"Вечером на хуторе…" Урок с театрализованными элементами

Разделы: Литература


Цель: Обобщение и систематизация знаний по произведениям Н.В. Гоголя.

Задачи:

  • Воспитание патриотизма и эстетических взглядов.
  • Развитие коммуникативных навыков.

Ведущий. - Так вы хотите, чтобы мы рассказали вам истории? Пожалуй, почему же не потешить прибауткой! Эх, старина, старина! Что за радость, что за разгулье падет на сердце, когда услышишь про то, что давно-давно деялось на свете!

Находимся мы с вами в далеком местечке Великие Сорочинцы Полтавской губернии, в украинском селе Васильевка. Именно здесь, в 1809 году родился великий писатель Николай Васильевич Гоголь.

Кругом тишина. Весь небосвод стал еще необъятнее. В небе ни облачка. Звезды, словно маленькие жемчужины, мелькают в вышине. Я вижу леса, холодные пруды, русалок, греющихся на месяце. А в теплые вечера молодые парубки и девушки веселятся, влюбляются!

Можно ли спеть Гоголя? А почему бы и не спеть. Ведь его герои говорят красочным, образным языком, а значит все эти повести и рассказы музыкальны. В 1870 году даже был объявлен конкурс среди композиторов в умении перевести на язык музыки произведения Н.В. Гоголя. И первую премию получил П. И. Чайковский, который написал оперу на сюжет повести “Ночь перед Рождеством”. (Алешина Е.Е., учитель музыки. Отрывок из оперы “Колядки”), (Гиза, отрывок из повести “Майская ночь, или утопленница”)

Продолжением описания украинского уклада жизни является историческая повесть “Тарас Бульба”.

В этой повести Гоголь изображает богатырские характеры самого Тараса, Остапа, Андрия, других запорожских казаков, и самоотверженную борьбу за родную землю, за свою национальную независимость, любовь и верность родине.

Сценка “Встреча” (По мотивам повести “Тарас Бульба”)

(Несмелов С., Масленников В., Алешина Е.Е.)

Отец: -А поворотись-ка, сын! Экий ты смешной какой! Что это на вас за поповские подрясники? И эдак все ходят в академии?

- Стойте, стойте! Дайте мне разглядеть вас хорошенько, - какие же длинные на вас свитки, экие свитки! А побеги который-нибудь из вас, я посмотрю, не шлепнется ли он на землю, запутавшись в полы.

Остап: - Не смейся, не смейся, батьку! – сказал старший из сыновей.

Отец: - Смотри ты, какой пышный! А отчего ж бы не смеяться?

Остап: - Да так, хоть ты и батько, а как будешь смеяться, то, ей-богу, поколочу!

Отец: - Ах ты, сякой-такой сын! Как батька! – сказал Тарас Бульба.

Остап: Да хоть батька. За обиду не посмотрю и не уважу никого.

Отец: - Как не хочешь со мной биться? Разве на кулаки?

Остап: - Да уж на чем бы то ни было.

Отец: - Ну давай на кулаки!- Смотрю я, что за человек ты в кулаке.

Мать: - Смотрите, добрые люди. Одурел старый! Совсем спятил с ума. Дети приехали домой, и не успевшая еще обнять ненаглядных детей своих. Дети приехали домой, больше года и не видели, а он задумал нивесть что: на кулаки биться!

Ведущий. Гоголь – мастер пейзажа. Образ степи в повести – это символ Родины и отношение автора к ней. (Художественный пересказ отрывка повести “Тарас Бульба”).

Сообщение “Гоголь - художник”. (Кристина).

“Николай Васильевич был не только художником слова, но и просто неплохим художником, способным управляться с карандашом и красками. Это было заметно еще во время обучения Гоголя в Нежинской гимназии. Достаточно ленивый и нелюбопытный ко всем другим предметам, Гоголь преображался в школьном театре и на уроках рисования. Профессиональным художником Гоголь не стал, но некоторые его рисунки дошли до нас. “Гоголь сел за приготовление обертки для “Мертвых душ” и сам нарисовал оригинал. На обертке под несущимся быстро тарантасом изображены: с левой стороны - часть деревни, с правой - верстовой столб. Между ними, с той и другой стороны, бутылки с рюмками и бокалами, закуски в виде рыб на блюде; солонка; бутылка сверху как бы венчает этот ряд изображений, может быть, то блюдо, которое украшало трапезу полицмейстера и к которому пристроился Собакевич. Изображений живых людей немного – только два: на правом поле читатель видит пьяного мужика. Зато эмблемы смерти в обилии рассыпаны по всей картине: черепа выглядывают из затейливых завитков, окаймляющих верхнюю половину рисунка. Два скелета расположены симметрически, справа и слева…” Эта авторская обложка была повторена в нескольких изданиях бессмертной поэмы.

Ведущий: В поэме “Мертвые души” Гоголь изобразил жизнь российских помещиков по имени Коробочка, Ноздрев, Собакевич, Манилов, Плюшкин. Главы построены по единой схеме: изображение деревни, усадьбы, портрета помещиков. Главный герой – Чичиков посещает деревни с целью скупить мертвые души, для того, чтобы пополнить свое состояние.

Помещик Плюшкин – пример деградации русского помещика. И он у нас сегодня в гостях. (Коля, монолог “Встреча Чичикова и Плюшкина”)

А вопрос о будущем России Гоголь завершил обращением к “птице – тройке”, которая у писателя является символом национальной стихии русской жизни. Он верит в великое будущее своего народа и его слова считаются гимном будущей прекрасной России. Вслушайтесь, пожалуйста, в судьбоносные эти слова! (Даня, лирическое отступление “Русь – тройка”).

Ведущий. Вот и подошел к концу наш не очень большой и совсем не хитрый рассказ о Николае Васильевиче Гоголе, о героях его книг. Если вы узнали что-то новое для себя – мы рады! Если вспомнили то, что знали раньше, но немножко подзабыли – мы этому тоже радуемся. Вместе с вами радуемся! А если наши истории просто подтолкнули вас взять с полки томик Гоголя и перечитать – мы нисколько не обидимся. Ведь это и было нашим заветным желанием. Потому что лучше всего рассказать о писателе могут только его произведения. Им мы и уступаем место – вперед, к книжной полке, ребята!