Программа внеурочной деятельности "Олимпионики"

Разделы: Внеклассная работа


1. Пояснительная записка.

Нормативно-правовая база программы.

  • Основные положения “Декларации прав человека”, принятой Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г.
  • Основные положения “Конвенции о правах ребенка, принятой Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989 г.
  • Закон Российской Федерации “Об образовании” от 16 ноября 1997 г. с дополнениями от 05 марта 2004 г.
  • Концепция модернизации российского образования на период до 2010 г., утвержденная распоряжением Правительства РФ №1756-р от 29 декабря 2001 г.
  • Федеральная целевая программа “Одаренные дети”, в рамках Президентской Программы “Дети России”, утвержденной Правительством РФ от 03.10.2002 г.
  • Устав МБОУ “СОШ № 198”.

Актуальность проблемы.

Процесс глубоких перемен, происходящих в современном образовании, выдвигает в качестве приоритетной проблему творчества, развития творческого мышления, способствующего формированию творческого потенциала личности, отличающейся неповторимостью, оригинальностью. Успешное развитие и модернизация образования как никогда зависят от педагогов. Проблема работы с одаренными учащимися чрезвычайно актуальна для современного российского общества. Именно поэтому так важно определить основные задачи и направления работы с одаренными детьми в системе дополнительного образования.

Однако, прежде чем говорить о работе с одаренными детьми, необходимо определиться о чем, собственно, мы будем вести речь. “Одаренность – генетически обусловленный компонент способностей, развивающийся в соответствующей деятельности или деградирующий при ее отсутствии”. К.К. Платонов. Одаренный ребенок - это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние посылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности. В основе программы лежит Концепция “Творческой одаренности” Н.И. Ильичевой.

Основные парадигмы развития одаренности:

1. Все дети одарены от природы.

2. На развитие одаренности наибольшее влияние оказывает педагогический фактор.

Цель программы. Создать систему работы по развитию интеллектуального потенциала, творческих способностей и личностных качеств одарённых детей.

Говоря о системе работы с одаренными детьми, хотелось бы подчеркнуть мысль о работе со всеми детьми, то есть о максимальном развитии умений, навыков, познавательных способностей каждого ребенка.

Задачи.

  • Разработать методику выявления одарённых детей классными руководителями в каждом классе.
  • Повысить педагогическую культуру родителей в вопросах воспитания одарённого ребёнка.
  • Создать условия для самореализации одарённых детей.
  • Создать максимально благоприятные условия для интеллектуального, морального и физического развития детей.
  • Разработать и внедрять прогрессивные технологии в работе с одарёнными детьми.
  • При необходимости разрабатывать индивидуальные программы развития одарённых детей.

Педагогическая система строится на четырех базовых идеях:

1) на осознании самоценности каждого школьника как уникальной, неповторимой личности;

2) на неисчерпаемости возможностей развития каждого ребенка, в том числе его творческих способностей;

3) на приоритете внутренней свободы перед внешней, как свободы, необходимой для творческого саморазвития;

4) на понимании природы творческого саморазвития как интегральной характеристики “самости”, изначальными компонентами которой являются самопознание, творческое самоопределение, самоорганизация, самоуправление, творческое самосовершенствование и самореализация личности школьника.

Принципы педагогической деятельности в работе с одаренными детьми:

  • принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности;
  • принцип возрастания роли внеурочной деятельности;
  • принцип индивидуализации и дифференциации обучения;
  • принцип создания условий для совместной работы разновозрастных групп учащихся при минимальном участии учителя;
  • принцип свободы выбора учащимся дополнительных образовательных услуг, помощи, наставничества.

Формы работы с одаренными учащимися:

  • творческие мастерские;
  • индивидуальные и групповые занятия по параллелям классов с сильными учащимися;
  • кружки по интересам;
  • совместные и индивидуальные занятия исследовательской деятельностью;
  • предметные недели;
  • предметные конкурсы;
  • интеллектуальный марафон;
  • научно-практические конференции;
  • участие в олимпиадах;
  • проектная деятельность.

Кружок по интересам обеспечивает:

  • учет индивидуальных возможностей учащихся;
  • повышение степени самостоятельности учащихся;
  • расширение познавательных возможностей учащихся;
  • формирование навыков исследовательской, творческой и проектной деятельности.

Ученическая конференция, защита проектов работает на:

  • развитие умений и навыков самостоятельного приобретения знаний на основе работы с научно-популярной, учебной и справочной литературой;
  • обобщение и систематизация знаний по учебным предметам;
  • формирование информационной культуры учащихся и навыка публичных выступлений;
  • формирование аналитического и критического мышления учащихся в процессе творческого поиска и выполнения исследований.

Предметная неделя даёт ученикам:

  • представление широкого спектра форм внеурочной деятельности;
  • повышение мотивации учеников к изучению образовательной области;
  • развитие творческих способностей учащихся.

Все эти формы внеурочной деятельности обеспечивают самореализацию учащихся во внеклассной работе.

Новизна программы: данная программа обеспечивает внеурочную образовательную деятельность в разновозрастных группах учащихся сменного состава, как в различных предметных областях, так и в области решения нестандартных изобретательских (компетентностных) задач и носит системный характер, что обеспечивает высокие результаты работы. Подбор заданий осуществляется как из печатных изданий соответствующей тематики, так и разрабатывается лично автором данной программы.

2. Содержание внеурочной деятельности.

Подбор заданий для индивидуальной и групповой работы обеспечивает развитие в первую очередь высших психических функций: памяти, внимания, мышления, креативности. Следующим объектом развития выдвигается межличностное взаимодействие, развитие умений работать в паре, группе; уметь культурно высказать собственное мнение, критиковать оппонента, приходить к общему мнению. Данные умения развиваются как средствами предметной деятельности, охватывая русский язык, математику, окружающий мир, технологию, изобразительное искусство, так и на примерах житейских ситуаций, с которыми учащиеся регулярно сталкиваются.

3. Тематический план.

№ уч. недели Индивидуальные занятия Групповые занятия
1-4 класс (1 час)
1-2 класс (1 час) 3-4 класс (1 час)
1 Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления. Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления. Игра-знакомство “Змея”. Игра “Азбука”.
2 Построение предметов, штриховка. Состав предметов. Анализ и синтез. Границы и области. Игра “Азбука”.
3 Тренировка внимания. Логически-поисковые задания.

Нестандартные задачи.

Тренировка внимания. Логически-поисковые задания.

Нестандартные задачи.

Игра “Азбука”.
4 Тренировка слуховой памяти. Логически-поисковые задания.

Нестандартные задачи.

Тренировка слуховой памяти. Логически-поисковые задания.

Нестандартные задачи.

Игра “Азбука”.
5 Тренировка зрительной памяти. Логически-поисковые задания.

Нестандартные задачи.

Тренировка зрительной памяти. Логически-поисковые задания.

Нестандартные задачи.

Мозговой штурм. Новая школа.
6 Совершенствование воображения.

Ребусы. Задания с использованием полосок.

Совершенствование воображения.

Ребусы. Задания с использованием полосок.

Мозговой штурм. Дом.
7 Развитие быстроты реакции, мышления. Логически-поисковые задания. Нестандартные задачи. Развитие быстроты реакции, мышления. Логически-поисковые задания. Нестандартные задачи. Мозговой штурм. Круги в графстве Уолтшир.
8 Поиск закономерностей.Нестандартные задачи. Поиск закономерностей.

Нестандартные задачи.

Мозговой штурм. Человек будущего.
9 Развитие быстроты реакции, мышления.

Логически-поисковые задания. Кроссворды.

Развитие быстроты реакции, мышления.

Логически-поисковые задания. Кроссворды.

Мозговой штурм. Экспедиция в пустыне.
10 Развитие концентрации внимания. Логически-поисковые задания.

Нестандартные задания.

Развитие концентрации внимания. Логически-поисковые задания.

Нестандартные задания.

Мозговой штурм. Жизнь за Полярным кругом.
11 Тренировка зрительной памяти. Логически-поисковые задания.

Нестандартные задачи. Игра “Крестики-нолики”.

Тренировка зрительной памяти. Логически-поисковые задания.

Нестандартные задачи. Игра “Крестики – нолики”.

Мозговой штурм. Правдолюбцы и лжецы.
12 Тренировка зрительной памяти. Логически-поисковые задания.

Нестандартные задачи. Игра “Морской бой”.

Тренировка зрительной памяти. Логически-поисковые задания.

Нестандартные задачи. Игра “Морской бой”.

Мозговой штурм. “Изобретение” новых слов.
13 Тренировка слуховой памяти. Логически-поисковые задания. Нестандартные задачи. Построение тематической картины “ Зимние забавы”. Тренировка слуховой памяти. Логически-поисковые задания. Нестандартные задачи. Построение тематической картины “ Зимние забавы”. ТРКМЧП. Приёмы активного слушания.
14 Тренировка слуховой памяти. Логически-поисковые задания

Нестандартные задачи. Составление рифмы.

Тренировка слуховой памяти. Логически-поисковые задания

Нестандартные задачи. Составление рифмы.

ТРКМЧП. Приёмы активного чтения.
15 Тренировка зрительной памяти. Логически-поисковые задания .Нестандартные задачи. Построение тематической картины “ Царевна-лягушка”. Тренировка зрительной памяти. Логически-поисковые задания .Нестандартные задачи. Построение тематической картины “ Царевна-лягушка”. ТРКМЧП. Знаки инсерта.
16 Тренировка концентрации внимания.

Логически-поисковые задания. Нестандартные задачи.

Построение модели жилого дома.

Тренировка концентрации внимания.

Логически-поисковые задания. Нестандартные задачи.

Построение модели жилого дома.

ТРКМЧП. Таблица “Знаю-хочу узнать- узнал”
17 Тренировка внимания. Логически-поисковые задания. Нестандартные задачи. (Построение модели корабля.) Тренировка внимания. Логически-поисковые задания. Нестандартные задачи. (Построение модели корабля.) ТРКМЧП. Организация информации в кластеры.
18 Тренировка слуховой памяти. Логически-поисковые задания. Нестандартные задачи. (Построение модели робота.) Тренировка слуховой памяти. Логически-поисковые задания. Нестандартные задачи. (Построение модели робота.) ТРКМЧП. Синквейн и другие формы творческой рефлексии.
19 Совершенствование воображения. Логически-поисковые задания. Совершенствование воображения. Логически-поисковые задания. ТРКМЧП. Перекрёстная дискуссия.
20 Ребусы. (Построение модели вездехода.) Ребусы. (Построение модели вездехода.) ТРКМЧП. Перекрёстная дискуссия.
21 Древняя история. Мифы и легенды. Построение модели древнего мира. Древняя история. Мифы и легенды. Построение модели древнего мира. ТРКМЧП. Зигзаг.
22 Римские цифры. Задачи и ребусы. Римские цифры. Задачи и ребусы. ТРКМЧП. Зигзаг.
23 Измерение времени. Часы и циферблат. Измерение времени. Часы и циферблат. ТРКМЧП. Зигзаг.
24 Развитие языка. Фонетика. Развитие языка. Фонетика. Транскрипция. ТРКМЧП. Кубик.
25 Развитие языка. Лексика и фразеология. Развитие языка. Лексика и фразеология. ТРКМЧП. Кубик.
26 Развитие языка. История языка. Развитие языка. История языка. Архаизмы. Игра “Карусель”.
27 Развитие языка. Морфология. Развитие языка. Морфология. Игра “Карусель”.
28 Развитие языка. Словообразование. Развитие языка. Словообразование. Игра “Карусель”.
29 Развитие языка. Синтаксис и пунктуация. Развитие языка. Синтаксис и пунктуация. Игра “Карусель”.
30 Развитие языка. Терминология. Развитие языка. Терминология. Игра “Шпаргалка”.
31 Мир вокруг нас. Царство природы. Мир вокруг нас. Царство природы. Игра “Шпаргалка”.
32 Мир вокруг нас. Невидимые нити. Мир вокруг нас. Невидимые нити. Игра “Шпаргалка”.
33 Мир вокруг нас. Экологические проблемы. Мир вокруг нас. Экологические проблемы. Мозговой штурм. Есть ли жизнь на Марсе?
34 Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления. Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления. Игра – викторина “Самый умный”

4. Ожидаемые результаты.

Формирование системы работы с одаренными учащимися. Развитие талантливых и высокомотивированных детей начальной школы в рамках общеобразовательного учреждения.

Прирост качественной успеваемости среди обучающихся. Помощь одарённым учащимся в самореализации их творческой направленности.

Удовлетворенность детей своей деятельностью и увеличение числа таких детей.

Повышение уровня индивидуальных достижений детей в различных образовательных областях.

Повышение уровня владения детьми общепредметными и социальными компетенциями, увеличение числа таких детей.

Популяризация конкурсной деятельности, воспитание активности и стремления к участию в интеллектуальных соревнованиях.

Издание сборников творческих работ учащихся по итогам олимпиад, научно-практических конференций, конкурсов.

5. Ресурсное обеспечение реализации программы.

Кадровое – кружок ведёт учитель высшей квалификационной категории Кириллова И.О., член городской рабочей группы по разработке олимпиадных заданий, автор многих заданий городских и областных олимпиад.

Материально-техническое – кабинет для занятий оснащён компьютером, мультимедийным проектором и экраном, имеются наборы геометрических фигур, счётных палочек, конструкторов для каждого ученика.

Финансовое – финансируется из часов внеурочной деятельности из расчёта 3 часа в неделю.

Информационно-методическое обеспечение.

1) Нормативно-правовое обеспечение: положение МБОУ “СОШ №198”.

  • О проведении школьного тура предметных олимпиад.
  • О проведении предметной недели (декады).
  • Об интеллектуальном марафоне “Умники и Умницы”, конкурсах, викторинах и т.п.

2) Программное обеспечение: Концепция “Творческой одаренности” Н.И. Ильичевой.

3) Издание материалов кружка, предоставление информации для сайта школы, иллюстрированных отчетов.