Урок по теме "Буквы З и С на конце приставок". 5-й класс

Разделы: Русский язык

Класс: 5


Этап, время Содержание Обоснование
Учитель Ученик
Организационный момент (1 минута) Учитель приветствует учащихся. Обращает внимание на внешний вид учащихся, организацию рабочих мест. Отмечает отсутствующих.   Организация внимания, быстрое включение учащихся в деловой ритм, настрой на серьёзную работу. Формирование вкуса, эталона внешности.
I. Цели урока (4 минуты) Учитель берет со стола конверт и показывает его ребятам.

-Ребята, сегодня к нам на урок загадочное письмо пришло. А кто его прислал неизвестно, письмо не подписано. Давайте его прочитаем: Учитель читает вслух.

К нам пришло письмо одно
Было странное оно.
Вместо марок –
Три снежинки,
А конверт –
Из чистой льдинки,
А письмо
Не на листке,
А на беленьком снежке:
Скоро, скоро
К вам примчу,
На метелях прилечу,
Запляшу и закружу,
Снегом землю наряжу.
И деревья,
И дома…
И подписано… (Зима).

Дети приветствуют учителя. Дежурный докладывает о готовности класса к уроку, называет отсутствующих.

Учащиеся внимательно слушают учителя.

Ученики хором отвечают – “зима”.

Нестандартная форма вступления способствует возникновению познавательного интереса к предмету.

Опора на наглядно-образное мышление, непроизвольное внимание.

Учитель ведет беседу с учащимися.

-Ребята, письмо прислала Зима, и она сегодня у нас в гостях на уроке.

-Ребята, чем вам нравится зима?

Учащиеся отвечают, что зимой каникулы, много праздников, можно поиграть в снежки, хоккей, покататься на лыжах, коньках.

Слушают друг друга, дополняют ответы одноклассников.

Развитие речи учащихся, воображения, сообразительности. Установление межпредметных связей (ИЗО, музыка) способствуют познавательной мотивации.
Учитель соглашается с ребятами:

-Да, я согласна с вами. Зима нравится не только вам, но и писателям, и поэтам, и художникам. Они создали образ зимы в своем творчестве и воспели красоту русской зимы. Звучит музыка П. И.Чайковского “У камелька”. Учитель просит обратить внимание учащихся на красоту зимнего пейзажа, изображенного на репродукциях.

-Давайте полюбуемся на зимний пейзаж под музыку П.И.Чайковского.

- А сейчас я вам предлагаю описать зимний пейзаж. Зима нам в этом поможет. Она написала слова подсказки. Обращает внимание на слова, написанные на доске.

Учащиеся созерцают зимний пейзаж, слушая музыку П.И. Чайковского “Времена года” Организация внимания, подготовка к активному восприятию темы.
Учитель читает слова вслух: рассыпала, распушила, расщедрилась, раскрасила, взмахнула, развесила, развеселилась и просит составить с ними предложения или словосочетания. Ребята составляют словосочетания или предложения со словами, предложенными учителем. Развитие устной речи, обогащения словаря.
Учитель задает учащимся вопрос:

-А какое правило объединяет эти слова?

Учитель напоминает учащимся о том, что данное правило они изучали на предыдущем уроке.

Учащиеся, основываясь на знаниях, полученных на предыдущем уроке, называют орфограмму и формулируют правило о написании букв “з” и “с” на конце приставок. Актуализация опорных знаний и умений по теме: “ Буквы “з” и “с” на конце приставок ”.
Учитель предлагает вспомнить о правиле – подсказке на данную орфограмму, записанную в словаре для справок и прочитать стихотворение хором. Учащиеся хором рассказывают правило – подсказку о написании букв “з” и “с” на конце приставок.

Опять ты в правило залез,
Нашел приставки на з- и с-,
Пустился с ними танцевать,
Чтоб расспросить и разузнать
И всю тетрадку исписать!
Вот безобразие! Опять
Неясно, что и где вставлять:
Где букву “з”, где букву “с”…
Но сам собой вопрос исчез…
Что перед гласной буква – “з”,
И перед звонкой тоже – “з”,
Что станет “с” - перед глухой,
Чтобы побыть сама собой
.

Рифмованное правило стимулирует интерес к предмету, активизирует познавательную мотивацию.

Способствует развитию внимания, памяти, актуализации опорных знаний.

Учитель благодарит учеников и просит сформулировать цель урока. Учащиеся, исходя из знаний, полученных на предыдущем уроке, формулируют цель урока:

-знать правило о написании букв “з” и “с” на конце приставок ;

-уметь писать грамотно слова с данной орфограммой.

Учащиеся слушают друг друга, дополняют ответы одноклассников.

Высказывание на лингвистическую тему развивает монологическую речь учащихся.

Формирование целенаправленного характера учебной деятельности. Создание личностного отношения к достижению цели.

Учитель обобщает ответы учащихся о цели урока и говорит:

-Мы продолжаем изучать правило о написании букв “з” и “с” на конце приставок; учимся писать грамотно слова с данной орфограммой.

   
Учитель просит открыть тетради, записать число и тему урока. Учащиеся открывают тетради, записывают число и тему урока, осмысливают и запоминают цели урока. Включение учащихся в деловой ритм, настрой на работу.
II. Теоретическое обоснование данного умения (3 минуты). Учитель сообщает учащимся, что зима приглашает их в занимательное путешествие по своим владениям. Учитель обращает внимание учащихся на доску, где размещается карта грамматического маршрута, сопровождая обращение словами: Учащиеся внимательно слушают учителя, смотрят на доску, где находится грамматический маршрут (карта).

Ученики внимательно слушают учителя, рассматривают карту.

Иллюстративно-наглядный материал способствует познавательной мотивации учащихся.
-Зима составила для вас познавательный грамматический маршрут. Ученики достают алгоритм и рассказывают, как он действует, отвечая на вопросы учителя.

Учащиеся внимательно слушают друг друга, дополняют, корректируют знания.

Работа с опорной схемой способствует созданию познавательного интереса к изучаемому материалу, позволяет проверить объем и качество знаний на данном этапе, уровень готовности к продолжению изучения темы, созданию личностного заинтересованного отношения к достижению цели.
- При Учитель сообщает ученикам, что путешествие будет увлекательным, но трудным, поэтому надо будет взять с собой Снеговика – Подсказкина (алгоритм), созданного на предыдущем уроке, который поможет ученикам в путешествии и объявляет о начале путешествия. Учитель просит вспомнить, как работает алгоритм.

(см. Приложение №1).Учитель организует беседу по вопросам работы алгоритма, составленного заранее:

-Назовите приставки на раз - /рас-.каких условиях в них на конце пишется буква “з”, а при каких – “с”?

-Почему слова здесь, здание, здоровье Снеговик -Подсказкин выделил в особую группу?

-Почему приставка с- отделена от других приставок, что в ней особенного.

Предлагает одному из учеников полностью сформулировать правило о написания букв з и с на конце приставок, используя алгоритм.

Учитель обобщает и систематизирует ответы учащихся. Учитель поощряет наиболее активных учащихся.

Учитель сообщает ученикам, что Снеговик помог выучить правило, спасибо ему

Рас- (раз-), из-(ис-), воз-(вос-), низ-(нис-), через-(черес-) и другие.

Перед гласными и звонкими согласными пишется приставка з-, перед глухими согласными – приставка с-.

Потому что в этих словах буква “з” является частью корня.

Приставки з- не бывает.

 
III. Образец выполнения работы. (4 минуты) Сообщает учащимся:

- А теперь мы должны показать Снеговику, как мы научились с его помощью применять на практике правило “Буквы “з” и “с” на конце приставок”. Обращает внимание учеников на доску, где выписаны слова о зиме и задает вопросы:

-Правильно ли я их написала? Давайте запишем их в тетрадь и с помощью Подсказкина объясним Зиме правило о написании букв “з” и “с” на конце приставок. Учитель предлагает выполнить работу в тетрадях и прокомментировать написание букв “з” и “с” на конце приставок.

Учитель поощряет учеников за выполненное задание и сообщает, что они готовы к путешествию.

Учащиеся записывают в тетрадь слова: рассыпала, распушила, расщедрилась, разукрасила, взмахнула, развесила, развеселилась; объясняют написание букв “з” и “с” на конце приставок, используя алгоритм.

Проверяют свои знания, осознают степень прочности усвоения материала.

Отработка умений и навыков по написанию правила “ Буква “з” и “с” на конце приставок” с опорой на алгоритм.

Развитие коммуникативных умений и навыков.

Фронтальный опрос позволяет принять участие в работе каждому.

Развитие способности применять знания на практике.

Пошаговый контроль позволяет выявить учащихся, недостаточно усвоивших тему предыдущего урока.

IV. Тренировочное упражнение. (9–10 минут) Учитель подходит к карте и объявляет название второй станции грамматического маршрута: “Сказочный зимний лес”.

Учитель обращает внимание учащихся на раздаточный материал на партах.

Ученики внимательно слушают учителя, осмысливают информацию. Активизация внимания.
-Ребята, посмотрите на парты. Зима каждому оставила задание. Заданий Зима приготовила много, но каждое напечатано на красивых листочках разного цвета. При выполнении заданий не забывайте о Снеговике – Подсказкине. Обращают внимание на разноцветные карточки с заданием.  
Учитель просит учеников взять с парты зеленый листок, на котором написано задание, и прочитать его вслух. Предлагает ознакомиться с текстом, записанным на центральной части доски (см. Приложение №2). Ученики читают про себя текст и задания к нему. Перевод знаний из потенциального состояния в активное.

Проверка объема и правильности знаний, осознанности, гибкости, оперативности, умения использовать свои знания на практике.

Учитель сам читает текст вслух.

Вызывает к доске желающих, организует работу с учащимися, предлагая им задания по комплексному анализу текста:

- спишите текст, обозначьте условия выбора орфограмм на месте пропусков;

-расставьте пропущенные запятые и составьте схемы;

-допишите текст, используя слова на правило о правописании букв “з” и “с” на конце приставок. Дополнительно ученики выполняют разбор слова по составу, фонетический и синтаксический разбор. Учитель объясняет задание, читает текст вслух (см. Приложение № 2). Ра…света…т в сказо(ч,чь)ном зимнем л…су. …десь ра…красавица зима ра…старалась. Ра…пушила хозяюшка ра…кидистые ели ра…сыпала снежок на м…хнатые вето(ч,чь)ки.( Ра…красить, ра…веселить).

Учитель сообщает:

-Внимание, ребята!

Ученики поднимают руки и выходят к доске.

Группа учащихся из четырех человек выполняет задание у доски: комплексный анализ текста.

Каждый отвечающий у доски громко и четко проговаривает задание и ответ на него.

Организация работы с сильными учениками.

Устный ответ на лингвистическую тему развивает монологическую речь учащегося.

Словарная работа расширяет кругозор учащихся, формирует орфографическую зоркость

Зима нерасторопных не любит, может заморозить, засыпать снегом в лесу, поэтому вы должны внимательно слушать, быстро писать, используя Приложение №2 ,исправлять ошибки, дополнять ответы учеников, работающих у доски. Учитель предлагает ученикам выполнить комплексный анализ текста. Текст у каждого на парте.

Учитель проверяет учеников, работающих у доски (см. Приложение №2).

Учитель организует работу по дополнительным вопросам.

Работу выполняют письменно все ученики класса, используя

Приложение № 2. Они слушают ответы одноклассников, исправляют или дополняют ответы, сверяют правильность своей работы и работы у доски, ликвидируют пробелы в знаниях.

Устранение обнаруженных пробелов, проведение дальнейшего совершенствования знаний, умений и навыков по данной теме, способствует развитию навыков самоконтроля, ответственности, воспитывает чувство товарищества, доброжелательное отношение друг другу.
-Ребята, не забудьте задать дополнительный вопрос, отвечающему однокласснику.

Учитель комментирует и оценивает ответы учеников, работающих у доски.

Ученики поднимают руки.

Формулируют несколько специальных вопросов по теме

“Буквы “з” и “с” на конце приставок”.

Фронтальный опрос позволяет принять участие в беседе каждому.
Учитель организует дополнительную работу по тексту.

Учитель задает дополнительные вопросы классу, предлагая одному из учащихся еще раз прочитать текст вслух.

-Какую картину вы представили?

-Назовите тему текста.

- Какова основная мысль?

-Определите стиль текста. Обоснуйте свой ответ.

-Какие изобразительно – выразительные средства языка характерны для художественного стиля?

-Найдите в тексте олицетворения, эпитеты, метафоры.

Правильно, ребята, картину сказочного зимнего леса автор нарисовал с помощью олицетворений, эпитета, метафор.

Учащиеся внимательно слушают учителя, осмысливают задание. Ученики предлагают варианты ответов.

Анализируют текст, отвечают на вопросы, определяют тему, основную мысль, стиль текста.

Убеждаются в том, что с помощью изобразительно-выразительных средств автору удалось точно и образно передать свое представление о зиме. Называют изобразительно-выразительные средства языка, характерные для художественного стиля: сравнения, метафоры, эпитеты, олицетворения.

Олицетворения - расстаралась, распушила, рассыпала, разукрасила, развеселилась; эпитеты – сказочном; метафоры – раскрасавица, хозяюшка.

Использование художественных текстов способствует развитию воображения, чувства прекрасного.

Определение темы, идея, стиля позволяет закрепить речеведческие понятия. Развитие умения видеть выразительно-выразительные особенности текста.

Физкультминутка (2 минуты) Учитель сообщает, что наступило время для физкультминутки, используя стихотворение В.Томилиной “Идет сама хозяйка”

(см. Приложение №3)

-Молодцы, ребята! Не заблудились, не замерзли в зимнем лесу. И гостья довольна, понравились вы Зимушке, а теперь, чтобы вы немного встряхнулись, отдохнули, сил набрались, Зима приглашает вас на лесную опушку для веселой разминки. Учитель подходит к карте и обращает внимание учащихся на станцию “Лесная опушка”.

Ученики читают наизусть вместе с дежурным стихотворение, повторяя движения, изображающие различные состояния и действия, описанные в тексте. Предупреждение утомляемости учащихся, снятие эмоциональной напряженности.

Активизация внимания, памяти.

Развитие выразительности речи.

II. Тренировочное упражнение. (6 минуты). Учитель сообщает о работе на следующем этапе:

Отдохнули, ребята?

   
Обращает внимание учащихся на карту грамматического маршрута.

-Гостья приглашает нас на зимние забавы.

Учитель обращает внимание на репродукцию картины “Зимние забавы”:

Рассматривают карту грамматического маршрута. Опора на непроизвольное внимание стимулирует воображение и память.
- Обратите внимание на репродукцию картины, которую приготовила нам в подарок Зимушка. Предлагает ученикам рассмотреть картину под музыку П. И.Чайковского. Рассматривают репродукцию картины “ Зимние забавы” под музыку П.И.Чайковского. Беседа по вопросам способствует активизации мыслительной деятельности учащихся, фронтальный опрос позволяет принять участие в беседе каждому
Учитель организует беседу по содержанию репродукции:

-Какие зимние забавы изображены на репродукции картины?

-А вам какие зимние забавы больше всего нравятся?

(-Молодцы, но мы помним тему нашего урока!)

Слушает, выражает свое отношение, поощряет похвалой.

Слушают учителя, осмысливают задание, отвечают на поставленные учителем вопросы.

Слушают ответы, поправляют, дополняют друг друга, корректируют знания.

Развивает речь учащихся, расширяет кругозор, коммуникативные умения и навыки.

Установление межпредметных связей (музыка, живопись) также способствует познавательной мотивации.

-Зима не просто так принесла эту

репродукцию, она предлагает нам выполнить творческое задание на тему: “ Зимние забавы”.

Обращает внимание учащихся на розовые листочки, лежащие на партах, предлагает прочитать задание, выполнить его.

  Развитие воображения, сообразительности
Организует работу в трех группах:

1 группа – работа с раздаточным материалом (см. Приложение 4) – составляет словосочетания по образцу, обозначает условия выбора орфограмм на месте пропусков;

2 группа - работа с раздаточным материалом (см.приложение № 4) – составляет словосочетания, используя слова для справок; обозначает условия выбора орфограмм на месте пропусков;

3 группа - работа с раздаточным материалом (см. Приложение № 4) – составляет предложения на тему: “ Моя любимая забава”, используя слова для справок, обозначает условия выбора орфограмм на месте пропусков.

Проходит по рядам, оказывая дифференцированную помощь.

Приступают к самостоятельной работе по картине “ Зимние забавы”.

Составляют подходящие по смыслу словосочетания или предложения на тему:

“Зимние забавы” (на фоне музыки

П. И.Чайковского). Вставляют пропущенные буквы, объясняют их графически.

Учащиеся, быстрее и правильнее других справившиеся с заданием, записывают несколько примеров дополнительно.

Стимулирование самостоятельной познавательной деятельности. Отработка учебных навыков, выявление и устранение недостатков в знаниях по написанию правила “ Буквы “з” и “с” на конце приставок ”.
По окончанию работы предлагает учащимся 1-ой и 2 - ой группы обменяться тетрадями, проверить правильность выполнения задания: правильность обозначения условия выбора орфограмм на месте пропусков.

Предлагает одному из учащихся, быстрее и правильнее справившемуся с заданием, прочитать словосочетания вслух, объяснить пропущенные буквы.

Обмениваются тетрадями друг с другом (учащиеся 1-ой и 2 –ой группы), работают в парах, проверяют друг у друга правильность выполнения задания и оценивают товарища.

Учащиеся читают вслух самостоятельно составленные словосочетания, объясняя правило о написании букв “з” и “с” на конце приставок.

Работа в статических парах способствует формированию коммуникативных умений и навыков.

Рецензирование ответов позволяет продемонстрировать учащимся объём знаний по пройденному материалу, способствует формированию адекватной оценки.

Предлагает поднять руки тем учащимся, которые выполнили работу верно.

Поощряет за правильно выполненную работу:

-Молодцы, ребята! Вы порадовали и меня, и Снеговика!

Обращается к ученикам:

-Ребята, а некоторым учащимся было дано другое задание (составить предложения на тему: “ Моя любимая зимняя забава”). Внимательно слушайте ответы учащихся, т.к. вся работа, проделанная на уроке,

поможет вам успешно справиться с домашним заданием.

Учащиеся, выполнившие работу правильно, поднимают руки.

Учащиеся 3 группы еще работают над своим заданием.

Дифференцированный подход к учащимся.

Пошаговый контроль в ходе объяснения правила написания букв “з” и “с” на конце приставок, анализа словосочетаний и предложений позволяет определить уровень усвоения материала на данном этапе.

Предлагает учащимся 3 группы прочитать предложения на тему: “ Моя любимая забава” (1-2 ученика; если позволяет время, то 3 -4). Напоминает учащимся о том, что слова у всех учеников были одинаковые, а предложения получились разные. Учащиеся, выполняющие задания 3 уровня сложности, выходят к доске и зачитывают вслух предложения или текст на тему: “Моя любимая зимняя забава”.  
Выражает свое отношение, поощряет похвалой активных учащихся.

Сообщает, что все работы будут проверены учителем.

Обращает внимание учащихся на репродукцию “Зимние забавы”:

Учащиеся внимательно слушают одноклассников, которые читают вслух предложения на тему: “Моя любимая зимняя забава”.  
-Полюбуйтесь на картину, послушайте музыку Чайковского, представьте ваши любимые зимние развлечения. Рассматривают иллюстрацию,

внимательно слушают музыку Чайковского.

Установление межпредметных связей (музыка, живопись) способствует познавательной мотивации
Ш. Тренировочное упражнение (4 минуты). Учитель подходит к карте и сообщает ученикам, что впереди их ждут новые испытания. Следующий этап – “Ледяной дворец Снежной Королевы”. Учитель организует работу по решению лингвистической задачи. Учитель предлагает учащимся следующее задание.

-Ребята, Ледяной дворец Снежной Королевы! Какая красота! А как холодно! Посмотрите: ни окон, ни дверей. Заморозит нас Снежная Королева. Чтобы нам выбраться отсюда, надо решить задачу.

Рассматривают карту, внимательно слушают учителя. Организация внимания.
Учитель организует работу по решению лингвистической задачи. Обращает внимание учащихся на раздаточный материал, напечатанный на голубом листе.

-Ребята, возьмите голубой листочек, прочитайте задание.

  Диалог активизирует мыслительную деятельность учащихся.
Учитель предлагает учащимся ответить на вопросы, используя Приложение №5:

Задание: прочитайте слова, обозначьте

орфограмму “Буквы “з” и “с” на конце приставок”.

I.Бескрайний, безграничный

II.Раззадорилась, рассветает.

III.Расщедриться, расчистить.

Работают с раздаточным материалом, внимательно читают задания, проговаривая про себя.

Читают слова с орфограммой: “Буквы “з” и “с” на конце приставок” и обозначают её.

Отвечают на вопросы, используя Приложение №5.

 
Организует беседу:

- Ребята, здесь напечатаны слова на изучаемую нами орфограмму “ Буквы З и С на конце приставок”.

Слова на данную орфограмму я разделила на три группы. Я это сделала неслучайно, я это сделала специально.

Здесь есть группа слов, при написании которых надо быть особенно внимательными, чтобы не допустить ошибку.

-Как вы думаете, какая же это группа?

Итак, кто думает, что это 1группа слов? Поднимите руки.

Итак, кто думает, что это 2 группа слов? Поднимите руки.

Внимательно слушают учителя, осмысливают вопросы, пытаются выбрать группу слов, наиболее трудную для написания. Создание проблемной ситуации (сообщение проблемы учителем от проблемной ситуации).
- Итак, кто думает, что это 3 группа слов? Поднимите руки. Поднимают руки в зависимости от своего мнения по данному вопросу. Развитие мыслительных операций анализа, синтеза, сравнения, обобщения, систематизации.

Развитие сообразительности, гибкости мышления.

Учитель обобщает ответы учащихся:

-Итак, наши мнения разделились. У нас три мнения поэтому вопросу.

-Да, все эти слова можно написать правильно, зная правило “ Буквы З и С на конце на конце приставок”. Давайте вспомним и расскажем орфограмму “ Буквы З и С на конце приставок”.

-А в чем же могут быть затруднения при написании этих групп слов? Обоснуйте свой ответ.

Отвечающий рассказывает вслух орфограмму “ Буквы З и С на конце приставок”. Учащиеся дополняют, корректируют ответ. Закрепление изучаемого материала в нестандартной ситуации.
-Итак, пожалуйста, слова 1 группы, кто может объяснить, в чем же здесь затруднение? (затруднений нет, если знаешь правило “Буквы З и С на конце приставок”). Отвечают на вопросы,

Слушают ответы друг друга, поправляют, дополняют, корректируют знания.

Развитие способностей применять знания на практике.
-Итак, пожалуйста, слова 2 группы, кто может объяснить, в чем же здесь затруднение? (надо знать правило, а еще уметь разбирать слова по составу, т. к. здесь удвоенные согласные звуки на стыке приставки и корня, можно “потерять” одну букву, желательно подобрать однокоренные слова).

-Итак, пожалуйста, слова 3 группы, кто может объяснить, в чем же здесь затруднение? (надо знать правило, тоже уметь разбирать слова по составу, а еще здесь произношение кардинально отличается от написания, т. к. звуки з и с здесь вообще не произносятся, поэтому надо обязательно подбирать родственные слова). следовательно, слова 3 группы наиболее трудные при написании).

  Организация осмысления, обобщения, приведения знаний в целостную систему.

Фронтальный опрос помогает принять участие в беседе каждому.

-Итак, ребята, при написании какой группы слов нужно быть особенны внимательны?

(Нужно быть особенно внимательными при написании слов 3 группы, т. к. произношение этих слов кардинально отличается от написания).

Убеждаются в том, что именно слова III группы дают наибольшее количество ошибочных написаний, так как характеризуются существенным различием произношения и написания, поэтому здесь нельзя доверять произношению, а полезно прежде всего сосредоточить внимание на структуре слов: Формирования умения обосновывать свой выбор.

Развитие устной речи, расширение кругозора.

Нацеливание на конечный результат, подготовка к итоговому контролю.

Если учащиеся затрудняются с ответом, то учитель помогает учащимся найти ответ на данные вопросы. Рас – щедр – и – ть – ся, подобрать однокоренные слова. Воспитание трудолюбия, доброжелательности, умения строить отношения с товарищами на основе сотрудничества.
IV. Тренировочное упражнение (5 минут). Учитель сообщает, что увлекательное путешествие подходит к концу:

-Зимушка – гостья рада тому, как ребята справились с заданиями, а Снеговику - Подсказкину даже новый шарфик решила подарить, да и о вас подумала. Любите получать подарки, ребята? Учитель подходит к карте и объявляет, что последняя станция – “Зимний сюрприз”. Учитель организует работу с перфокартами.

   
-У вас на столах лежат задания и перфокарты для ответов на задания.

На перфокарту надо писать только букву “з” или “с”. Внимательно отнеситесь к работе.

Организует проверку выполнения задания:

-Готовы?!

Рассматривают карту.

Ученики переходят к самостоятельной работе с перфокартами.

Слушают, осмысливают, приступают к его выполнению.

Вписывают в перфокарту букву “з” или “с”.

Развитие навыков контроля и самоконтроля.

Проверка полноты, осознанности и прочности знаний.

Формирование адекватной самооценки собственной деятельности.

-Соедините карандашом на перфокарте:

I вариант – буквы “с”,

II вариант – буквы “з”.

Соединяют буквы( I вариант – “с”, II – “з”; у ученика, выполнившего работу на “5”, получается

цифра 5).

Осуществление оперативного контроля за уровнем прочности и осознанности усвоения материала.
-Кто внимательно и сосредоточенно работал, кто хорошо усвоил правило, у того на перфокарте получилась цифра… ..цифра “5”. Воспитание требовательности к себе, аккуратности, добросовестности, ответственности.
-Поднимите руку знатоки правописания приставок на з- и с-! Учащиеся, получившие оценку “5”, поднимают руки.  
Учитель обращается к остальным учащимся:

Сравните ответы на перфокарте с ответами, записанными на доске, исправьте ошибки.

Учитель сообщает учащимся, что возьмет работы на проверку и оценит их.

Учитель благодарит учащихся за работу.

Остальные ученики сверяют свои ответы с ответами, записанными учителем на доске.  
V. Этап подведения итогов работы, инструктаж о домашнем задании. (3 минуты). Молодцы, ребята! Спасибо гостье Зиме за познавательное грамматическое путешествие. Учитель организует работу по подведению итогов. Задает вопросы: Внимательно слушают, отвечают на вопросы учителя. Мотивирование домашнего задания.
-Что нового узнали на уроке?

-Чему научились?

-Что вам запомнилось на сегодняшнем уроке?

Благодарит всех за работу, поощряет активных учащихся за грамотные и правильные ответы на уроке.

Выясняют прочность и

осознанность своих знаний.

Формирование готовности к познавательной активности, самостоятельности при выполнении домашнего задания.
По итогам ответов учитель выставляет оценки и комментирует их. Выставляют оценки в дневники.  
Учитель предлагает записать в дневники домашнее задание:

- Напишите сочинение - миниатюру на тему: “Волшебница Зима”. Подсказку зима вам приготовила: на снежинках напечатаны опорные слова. Решите сами, о чем будет ваше сочинение и какие слова вы возьмете для этого. Оформите своё задание так, чтобы Зиме понравилось.

Конкретизирует домашнее задание, добивается, чтобы оно было понято всеми учащимися, напоминает, что для успешного выполнения домашнего задания надо не забыть о Снеговике – Подсказкине.

Записывают домашнее задание в дневники, слушают объяснения учителя, задают уточняющие вопросы.

Учащиеся открыли дневники.

Дежурные собрали тетради на проверку.

Создание атмосферы доброжелательности, уверенности в успешном выполнении домашнего задания всеми учащимися.

Воспитание аккуратности, умения радоваться успехам товарищей.

Слушает уточняющие вопросы учащихся, осуществляет дифференцированный подход.

Спасибо вам.

-Урок окончен, можете быть свободными.

Учащиеся подают учителю дневники для выставления оценок за урок.

Учащиеся покидают класс.