За страницами учебника: задачи на переливание

Разделы: Математика


Пояснительная записка.

Данная работа может быть рассмотрена в двух вариантах:

Совместный проект учителя МБОУ “Лицей” г. Новомосковска Федуловой Ж.В. и ученика 8Б класса МБОУ “Лицей” г. Новомосковска Качкова Сергея; Прилагаемые материалы и порядок знакомства с ними:

Методическая разработка, включающая 2 презентации, для изучения темы “Задачи на переливания”.

Порядок знакомства с материалами:

2.1 Приложение 1 (буклет)

2.2 Приложение 3 (презентация учителя)

2.3 Приложение 4 (презентация ученика)

Обучение математике в МБОУ “Лицей” г. Новомосковска ведётся по учебникам С.М. Никольского, М.К. Потапова, Н.Н. Решетникова, А.В. Шевкина, “Математика 5”, “Математика 6”, “Алгебра 7”, “Алгебра 8”, “Алгебра 9”. Особенностью данных учебников является наличие дополнительных глав, в которых сосредоточены “занимательные задачи”, логические задачи и другие. Такие задачи целесообразно включать в урок с целью развития познавательного интереса учащихся к математике.

Первый раз учащиеся сталкиваются с задачей на переливание в 5 классе. (№320, стр. 75) Имеются два сосуда вместимостью 8л и 5л. Как с помощью этих сосудов налить из водопроводного крана 3л, 7л воды?

Задача не сложная, и обычно предлагается следующее решение и форма записи:

3л – искомая величина.

Налить 7 л уже с помощью этих же сосудов сложнее, но всё равно возможно, рассуждая аналогично.

Понятно, что в 5, 6 классах предлагаемый метод вполне приемлем, но с задачами на переливание ученики сталкиваются и в 7 классе, и в 8 классе на уроках алгебры. (причём задачи становятся сложнее и сложнее)

И здесь целесообразно показать диаграмму Гиббса-Розебума. Учащиеся уже знакомы с геометрическими фигурами, их свойствами. Поэтому данный метод будет понятен и доступен.