Дистанционное обучение школьников

Разделы: Общепедагогические технологии


Содержание и качество образования, его доступность, соответствие потребностям конкретной личности в решающей степени определяют состояние интеллектуального потенциала современного общества. Ориентация процесса обучения, его содержания, методов, средств и организационных форм на индивидуальные особенности и потребности учащихся становится более эффективной при активном использовании инновационных технологий обучения, основанных на методически обоснованном использовании информационно-коммуникационных технологий: от построения урока с использованием электронных образовательных ресурсов до реализации дистанционного обучения.

Исследованию различных аспектов обучения с использованием информационных и коммуникационных технологий посвящены работы многих зарубежных и отечественных исследователей (Ю.С. Брановский, В. Васильев, И.В. Гребнев, В.В. Давыдов, С.П. Плеханов, В.В. Рубцов и др.).

При этом в работах авторов отмечается перспективность широкого внедрения дистанционных образовательных технологий, которые, как отмечается в Законе об образовании РФ, вправе использовать любое образовательное учреждение, на основе применения современных педагогических и ИКТ технологий, средств удаленного доступа к распределенным базам данных и учебно-методической информации.

Совершенствование системы дистанционного образования в условиях России является особенно актуальным, поскольку удаленность регионов от центра при отсутствии оперативной связи, значительно затрудняет своевременное следование тенденциям развития системы образования.

Использование дистанционных технологий в образовании повышает возможность вариативности способов получения образования, облегчает доступ к информации учителей и учащихся, позволяет по-новому организовать взаимодействие учеников и педагогов, способствует развитию познавательной самостоятельности школьников.

Анализ содержания исследований по проблемам организации дистанционного обучения показывает, что, несмотря на то, что дистанционное обучение уже прочно вошло в нашу жизнь, значительная часть исследований в этой области связано с высшей школой или посвящена дистанционному обучению детей с ОВЗ. Однако вполне очевидно, что существует категория школьников, для которых создание системы дистанционного обучения в соответствии с принципами гибкости, мобильности, интерактивности является едва ли не единственным способом получения качественного образования. К основным потребителям дистанционного обучения относятся:

  • учащиеся, которые не могут по причине болезни, временно или постоянно, посещать учебное заведение;
  • дети с ограниченными возможностями здоровья;
  • школьники, уехавшие с родителями за границу, но желающие получить аттестат Российского образца о среднем образовании;
  • учащиеся, живущие в отдаленных от центра районах и желающие обучаться на профильном уровне тому или иному предмету, но не имеющие для этого возможности в традиционной очной форме;
  • ученики малокомплектных школ, в которых нет учителей по отдельным учебным предметам;
  • учащиеся, находящиеся в колонии.

Сегодня, обеспечение равных прав граждан на получение качественного общего образования невозможно без широкого использования дистанционного обучения. Отсутствие возможности дать своим детям качественное образование является одной из причин миграции населения в крупные города Российской Федерации, нежелание переезда в отдаленные районы даже при наличии там интересной и хорошо оплачиваемой работы.

При этом во многом решены вопросы организации высокоскоростных каналов связи для всех регионов России. В рамках приоритетного национального проекта “Образование” все образовательные учреждения подключены к сети Интернет.

В соответствии с Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1662-р, стратегической целью государственной политики в области образования является повышение доступности качественного образования. Поэтому сейчас в Российской Федерации реализуются крупные федеральные проекты: “Федеральный целевой проект развития образования 2011–2015 гг.”, “Развитие дистанционного образования детей-инвалидов” в рамках программы реализации приоритетного национального проекта “Образование” на 2009–2012 гг., Национальная образовательная инициатива “Наша новая школа”.

Правовые основы дистанционного обучения содержатся в действующем Законе РФ “Об образовании”. В Федеральном законе N 11-ФЗ "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "Об образовании" в части применения электронного обучения, дистанционных образовательных технологий" от 28 февраля 2012 г. предлагается определение электронного обучения. Порядок использования дистанционных образовательных технологий сегодня пока регламентирует приказ № 137 от 06.05.2006 “Об использовании дистанционных образовательных технологий”.

В настоящее время существующая сеть открытого и дистанционного образования в мировой практике базируется на пяти известных моделях (по классификации Е.С. Полат). Презентация. (Слайд 7)

Модели дистанционного обучения с точки зрения организации учебного процесса

Модель А. Распределенный класс. Учебный процесс в режиме реального времени. Очная группа + “удаленные” студенты через видеоконференцию.

Модель В. Самостоятельная работа учащихся. Учащихся, работающих самостоятельно, обеспечивают методическими и учебными материалами, программами. Контакты с консультантами института.

Модель С. Открытое образование + класс. Использование традиционных материалов (учебники, видео, CD), позволяющих учащимся работать в индивидуальном темпе, используя по мере необходимости интерактивные технологии для групповой работы.

Модели дистанционного обучения с точки зрения методики проведения учебного процесса

Модель 1. Интеграция очного и дистанционного обучения. (Слайд 8)

Это наиболее перспективная модель, как показывает уже накопленная практика, причем применительно как к школьному образованию (профильные курсы, использование курсов ДО для углубления знаний, ликвидации пробелов в знаниях), так и к обучению в колледже, техникуме, вузе. В школе, колледже ДО может использоваться:

  • при проведении профильных курсов наряду с очным обучением (ОО);
  • при проведении курсов для ликвидации пробелов (с ОО);
  • в самостоятельной, проектной, исследовательской деятельности (с ОО);
  • в работе по индивидуальным программам;
  • для консультаций;
  • для совместной деятельности учащихся;
  • для дополнительных практических работ.

Данная модель может быть использована в двух вариантах: (Слайд 9)

  • если базовое обучение очное, а отдельные виды деятельности осуществляются дистанционно;
  • если базовое обучение дистанционное, а очно проводится только краткосрочный курс или очные семинары, лекции.

При базовом очном курсе можно выделить такие виды деятельности, как требующие личного контакта и требующие индивидуализации. В зависимости от сложности материала педагог вправе выносить на очные занятия объяснение нового материала, проверку понимания, дискуссии, защиту проектов. Формирование навыков и подготовку к дискуссиям, проектам можно отнести к занятиям в дистанционной форме

Модель 2. Сетевое обучение. (Слайд 10)

Данная модель может быть организована в 2-х вариантах (в зависимости от контингента слушателей): автономные курсы или информационно-образовательная среда. Автономные курсы ДО создаются по отдельным учебным предметам, разделам или темам программы, либо разрабатываются целые виртуальные школы. Автономные курсы предназначены для овладения отдельным учебным предметом, углубления знаний по этому предмету или наоборот, ликвидации пробелов в знаниях.

Структурированное информационно-образовательное пространство с курсами согласно учебному плану, с библиотеками (электронными учебниками, словарями, энциклопедиями), лабораторными и практическими занятиями, экскурсиями, системой контроля представляет собой целостную образовательную систему курса (с дифференциацией) той или иной специальности с полным набором всего информационного массива, необходимого и достаточного для достижения поставленных задач обучения в данной образовательной системе. Обязательно должна быть возможность использования различных педагогических и информационных технологий, работа в форумах, чатах, телеконференциях, организация совместных проектов. Отличительной чертой информационно-образовательного пространства является административный блок, где должна быть предусмотрена регистрация, мониторинг, личные дела, права доступа и пр. Очных занятий при сетевом обучении не предполагается.

Модель 3. Дистанционное обучение и кейс-технологии. (Слайд 11)

Модель сетевого обучения и кейс-технологий предназначена для дифференциации обучения. В большом количестве случаев нет необходимости в создании электронных сетевых учебников, если существуют уже утвержденные Министерством образования печатные пособия. Гораздо эффективнее строить обучение, опираясь на уже изданные учебники и учебные пособия и с помощью дополнительного материала, размещаемого в сети либо углублять этот материал для продвинутых учащихся, либо давать дополнительные разъяснения, упражнения, использовать информационные ресурсы Интернет. При этом предусматриваются консультации преподавателей, система тестирования и контроля, дополнительные лабораторные и практические работы, совместные проекты, пр.

Модель 4. Дистанционное обучение на базе интерактивного телевидения, видеоконференций. (Слайд 12)

Модель интерактивного телевидения связана с телевизионными технологиями и пока очень дорогая. Это трансляция занятий с помощью видеокамер и телевизионного оборудования на расстояние. Эта модель распределенного класса полностью имитирует очную форму. С ее помощью стены класса словно раздвигаются, и аудитория расширяется за счет удаленных студентов, с которыми учитель и учащиеся могут вступать в контакт (по типу телемоста). Соответственно, данная модель требует присутствия учащихся (как и в очной форме) в определенное время в определенном месте.

Организационные модели учебного процесса при дистанционном обучении.

Каждая из представленных моделей имеет свою специфику и предназначена для решения конкретных дидактических задач. Каждая модель имеет своего пользователя. Поэтому трудно отдать предпочтение той или иной модели. Специфика каждой модели дистанционного учебного процесса обусловливает отбор и структурирование содержания обучения, методов, организационных форм и средств обучения.

Организационная модель “Новый профиль”. (Слайд 13)

Группа обучающихся, занимающихся по модели “Новый профиль”, формируется из обучающихся разных классов одного образовательного учреждения, осваивающих образовательную программу по профильным предметам с использованием дистанционных образовательных технологий в сопровождении сетевого преподавателя и тьютора.

Данная модель будет использована в случае, когда 15 или более обучающихся параллели выразят желание изучать на профильном уровне дисциплину, преподаватель по которой отсутствует в штате данного образовательного учреждения, либо когда квалификационный уровень преподавателя не соответствует требованиям, предъявляемым к преподавателям профильного обучения.

Организационная модель “Межшкольная группа”. (Слайд 14)

“Межшкольные группы” формируются из обучающихся различных образовательных учреждений одного или нескольких муниципальных образований, выразивших желание осваивать один и тот же предмет. Сетевой преподаватель и тьютор назначаются руководителем ДО муниципального управления образования. Использование данной модели было целесообразно в следующих двух случаях.

1. В ряде ОУ одного или разных муниципальных образований были выявлены обучающиеся, желающие дистанционно изучать одну и ту же дисциплину, но их количество было недостаточно для формирования полноценной группы. Или в ОУ не было педагога, который имел бы достаточную квалификацию для преподавания на профильном уровне заявленной обучающимися дисциплины, а обучающихся, изъявивших желание изучать предмет на профильном уровне, было в ОУ недостаточно, чтобы использовать модель “Новый профиль”.

2. В образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы с использованием индивидуальных учебных планов, из потока обучающихся выделялись малые группы сотрудничества по одному предмету. Такие группы объединялись с аналогичными группами из других ОУ, и их деятельность сопровождалась сетевыми преподавателями и тьюторами, назначенными координатором образовательной сети.

Организационная модель “Индивидуальный учебный план” (“ИУП”). (Слайд 15)

Группа обучающихся, занимающихся по ИУП, формируется на базе малых групп сотрудничества со сменным составом обучающихся, типичных для школ, работающих по индивидуальным учебным планам. В таких школах возникли ситуации, когда открыть предметную группу в соответствии с образовательными потребностями обучающихся не представлялось возможным из-за ее малочисленности (менее 10 человек). В таких случаях создается учебная группа дистанционного обучения, включающая как обучающихся из ОУ, работающего по индивидуальным учебным планам, так и обучающихся из других ОУ данного или иных муниципальных образований. Ядром этой смешанной группы является контингент ОУ, работающий по ИУП. При этом сама группа является модификацией организационной модели “Межшкольная группа”, так как в нее входят обучающиеся из других школ. Сетевой преподаватель – учитель-предметник из базового ОУ, работающего по ИУП.

В ходе проведенного исследования выяснено, что стоимость дистанционного обучения обходится приблизительно в 1,5–2 раза дешевле, в основном за счет более эффективного использования учебных помещений и технических средств, а также за счет использования более концентрированного представления содержания образования, ориентированности технологий дистанционного обучения на большее количество одновременно обучающихся.

Изучено и систематизировано нормативно-правовое и материально-техническое обеспечение дистанционного обучения в Российской Федерации. Выработан порядок и обозначены проблемы внедрения дистанционного обучения в систему общего образования на примере МБОУ “Инсарская СОШ №1”. (Приложение 1), (Слайд 16)

Дистанционное обучение предполагает гибкость, широкую вариативность и дифференциацию в выборе обучающимися как содержания, так и форм получения образования. Образовательные модели, основанные на использовании технологий дистанционного обучения, становятся эффективным ресурсом реализации общеобразовательных программ.

Таким образом, можно сделать вывод: дистанционное обучение школьников при выполнении всех описанных условий является средством обеспечения доступного качественного образования.

Список литературы.

  1. Андреев А.А., Солдаткин В.И.Дистанционное обучение: Сущность, технология, организация.– М.:МЭСИ,1999.
  2. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии.– М.,1989.
  3. Зайченко Т.П. Инвариантная организационно-дидактическая система дистанционного обучения: монография. – СПб.: Астерион, 2004. – 188 с.
  4. Ибрагимов И.М. Информационные технологии и средства дистанционного обучения.– М.: Изд-во МГОУ, 2003.
  5. Ковшов А.Н., Ибрагимлов И.М. Методологические основы дистанционного обучения.– М.: МГОУ, 2001.
  6. Полат Е.С. Педагогические технологии дистанционного обучения / Е.С.Полат, М.В.Моисеева, А.Е.Петров; под ред. Е.С. Полат– М.: Академия, 2006.
  7. Хуторской А.В. Научно-практические предпосылки дистанционной педагогики // Открытое образование. – 2001. – № 2. – С.30–35.