти количество электронов в атоме?)

Учитель: Какие последовательности у вас получились? (на слайде№11 выводится алгоритм, демонстрируется пример):

  1. N = – см. ПСХЭ
  2. N = Z = число р+
  3. Число n0 = Ar – Z
  4. Число е = числу р+

Учитель: Используя данный алгоритм, выполните задание: заполните таблицу. (Каждый участник команды выполняет одно задание и карточку передает другому ученику.)

Знак химического элемента Название Число протонов Число нейтронов Число электронов
S        
  Алюминий      
    14    
        20
К        

Подводится итог: за правильно выполненное задание выставляются баллы (взаимопроверка. Слайд 12).

Критерии оценки: без ошибок – молодец (3б.),1–2 ошибки – не все потеряно (1–2б.), 3–4 ошибки – стоит обратить на это особое внимание (0б.).

4. Формирование практических навыков.

Учитель: Нам известно, что свободные атомы – это одна из форм существования химического элемента.

Другого ничего в природе нет,
Ни здесь, ни там, в космических глубинах:
Все от песчинок малых до планет – 
Из элементов состоит единых. 

В настоящее время известно 114 химических элементов, получены первые атомы элемента с номером 116. Давайте обратимся к периодической системе химических элементов Д.И.Менделеева и посмотрим, какими числами представлены в ней относительные атомные массы элементов? Если масса атома определяется количеством протонов и нейтронов, массы которых выражены целыми числами, то почему относительные атомные массы представляют собой дробные величины? (Постановка учебной проблемы.) На эти вопросы мы будем искать ответы в ходе мысленного эксперимента с опорой на модели.

1) Изменение числа нейтронов в атоме водорода.

Решение задачи: Что произойдет с атомами одного и того же вида, если в их ядра мысленно добавить по 1 нейтрону?
Для примера возьмем атом с самым простым строением – атом водорода.

  • Найдите среди моделей ядро этого атома. Сколько протонов он содержит? (Один.) Эта разновидность атома носит название протий (из-за простоты строения).
  • Мысленно добавьте в этот атом 1 нейтрон. Изменилась ли масса атома? (Да, она равна массе протона и нейтрона, массу электрона из-за ее очень малой величины не учитываем.)
  • Сравните модели ядра протия и полученного атома. Такой атом водорода называют дейтерием. 
  • Мысленно добавьте теперь уже в ядро дейтерия один нейтрон. (Далее рассуждения аналогичны выше изложенным.) Полученный атом называют тритием. 
    Итак, мы имеем три модели, три разновидности атомов водорода с различными массами.
    Как же называют разновидности атомов одного и того же вида (в нашем случае – атомов водорода), имеющие один и тот же заряд ядра атома, но разные массы? Посмотрите в периодической системе химических элементов. В ней всем разновидностям атома водорода отведено одно и то же место. Поэтому, они получили название изотопы (“изос” – равный, одинаковый, “топос” – место), т. е. занимающие одно и то же место.

2) Оформление результатов мысленного эксперимента в тетрадях и на доске (Совместное заполнение таблицы и формулировка понятия “изотопы”.)

Оформим результаты наших рассуждений в тетрадях.

Частицы Протий 1H Дейтерий 2D Тритий 3T
Z=1
Протон 1 1 1
Электрон 1 1 1
Нейтрон 0 1 2

Изотопы – это … (Продолжение записи на доске в разделе “Что узнали?”)

Учитель: Давайте послушаем учащегося, который расскажет, какую интересную информацию он нашел об этих изотопах.

Учащийся (рассказывает и презентует материал “Знаете ли вы”, который подготовил самостоятельно дома). Приблизительный вариант:

  • Протий – обычный водород, дейтерий – тяжелый водород, тритий – сверхтяжелый водород
  • Тяжелый водород содержится в обычном водороде в небольших количествах: на 5 тыс. атомов обычного водорода приходится 1 атом тяжелого.
  • Вода, в которой протий заменен дейтерием, называется тяжелой. Тяжелая вода характеризуется особыми свойствами: температура замерзания +3,8 С0, температура кипения +101,4 С0, плотность 1,1г/мл.
  • В тяжелой воде невозможна жизнь.
  • Сверхтяжелый водород в природе встречается крайне редко. Доля его ничтожно мала: один атом трития приходится на миллиард миллиардов атомов обычного водорода.
  • Тритий является радиоактивным изотопом водорода.
  • Совсем недавно появилось сообщение о новом изотопе водорода с атомной массой равной 4. Насколько трудной была задача обнаружения нового “сверхтяжелого” водорода, говорит время его существования, равное 0, 000 000 000 01 доли секунды.

Учитель: Так почему же относительные атомные массы химических элементов, указанные в периодической системе Д.И.Менделеева, не целые, а дробные величины?

Учащийся: Это средняя арифметическая величина, в которой учтены не только массы всех изотопов, но еще и процентное содержание в природе. Поэтому получаемые при расчетах величины оказываются не целыми, а дробными.

Учитель: В ядре атома химического элемента А содержится 11 протонов и 12 нейтронов, а в ядре атома химического элемента В -12 протонов и 12 нейтронов.

Определите, являются ли они:
– изотопами одного элемента;
– атомами двух химических элементов, у которых одинаковое массовое число;
– атомами двух разных элементов, находящихся в периодической системе рядом. (Слайд 13)

Учитель:

Собрать, сколько надо, частиц всех сортов,
И атом – пожалуйста, – вот он, готов!
Но в общее дело их вклады неравны…
Так кто же из этих частиц самый главный?
Пузатый протон, флегматичный нейтрон,
А может быть, юркий малец – электрон?

Итак, предположите, какая же частица в атоме главная? (Постановка учебной проблемы.)

Решение учебной проблемы основывается на известной учащимся информации:

  • Нейтрон? Нет, их количество может быть разным
  • Электрон? Нет, они могут быть отданы или приняты в ходе химических превращений.
  • Относительная атомная масса? Нет, она может быть различной.

Учащийся: Главной характеристикой любого химического эксперимента является содержание в нем протонов, а точнее, значение положительного заряда ядра атома, определяемое числом протонов.

Учитель: Исходя из этого, дайте современное, новое определение понятия “химический элемент”.

Учащийся: Химический элемент – это совокупность атомов с одинаковым зарядом ядра.

Учитель: Итак, подведем итог. Вспомни начала урока: Что мы знали? Что хотели узнать? А что же узнали?(анализ записей на доске, получившихся к концу урока. Приложение № 1. Слайд 14)

5. Диагностика и коррекция первичного усвоения материала

Учитель: Предлагаю вашему вниманию сочинение бывшей выпускницы нашей школы. Как вы думаете, о чем идет речь в сочинении:

“Атом мне представляется одной большой семьей. В центре семьи, конечно же, родители: очень добрая, заботливая, положительная мама и строгий, но справедливый, словом нейтральный папа. А вокруг них вечные двигатели, вечные прыгатели – дети, которые не присядут ни на минутку. Они словно маленькие “энерджайзеры”, у них много-много дел, им хочется все увидеть, все услышать, все узнать. И чем больше запас их энергии, тем дальше убегают они от родителей. Для того чтобы семья была гармоничной: чтобы дети могли получить хорошее образование, развивать свои способности в музыкальной школе, в изостудии, в танцевальных коллективах, в спортивных секциях и т.д.; чтобы папа и мама могли позволить себе посещать театры, концерты, путешествовать и прочие радости жизни, родители очень много трудятся. Папа выполняет нейтральные дела, а мама – только положительные, за каждое дело они получают единицу зарплаты. Поэтому общая зарплата папы и мамы составляет доход всей семьи. Чем больше в семье детей, тем больше трудятся родители. Вот такой он крошечный, невидимый, но сложный и интересный атом”.

Как вам кажется, ребята, какими научными терминами можно назвать: положительная мама, нейтральный пападети, нейтральные делаположительные дела, единица зарплатыдоход всей семьи?

Далее с учащимися проводится игра “Верю – не верю. (Слайд 15)

Верите ли вы, что:

  1. Только электроны входят в состав атома?
  2. Электроны, положительно заряженные частицы?
  3. Количество нейтронов и электронов одинаковое?
  4. Атомная масса равна количеству нейтронов?
  5. У всех элементов одинаковое строение атома?
  6. Число протонов в атоме водорода равно 2?
  7. Число электронов в атоме углерода равно 6?

Учитель подводит итоги урока, проверяет диагностичность цели урока, оценивает работу групп и отдельных учащихся. Подводятся итоги в картах по оценке участия обучающихся на уроке.

Учитель: В завершении урока прошу закончить следующие предложения:

8. Сегодня я узнал_______________________
9. Я удивился___________________________
10. Теперь я умею_______________________
11. Я хотел бы __________________________

6. Домашнее задание. (Слайд 16)

  1. Прочесть параграфы 6, 7; выполнить упражнения 3,5 с.43 и (обязательный уровень).
  2. Творческие задания:
  • Используя изученные на уроке термины, составить кроссворд по теме “Строение атома”.
  • Сочинить историю в любом жанре (сказка, басня, детектив и т.д.): на что, по-вашему, похож атом.