"Закрепление и обобщение знаний по химии". 8-й класс

Разделы: Химия

Класс: 8


Цели:

  • Воспитывающая – воспитание у учащихся самостоятельности, их активности при работе в парах и при индивидуальной работе, а также при выполнении самостоятельной работы, взаимопомощи и поддержки при работе в парах, самоконтроля при выполнении заданий.
  • Развивающая – развитие интеллектуальных способностей при выполнении мыслительных операций: анализа, синтеза, оценки, сравнения, логики при выполнении различных разноуровневых дидактических заданий.
  • Обучающая – организовать учащихся на закрепление:

Знаний:

  • классификации неорганических веществ, определения всех классов веществ, электролитов и неэлектролитов, степени окисления элементов, химических свойств классов веществ

Умений:

  • составлять формулы различных веществ, проставлять в них степени окисления, подбирать к данным оксидам гидроксиды, составлять ионные уравнения реакций, по предложенному тексту находить пропущенные термины
  • Навыков: самостоятельной работы при химическом диктанте: выбор истинных и ложных утверждений, работы в парах по предложенному тексту.

Тип урока: обобщающий – совершенствование и закрепление ранее изученного материала (наглядность: материал может быть представлен в распечатках на столах или на слайдах мультимедийной презентации)

Формы работы: фронтальная, индивидуальная, работа в парах

Методы обучения: словесные, наглядные, репродуктивные, частично-поисковые, практические (решение упражнений, заданий), интерактивные, самостоятельной работы.

Ход урока

1 этап: Определение темы урока и цели:

«Совершенствовать, закреплять, повторять, обобщать знания и умения

по темам:

  1. Соединения химических элементов (классы неорганических веществ), их химические свойства
  2. Изменения, происходящие с веществами (уравнения реакций и их типы)
  3. Реакции в растворах электролитов (ионные уравнения, причины необратимости реакций обмена)»

2 этап: Актуализация опорных знаний.

На столах учащихся можно положить распечатки данной схемы или можно представить ее на экране (схема классификации).

Беседа с учащимися:

Прокомментируйте данную схему, дайте определение каждому представленному классу веществ

Определите, какие из данных веществ электролиты, а какие неэлектролиты и дайте определения этим понятиям

3 этап – основной:

Решение различных заданий на закрепление, повторение, обобщение знаний и умений

1. На экране демонстрируются различные формулы соединений:

Вопросы учителя:

  1. Вспомните, что обозначает химическая формула, какое из предложенных веществ лишнее и почему?
  2. Дайте название каждому из соединений
  3. Проставьте степени окисления элементов в данных соединениях

2. Учитель предлагает выбрать каждому учащемуся любую из формул, которая им больше нравится.

Задание – химический диктант (самостоятельная работа – работа на листочках).

Учитель зачитывает учащимся 10 утверждений,

ребята работают с выбранными веществами: нужно определить, какие из них ложные, а какие истинные.

Если истина, то ставите знак «+», если нет, то « – ».

Утверждения:

  1. Это вещество считается бинарным
  2. В это вещество входит элемент – металл
  3. Это сложное вещество
  4. Его количественный состав больше 6 атомов
  5. Это – электролит
  6. Оно диссоциирует на ионы
  7. Это вещество принадлежит к классу солей
  8. Оно находится в газообразном агрегатном состоянии
  9. В нем присутствует ковалентная полярная связь
  10. В нем ионная кристаллическая решетка

Сразу же после выполнения листочки с работами собираются, результат будет оглашен на следующем уроке.

3. На экране даны картинки с различными летними пейзажами.

Учитель предлагает прослушать стихотворение, в котором заключен для них вопрос.

Стихотворение:

Лежу на берегу, вокруг одни оксиды,
Куда не погляжу – прекраснейшие виды:
Песочек, пляж, вода морская,
А с моря бриз, волна крутая,
А воздух – дышится легко… вода – парное молоко…
Забудешь беды и обиды…

Но все же, а где же здесь оксиды?
Хотя бы три мне назовите
И к следующему заданию переходите….

(Учащиеся находят: вода, углекислый газ, песок)

Вопросы учителя:

  1. На какие три группы делятся оксиды?
  2. Какие из них способны реагировать с водой?

4. На экране появляются формулы оксидов:

CaO
SiO2
Na2O
FeO
CuO
ВаО

Обсуждение:

С какими из перечисленных веществ не реагирует вода:

Какой из данных оксидов лишний и почему?

Какой гидроксид соответствует каждому оксиду и каков его характер?

5. Работа в парах – вставить пропущенные слова и знаки препинания: (на каждую парту) парам учащихся раздаются тексты, где пропущены разные химические термины, а также знаки препинания:

Предлагаемый вариант текста для работы:

Многие …….. веществ, попадая в воду, способны …… на ….. и ……
Если ….. осуществилась то данное вещество будет ….., а значит его раствор проводит…….
К …….относят ….. …… и ……….
В растворе могут реагировать только те ……, которые при «встрече» образуют ….., ….. или …….
Для уравнений ……. реакций…… можно составить ионное уравнение.

Дается время для работы парам, затем коллективная проверка и обсуждение данного задания.

6. Ребятам зачитывается стихотворение (можно его представить на экране):

Вставьте пропущенное слово в стихотворении Великого русского поэта А.С.Пушкина:

Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса –
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и в ……. одетые леса,
В их сенях ветра шум и свежее дыханье,
И мглой волнистою покрыты небеса,
И редкий солнца луч, и первые морозы,
И отдаленные седой зимы угрозы.

(пропущено «золото»)

Задание:

Составьте уравнение реакции между хлоридом золота(3) и гидроксидом натрия в молекулярном и ионном видах.

  • Назовите продукты реакции
  • Назовите признак необратимости данной реакции

Ученица разбирает это уравнение на доске, все работают в тетрадях.

Затем коллективная проверка и обсуждение результата.

7. На экране даны знаки металлов, на основе которых записывались многие формулы на уроках. Учащимся зачитываются стихи, по которым надо определить, о каких металлах идет речь.

Металл пластичен, но
с трудом расплавится,
Имеет желто-красный цвет
И знает сплавов главных он рецепт.
В его одноименный век, и в бронзовый –
С каких уж давних пор – он – господин,
И правда в том, да-да, что
Он нам дан для памятников и
скульптур на долгие года.

(металл «медь»)

А этого металла всех больше в земной коре,
Он серебристо-белый, он красив, пластичен, легок он вполне,
И он, по праву, металл космического века,
А покорение Космоса – какое достижение человека.
Ракеты, самолеты, корабли –
Они необходимы для мощности страны.
Есть у него оксид с названием – корунд,
А если красный, то его зовут рубин –
И он в кремлевских звездах господин.

(металл «алюминий»)

Задание на обобщение:

  1. Составить формулы оксидов, гидроксидов для данных металлов и определить их характер
  2. Составить формулы хлоридов, нитратов, сульфатов, фосфатов, определить, к какому классу веществ они относятся и почему?

4 этап. Подведение итога урока.

Беседа: Учитель предлагает вернуться к темам, которые нужно было проработать и обобщить сегодня.

  1. Все ли было рассмотрено с помощью предложенных разобранных заданий?
  2. Помогли ли решенные задания добиться цели: совершенствование и закрепление предложенного материала и подготовка к последующему контролю знаний и умений?

5 этап: Домашнее задание

Повторить материал по параграфам 35–42 (учебник О.С.Габриеляна), а также все понятия, которые закреплялись и повторялись на данном уроке.