Нравственно-философские категории в публицистике А.В. Вампилова

Разделы: Литература


Цель:

  • показать ученикам незыблемость и актуальность нравственных и философских категорий, нашедших отражение в фельетонах и афоризмах А.Вампилова, в их единстве;
  • развивать умение формулировать свою позицию и аргументировано доказывать её;
  • углубить знания о стилистических особенностях публицистики.

Словарь урока: нравственные категории, философские категории, публицистика, фельетон, афоризм.

Я не появился с неба, окружённый стаей крылатых существ. Я жил среди людей.
А. Вампилов

ХОД УРОКА

I. Стадия вызова.

1. Учитель: Мы часто недооцениваем, как складываются и меняются поколения в нашей жизни, что каждое из них с собою несёт, в чём их внутренняя несхожесть. А между тем, как утверждают демографы, каждые 10-15 лет в жизнь входит, хотим мы этого или не хотим, новая генерация людей со своими вкусами, надеждами, верованиями, увлечениями, со своими разочарованиями и кумирами. И сегодня у вас свои герои, свои кумиры. Однако мы обращаемся к Вампилову.

- Почему? Как вы думаете? Размышляя над темой, сформулируйте цель нашего урока. И дайте ответ на вопрос, используя в качестве подсказки указанную тему, эпиграф и цель.

- Как вы думаете, почему слова “нравственный” и “философский” объединены в сложное прилагательное?

- Какие нравственные и философские категории вы можете назвать?

- А “хамство” - это категория? Если да, то какая? Если нет, тогда что это такое вообще?

II. Лексическая работа.

Дайте толкование лексического значения слов “хам, хамство”.

Хам, -а, м. (презрит., бран.) Грубый, наглый человек.

Хамство, - а,с. Наглость, невоспитанность.

Открывается запись “хам Е/И ть”. Какой из двух вариантов верный: хамЕть или хамИть?

(В процессе размышления учащиеся приходят к верному варианту ответа)

ХамЕть, -ею, еешь (прост.). Становиться хамом, начинать вести себя по-хамски.

ХпмИть, -млю, -мишь (разг.) Вести себя грубо, по-хамски. Уже быть хамом.

III. Вампилов-публицист.

Учитель: О хамстве в своих фельетонах говорил А. Вампилов.

- Что говорит о хамстве Вампилов? Каким он его видит? (Слово ученикам, имевшим индивидуальное задание: дать анализ самостоятельно прочитанному произведению).

2. Анализируются фельетоны “Кое-что для известности” и “Зиминский анекдот”.

"Есть уличные, трамвайные, должностные, высоко- и низкооплачиваемые хамы. Есть, а надо, чтобы их не было. Значит, относиться к ним следует со вниманием. Надо так, чтобы безнаказанно им не сходило с рук ни одно оскорбление, ни один окрик, ни одна брошенная телефонная трубка. Надо так, чтобы ими занимались коллектив, трамвай, улица. Надо их воспитывать, показывать, судить. Делать это необходимо каждый час. А если махнуть на них рукой, они зайдут далеко, и потом уже никто и никогда не убедит их в том, что они виноваты" ("Кое-что для известности").

"Бойтесь хамства! Хамы не перевелись. Хамы притаились. Они поняли, как опасно хамить в обществе, и расползлись по собачьим своим конурам. Они стали застенчивыми производственниками. Простыми скромными тружениками.

И остались хамами. Оглядевшись по сторонам - нет ли свидетелей, они наговорят вам мерзостей, забрызгают своей ядовитой слюной. Закрывшись на ключ, они изобьют детей, жену, оскорбят собственную мать. Выявляйте хамов, тащите их на свет божий, не спускайте с них строгих ваших глаз. Судите хамов! Не спускайте им ни одного мата, ни одного разбитого стекла" ("Зиминский анекдот").

- В чём актуальность фельетонов Вампилова?

3. – Что же такое фельетон как жанр публицистики?

- В чём своеобразие Вампилова – публициста?

(Выступление подготовленных учеников. Задание даётся заранее. Материал подбирается и обрабатывается учениками самостоятельно).

IV. Афоризмы А. Вампилова.

Учитель: Итак, публицистические тексты имеют ряд общих черт:

  • все они носят воздействующий характер, связанный с созданием у читателей (зрителей) определённого отношения к передаваемой информации;
  • пишутся в соответствии с определённой идеологической системой и опираются на систему определённых идеологических ценностей;
  • отличаются тенденциозностью, то есть журналист сознательно ставит свой текст на службу той или иной идее;
  • обладают ярко выраженным субъективным началом;
  • создаются журналистами с установкой на демонстрацию речевого мастерства.

- Можно ли афоризмы Вампилова считать демонстрацией речевого мастерства?

- Прочитайте понравившиеся афоризмы.

Афоризмы А. Вампилова. (Из записной книжки).

1. Безгранична фантазия человека, которому нужны деньги.

2.Говорите правду — и вы будете оригинальны.

3. Если собираетесь кого-нибудь полюбить, научитесь сначала прощать.

4. Мечты, которые сбываются, - не мечты, а планы.

5. Не забывай делать невозможное, чтобы достигнуть возможного.

6. Не ищите подлецов. В основном подлости совершают хорошие люди.

7. Несчастные имеют более верное и точное представление о счастье.

8. Счастье — в предчувствии счастья.

9. Богатые и бедные – категория старая, но дураки и умные – категория бессмертная.

10. Не будем ссориться – пусть нам завидуют.

11. Счастливый человек всегда в чём-нибудь виноват. Перед многими он виноват уже в том, что он счастлив.

12. Цифры хорошо запоминают не умные, а жадные.

13.С точки зрения всяких мрачных философов, человек сам по себе не особенно художественное произведение.

14. У дураков всегда больше принципов.

15. Случай, пустяк, стечение обстоятельств иногда становятся самыми драматическими моментами в жизни человека.

2.- А теперь решите задачу: Какие имена должны быть на месте вопросов в следующей фразе: “Сколько бы ни старались литературоведы, они никогда не сделают (1 - ?) сухим и скучным писателем.” (2 - ?) Ответ: 1 - Чехов, 2 - Вампилов.

- Можно ли назвать Вампилова “сухим и скучным писателем”? Почему?

- Это талантливо. “Талантливо - это когда так, как не должно быть, но когда это здорово”. (А.Вампилов)

- Какие нравственные и философские категории в каких афоризмах, на ваш взгляд, нашли отражение? Размышления учеников.

3.- Эссе “Моё слово о Вампилове”. Зачитывают ученики выполненное домашнее индивидуальное задание.

V. Рефлексия.

1. - Время Вампилова – не только эпоха, в которой пришлось ему жить, не только срок его земного существования, ограниченный датами рождения и смерти. Пока мы читаем и смотрим Вампилова, продолжается его время.

- Кто из вас почувствовал слово Вампилова? Его силу, значимость, актуальность?

2.- Помните: "Вампилова кровно занимало, почему люди, вошедшие в жизнь молодыми, здоровыми, нравственно сильными, далеко не достигшие вершины своей судьбы, ломаются и погибают. Как победить процесс нравственной деградации, как удержаться в убеждениях быть честным и сильным? Ответ Вампилова обращает нас к себе самим, к тем неисчерпаемым резервам человеческой души, какие есть в каждом человеке - лишь бы он не перестал верить, что может и должен жить достойно", - отмечает В. Лакшин.