Урок русского языка по системе развивающего обучения Д.Б. Эльконина-В.В. Давыдова по теме "Части речи"

Разделы: Начальная школа


Цель: проверить сформированность умения пользоваться способом определения частей речи.

Тип урока: контроль и оценка.

Оборудование: план урока, составленный детьми на предыдущем уроке, листы с заданиями, разработанными на предыдущем уроке в группах.

Ход урока

Создание учебной ситуации.

На доске помещен план, составленный на предыдущем уроке:

  1. Вспомнить цель, которую мы поставили.
  2. Выполнить придуманные задания.
  3. Подвести итоги урока.

- Сегодняшний урок, как мы договорились, вы проводите самостоятельно. Если позволите, я установлю очередность выступлений групп, а в конце урока вы скажете, почему я попросила группы выступать именно в таком порядке. (Дети соглашаются)

- Приступаем к первому пункту плана нашего урока. Какую цель мы поставили?

Д: Проверить как мы умеем определять части речи.

Не только определять, но и грамотно писать.

Посмотреть, умеем ли мы подбирать нужные задания. Если окажется, что мы подобрали неподходящие задания, значит мы еще чего-то не понимаем.

Посмотреть, получится ли у нас провести урок самим.

У: Спасибо. Я попрошу сначала выступить II группу, затем IV, I , III.

(Отходит и садится за последнюю парту)

Контроль и оценка.

К. (представитель II группы) прикрепляет на доске лист с заданием.

Задание II группы

Соедини слова с моделями:

Рассмотрите записи. Что здесь надо делать?

Д: Здесь записаны грамматические модели слов. Надо соединить слово с подходящей моделью.

К: Почти правильно. Сейчас запишите все в тетради и соедините. Первый, кто выполнит задание, соединит слова и модели на нашем листе. (Дети выполняют задание и поднимают руки).

К: Теперь вы можете сказать, что ещё нужно было сделать в этом задании ?

Д: Да. Нужно было найти “Ловушку”.

К: Правильно. (Представитель II группы приглашает Стаса , который выполнил задание первым. Тот соединяет слова с моделями.)

К: У вас есть вопросы к Стасу?

Д: К какой части речи относится слово “аккуратно”?

С: Это наречие. У него нет никаких грамматических значений. И он может обозначать признак действия. Например: аккуратно пишет. Отвечает на вопрос “ как?” (дети соглашаются и Стас садится на место).

К: К каким частям речи относятся остальные слова? (дети отвечают)

К: К слову “хозяин” сами соcтавьте модель. (После того как дети составили модель в тетради, представитель II группы вызывает одноклассника начертить её на доске.)

К: Почему мы придумали именно такое задание?

Д: Чтобы проверять, каким способом мы определяем часть речи: по грамматическим значениям или по вопросу. Чтобы увидеть, как мы разбираемся в моделях.

К: Спасибо за работу.

А: (представитель IV группы): Запишите под диктовку наши слова: десяток, двойной, удесятерить, десять, пятерка. Определите части речи и надпишите их.

(Дети выполняют задание. Его проверка проводится фронтально. Представитель IV группы просит каждого ученика обосновать свой ответ.)

А: Почему для этого задания мы отобрали именно такие слова?

Д: Вы хотели, чтобы мы попались, потому что кажется, что это одна и та же часть речи. А на самом деле у них разные средства грамматической связи.

А: Что было полезным в этом задании?

Д: Мы ещё раз потренировались определять части речи на основании грамматического подхода. Ещё проверяли орфограммы.

А: Молодцы!

Е: (представитель I группы) прикрепляет на доске лист с заданием:

Задание I группы

- Какое задание мы вам предложим?

Д: Надо подобрать свои слова к моделям.

В: Правильно. Запишите модели в тетради и подберите слова.

(Два ученика работают у доски.)

Е: Обменивайтесь тетрадями. Проверьте работы друг у друга.(Накануне, ознакомившись с заданиями групп, учитель предложил I группе организовать взаимопроверку, так как в данном случае учащимся было непросто выбрать адекватный вариант проверки. После проверки идёт фронтальное обсуждение.)

Е: Поднимите руки те дети, чей сосед справился с работой без ошибок.

Е: Что вы спрашивали друг у друга?

Д: Как ты рассуждал, когда подбирал слова? Нашел ли ты “ловушку”?

Е: Как вы узнали, что это “ловушка”?

Д: Потому что у глагола не может быть лица и рода одновременно. Род бывает только в прошедшем времени.

Е: Правильно. А вы ни на какой модели не застряли?

Д: Застряли на модели инфинитива.

Если бы не окончание-суффикс, решили бы что это “ловушка”.

А я так и подумал!

В (представитель III группы) открывает доску, на которой записан текст:

В полях, не кошенных косой,
Всё утро дождик шёл косой.
Дочь грома капля-егоза,
Кончая свой высотный путь,
Летела с круч, закрыв глаза,
В лицо земли боясь взглянуть.
Скользнув с небесного стекла,
В ладонь цветка она стекла.

Прочитайте. Что здесь надо делать?

Д: Здесь нужно определить, какими частями речи являются подчеркнутые слова.

В: Мы с вами согласны.

(Дети работают самостоятельно. Когда основная часть класса справилась с заданием, один из учащихся определяет части речи. Затем проводится фронтальная проверка.)

В: Что я сейчас у вас спрошу?

Д: Зачем придумали это задание? Чем оно было полезным?

В: Чем же оно было полезным?

Д: Чтобы мы при определении частей речи обращали внимание на средства грамматической связи.

Умеем ли мы в совсем новой незнакомой ситуации найти выход, выявив закономерность.

В: Вы правы. Спасибо за работу.

III. Рефлексия.

Д: Теперь по плану итог урока. Кто может его подвести?

(Выходит ребёнок)

Р: - Какая была цель нашего урока?

- Что было полезным на уроке?

- Что уже получается на уроке?

- Как назвать этот урок?

- Кого вы можете похвалить за этот урок?

У: Большое спасибо за работу.

Домашнее задание.

У: Составьте 2-3 задания для самостоятельной работы по теме “Части речи” или подберите для себя задания в учебниках русского языка. Выполните их. Постарайтесь, чтобы задания были разными по степени трудности, содержали “ловушки”.