Научно-исследовательский проект по русскому языку "Лексические синонимы, их значение и функции в лирических произведениях С.А. Есенина"

Разделы: Русский язык


Научная статья.

Точная, убедительная, грамотная речь – показатель речи культурного человека. Именно синонимы (наряду с другими изобразительно – выразительными средствами) делают нашу речь богатой, точной, позволяют выразить наиболее тонкие оттенки слова. Признанным мастером богатой и культурной речи является С.А. Есенин – истинно народный, истинно русский поэт. Бесспорно то, что стихотворения Есенина красивые, выразительные, полные чувств. Каждый, наверное, хочет узнать секрет, как добивался этого Есенин. Говорить правильно, красиво, выразительно – это искусство. Полнее и точнее выразить свои мысли помогают различные изобразительно – выразительные средства языка. Но Есенин замаскировал эти средства под деревенскими выражениями, устаревшими словами, хорошей рифмой, что нам кажется, будто их нет, но, проанализировав стихотворения Есенина, мы выяснили, что он этого достигает с помощью синонимов. Синонимы – это показатель речи образованного, грамотного человека, умеющего точно выразить любые мысли и чувства.

Изучая теорию в учебниках, справочниках, Интернете, наблюдая за речью учащихся школы, мы установили, что эта тема нужная, т.к. проблема культуры речи – актуальная проблема в современном обществе. Синонимы – это показатель речи образованного, грамотного человека, умеющего точно выразить любые мысли и чувства. Именно такой должна быть речь современного человека.

Гипотеза исследования: основана на предположении о том, что синонимы – показатель уровня культуры речи, этот показатель возрастает, если учиться у мастеров слова, таких как С.А. Есенин.

Цель исследования: выяснить лексическое значение синонимов, особенности их употребления в произведениях С.А. Есенина.

Задачи исследования:

– выписать синонимические пары или ряды синонимических пар из лирических произведений С.А. Есенина;
– рассмотреть существующие в лингвистике классификации синонимов и разграничить в соответствии с ними лексические синонимы, встречающиеся в стихотворениях С.А. Есенина;
– выяснить лексическое значение синонимов и особенности их употребления в произведении.

Несомненно, синонимы интересовали и интересуют многих ученых. Нам удалось выяснить, что синонимами были заинтересованы такие ученые, как Л.В. Щерба (подчеркивал способность синонимов дифференцировать тончайшие нюансы), Р.А. Будагов (говорил, что синонимы обычно не могут иметь одинакового значения, потому что они выражают различные оттенки понятия), Г.О. Винокур (писал: “Так называемая синонимичность средств языка, если иметь дело не с лингвистической абстракцией, а с живым и реальным языком, с тем языком, который фактически существует в истории, является просто-напросто фикцией. Синоним является синонимом до тех пор, пока он находится в словаре. Но в контексте живой речи нельзя найти ни одного положения, в котором было бы все равно, как сказать: конь или лошадь, ребенок или дитя, дорога или путь и т. п.”).(1,2,3)

Мы придерживаемся той точки зрения, согласно которой “синонимы определяются как слова, обозначающие одно и то же явление действительности, но называющие это явление по-разному – или выделяя в называемой вещи различные ее стороны, или характеризуя эту вещь с различных точек зрения.

Назначение синонимов в художественном языке состоит в том, чтобы определять все те дополнительные смысловые оттенки, без понимания и ощущения которых невозможно восприятие явления в свете художественного видения автора. А в этом видении могут быть раскрыты новые и неведомые нам стороны действительности. Всесторонние суждения о явлениях действительности обязательно требуют наличия в языке сходных в общем и различных в существе слов; ими определяются всевозможные новые значения, стороны, оттенки в явлениях действительности, возникающих в известных жизненных, исторических, социальных обстоятельствах. Одного терминологического обозначения в таких случаях бывает недостаточно, ибо термин всегда узок, уже явления, и тогда приходится обращаться к синонимам”. (4)

Чтобы понять и почувствовать значение слова, его нужно проанализировать в контексте. Но значение живого слова – это “не простая сумма основной семы и дополнительных признаков, которые можно прибавлять, вычитать, нейтрализовать… Каждое слово представляет синтез этих признаков, которые дают новое качество, может быть, неожиданное”.(5)

Синонимы, указывая на одно и то же понятие и имея одинаковое лексическое значение, различаются своей экспрессивной окрашенностью, закрепленностью за определенным стилем, степенью употребительности.

Синонимы выполняют следующие функции:

1) уточнение;
2) градация;
3) создание рифмы;
4) помогают представить стремительность происходящих событий;
5) точно характеризуют действие;
6) придают экспрессивность.(4)

Используя теоретические знания, нужно разграничить в соответствии с ними лексические синонимы, встречающиеся в стихотворениях С.А. Есенина. Анализируя поэтические тексты, сравнивая, выясняем лексическое значение синонимов и особенности их употребления в произведении.

Исследование показало, что синонимы имеют следующие значения:

1) служат для уточнения:

Будто жизнь на страдания моя обречена,
Горе вместе с тоской заградили мне путь…
“Моя жизнь”, 1911–1912.

Звездочки ясные, звезды высокие!
Что вы храните в себе, что скрываете?
Звезды, таящие мысли глубокие,
Силой какою вы душу пленяете?
“Звезды”, 1911.

Угасла молодость моя,
Краса в лице завяла
“Песня старика-разбойника”, 1912.

2) помогают избежать тавтологии:

Бежит, струится маленький
Серебряный ручей…
“Черемуха”, 1915.

И надо мной звезда горит,
Но тускло светится в тумане.
“И надо мной звезда горит”, 1912.

Зажигай сердца пожаром,
Прочь от горя и невзгод.
“Кузнец”, 1914.

3) показывают стремительность происходящих событий:

Дорогая Гелия, прости.
Много роз бывает на пути,
Много роз склоняется и гнется,
Но одна лишь сердцем улыбнется.
“Голубая да веселая страна”,1925.

Я ведь знаю, и мне знакомо,
Потому и волнуй и тревожь
Будто я из родимого дома
Слышу в голосе нежную дрожь.
“Ты запой мне ту песню…”, 1925.

Угасла молодость моя,
Краса в лице завяла
“Песня старика-разбойника”, 1912.

4) служат для точной характеристики действия:

Жутко и страшно проснувшейся бредне…
“Скупались звезды…”, 1916.

Тяжело и прискорбно мне видеть,
Как мой брат погибает родной.
“Брату человеку”, 1912.

Снег падает, мелькает, вьется
Ложится
белой пеленой
“Зима”, 1911–1912.

5) придают экспрессивность:

Мои мечты стремятся вдаль
Где слышны вопли и рыданья.
“Мои мечты”, 1912.

И от визга, и от шума
В голове стоит угар…
“Кузнец”, 1914.

По дороге лихо, бойко,
Развевая пленный пот,
Скачет бешеная тройка
На поселок в хоровод.
“На лазоревые ткани”, 1915.

6) показывают нагнетание признаков, градацию:

Васильками сердце светится, горит в нем бирюза.
Я играю на тальяночке про синие глаза.
“Заиграй, сыграй, тальяночка,…”, 1912.

Теперь тоска меня сосет
И грусть мне сердце точит
“Песня старика-разбойника”, 1912.

Скучные песни, грустные звуки.
Долго ль меня вам томить.
“Звуки печали”, 1912.

Плачет Маша втихомолку
И украдкой слезы льет
“Сиротка”, 1914.

Прочь уходи поскорее…
Только сейчас удалился
“Вьюга на 26 апреля 1912 г.”, 1915.

Угасла молодость моя,
Краса в лице завяла
“Песня старика-разбойника”, 1912.

По сугробам, по пригоркам
Мы идем, бредем домой.
“Бабушкины сказки”, 1915.

Голубая да веселая страна.
Честь моя за песню продана.
Ветер с моря, тише дуй и вей
Слышишь, розу кличет соловей?
“Голубая да веселая страна”, 1925.

Тихо дремлет река.
В природе все спит.
“Ночь”, 1911–1912.

Колокол дремавший
Сонная земля.
“Колокол дремавший”, 1914.

Зажигай сердца пожаром,
Прочь от горя и невзгод.
“Кузнец”, 1914.

Дорогая Гелия, прости.
Много роз бывает на пути,
Много роз склоняется и гнется,
Но одна лишь сердцем улыбнется.
“Голубая да веселая страна”, 1925.

Смотрит, а очи слезятся, слезятся,
Тихо, безмолвно, как будто без мук.
Я оторвать не мог лица,
Чайная чашка скользит из рук.
“Снежная замять…”, 1925.

Я ведь знаю, и мне знакомо,
Потому и волнуй и тревожь
Будто я из родимого дома
Слышу в голосе нежную дрожь.
“Ты запой мне ту песню…”, 1925.

Я там могу найти себе
Отраду в жизни, упоенье
“Мои мечты”, 1912.

Снова грусть и тоска
Мою грудь облегли,
И печалью слегка
Веет вновь издали.
“Я зажег свой костер”, 1915.

Слезы... опять эти горькие слезы,
Безотрадная грусть и печаль;
Снова мрак... и разбитые грезы
Унеслись в бесконечную даль.
“Слезы”, 1915.

Что тебе надобно, вьюга,
Ты у окна завываешь,
Сердце больное тревожишь,
Грусть и печаль вызываешь.
“Вьюга на 26 апреля 1912 г.”, 1915.

7) служат для перечисления:

Ты ушла и ко мне не вернешься,
Мне тоскливо, и скучно, и жалко.
“Ты ушла и ко мне не вернешься”, 1914–1915.

Слезы... опять эти горькие слезы,
Безотрадная грусть и печаль;
Снова мрак... и разбитые грезы
Унеслись в бесконечную даль.
“Слезы”, 1915.

Что тебе надобно, вьюга,
Ты у окна завываешь,
Сердце больное тревожишь,
Грусть и печаль вызываешь.
“Вьюга на 26 апреля 1912 г.”, 1915.

Грустно…Душевные муки
Сердце терзают и рвут
“Грустно…Душевные муки”, 1913.

Снег падает, мелькает, вьется
Ложится
белой пеленой
“Зима”, 1911–1912.

И стоит малютка, плачет под веселый, резвый смех.
“Побирушка”, 1915.

Шепот ли, шорох иль шелест
Нежность, как песни Саади.
“Воздух прозрачный и синий”, 1925.

Чужую разделить печаль
И муки тяжкого страданья…
“Мои мечты”, 1912.

8) служат для создания рифмы:

Звездочки ясные, звезды высокие!
Что вы храните в себе, что скрываете?
Звезды, таящие мысли глубокие,
Силой какою вы душу пленяете?
“Звезды”, 1911.

Ветер с моря, тише дуй и вей
Слышишь, розу кличет соловей?
“Голубая да веселая страна”, 1925.

Слезы... опять эти горькие слезы,
Безотрадная грусть и печаль;
Снова мрак... и разбитые грезы
Унеслись в бесконечную даль.
“Слезы”, 1915.

Я ведь знаю, и мне знакомо,
Потому и волнуй и тревожь
Будто я из родимого дома
Слышу в голосе нежную дрожь.
“Ты запой мне ту песню…”, 1925.

Много роз склоняется и гнется,
Но одна лишь сердцем улыбнется.
“Голубая да веселая страна”, 1925.

Таким образом, поэтических произведениях С.А. Есенина лексические синонимы выполняют следующие функции: 1) служат для уточнения; 2) помогают избежать тавтологии; 3) показывают стремительность происходящих событий; 4) служат для точной характеристики действия; 5) придают экспрессивность; 6) показывают нагнетание признаков, градацию; 7) служат для перечисления; 8) служат для создания рифмы. Для того чтобы это доказать, было прочитано 419 произведений поэта, проанализировано около 150 стихотворений, в которых были употреблены синонимы. Было выписано 50 пар и рядов синонимов, которые были классифицированы в соответствии с выполняемыми ими функциями.

Приложение.

Список литературы:

  1. Л.В. Щерба. Опыт общей теории лексикографии//Избранные работы по языкознанию и фонетике – М.: ЛГУ,1958.
  2. Г.О. Винокур. Проблемы культуры речи – М.: 1929.
  3. Р.А. Будагов. Введение в науку о языке – М.: 1958.
  4. А.Т. Рубайло. Художественные средства языка – М.: Учпедгиз, 1961.
  5. М.Т. Баранов, Т.А. Злобинав. Русский язык в школе № 4 – М., 1993.
  6. Сайт в Интернете: www.wikipedia.ru
  7. С.А. Есенин. Собрание сочинений в двух томах – М.: Советская Россия, 1991.