Урок математики по теме "Пересечение множеств" (ОС "Школа-2100"). 3-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 3


Цель урока: сформировать представление о понятии «пересечение» множеств.

Задачи урока:

  • узнать какую часть множеств называют «пересечением»;
  • узнать какие элементы множеств входят в «пересечение»;
  • научиться понимать, читать и составлять данные высказывания;
  • научиться изображать пересечение множеств при помощи графической модели.

Оборудование: мультимедийная установка; экран; презентация к уроку; презентация физминутки для глаз; иллюстрации желтых и красных домиков на доске; карточки для индивидуальной работы (разноуравневые); карточки для работы в парах; доска; учебник «Математика» 3 класс (2 часть) Т.Е Демидова, С.А. Козлова, А.П. Тонких; сигнальные карточки, листы самооценивания.

Ход урока

I. Орг. момент.

(Слайд 1)

Учитель:

Вот и солнышко с утра,
И в душе у нас весна!
Мы начнем урок с улыбок.
Выполним всё без ошибок

Учащиеся:

Мы пришли сюда учиться,
Не лениться, а трудиться.
Слушаем внимательно,
Работаем старательно.

– Я рада, что у Вас хорошее настроение. Улыбнитесь друг другу. Я надеюсь, что такое настроение у Вас останется до конца урока, и вы будете старательны и внимательны.

– Сейчас урок математики.

– Давайте повторим то, что мы уже знаем.

II. Актуализация знаний учащихся.

– Какой раздел мы начали изучать? (Мы начали изучать раздел «Множества»)

(Слайд 2)

– Что такое множества? (Множество – это группа предметов, объектов или живых существ, собранных вместе)

– Можно ли назвать предметы, на данном рисунке, множеством? (Да, это группа живых существ собранных вместе.)

– Назовите это множество. (Множество бабочек.)

(Слайд 3)

– Дайте общее название данным множествам.

– Из чего состоят множества? (Множества состоят из элементов)

– Что можно сделать с элементами множества? (Посчитать и перечислить их.)

– Посчитайте и перечислите элементы множества «Посуда».

– Что означает: «задал это множество перечислением»? (Значит, перечислил все элементы данного множества)

– А что значит: задать множество? (Это значит назвать общее свойство или признак всех его элементов.)

– Приведите свои примеры, назовите общее свойство каких-либо объектов.

III. Постановка проблемы и поиск решения.

– Сегодня на уроке мы познакомимся ещё с одним понятием, связанным с множеством предметов.

– Какое множество вы видите? (Множество домов)

– На какие две группы можно поделить множества домов на доске? (Красные дома и желтые дома.)

– Какой основной признак у домов в первом множестве? (Красный цвет.)

– У домов второго множества? (Желтый цвет.)

– В нашем необычном городе живет странный архитектор. Кто такой архитектор? Ответы детей.

– Верно. Архитектор – человек проектирующий здания, создающий внешний вид городов.

– В нашем городе он разрешает строить на одной улице только красные дома, а на другой только желтые дома. И живет в нашем городе веселый художник, он захотел построить дом красно-желтого цвета. Давайте поможем нашему художнику. Поставим дом на одну из улиц.

– Можем ли мы поставить этот домик на первую улицу? (Нет, потому, что их общий признак жёлтый цвет, а он желто-красный)

– Можем ли мы поставить этот домик на вторую улицу? (Нет.)

(Дети пытаются выполнить задание сами.)

– Смогли вы выполнить мое задание? (Нет.)

– Почему? (Потому что на одной улице можно строить только желтые дома, а на другой только красные дома.)

– Какой у нас возникает вопрос? (Куда поставить красно-желтый дом?)

– Давайте вместе будем решать данную проблему.

– Какие признаки имеет наш дом? (Он желтого и красного цвета.)

– На каких улицах он может находится, благодаря своим признакам? (Он должен стоять на красной улице, потому что он красный и на желтой улице, потому что он желтый.)

– То есть он должен находится на обеих улицах одновременно

– А как должны располагаться улицы, чтобы, находясь на одной улице, мы одновременно стояли и на другой улице. В таких местах обычно ставят светофоры. (Улицы должны пересекаться.)

– Итак, какая гипотеза оказалась верной. (Поставить дом на пересечение двух дорог.)

– Каждая улица это множество домов, значит, куда мы поставили наш дом.

(На пересечение множеств.)

– Предположите, какова будет тема нашего урока. (Пересечение множеств)

(Слайд 4)

– Цель нашего урока: сформировать представление о понятии «пересечение» множеств.

– А вот задачи урока давайте попробуем сформулировать вместе. На какие вопросы по данной теме вы бы хотели получить ответы? Ответы детей.

(Слайд 5)

– Задачи урока:

  • узнать какую часть множеств называют «пересечением»;
  • узнать какие элементы множеств входят в пересечение»;
  • научиться понимать, читать и составлять данные высказывания;
  • научиться изображать пересечение множеств при помощи графической модели;

– Оценивать свою работу на уроке вы будете при помощи оценочных листов. Посмотрите на вопросы в них. Они соответствуют задачам нашего урока. Если вы будите внимательны и старательны на уроке, то и оцените себя по достоинству.

– К нашим домикам мы вернёмся в конце урока и проверим, смогли ли мы решить поставленные перед собой задачи.

ФИЗМИНУТКА ДЛЯ ГЛАЗ.

– Давайте приготовим наши глазки для дальнейшей работа, проведём физминутку для глаз.

IV. «Открытие» новых знаний.

1. Работа с множествами (Слайд 6)

– Приступаем к открытию новых знаний.

– Перед вами два множества и элементы множества. Посмотрите внимательно на элементы множества.

– Дайте названия данным множествам по цвету и материалу изготовления. (Множество зелёных объектов и множество деревянных объектов)

– Давайте распределим данные объекты по множествам.

– Что вы заметили? (Что некоторые объекты, а именно карандаш и кубик вошли и в первое и во второе множество.)

– По свойствам эти предметы подходят И к множеству деревянных предметов И к множеству зелёных предметов. Они являются общими для этих двух множеств.

– Посмотрите, как это можно показать по другому . (Слайд 7)

– Эти элементы являются общими и для первого и для второго множества.

– Поэтому они находятся в пересечении множеств.

(Слайд 8)

– Дайте названия данным множествам.

(1 – зеленые объекты; 2 – деревянные объекты.)

– Попробуйте дать общее название элементам находящимся в пересечении. (зелёные И деревянные объекты)

2. Вывод.

– Так какую часть множеств называют пересечением? (Общую часть множеств называют пересечением.)

– Это мы с вами пришли к такому выводу.

Работа с учебником с.50

– Давайте проверим верно ли наше предположение. Прочитаем в учебнике сообщение с зелёным восклицательным знаком. (Учащиеся читают)

– Совпало ли наше предположение с выводами в учебнике? (Да.)

(Слайд 9)

– Давайте ещё раз проговорим, что называют пересечением? (Общую часть множеств называют пересечением.)

Сообщение учителя со слайда

Если в названии множества есть слово «И», то каждый его элемент должен находиться на ПЕРЕСЕЧЕНИИ двух множеств – жить одновременно в двух множествах.

3. Знакомство с графическим обозначением.

– Обратите внимание, что графически принято изображать отношения между множествами с помощью кругов. Математики называют их кругами Эйлера, т.к. они изобретены Леонардом Эйлером.

(Слайд 10)

– Леонард Эйлер швейцарский, немецкий и российский математик, внёсший значительный вклад в развитие математики. Он почти полжизни провёл в России, где внёс существенный вклад в становление российской науки.

ФИЗМИНУТКА (танец под песню «Точка, точка…»)

V. Первичное закрепление нового материала.

1. Игра «Найди пересечение множеств»

(Слайд 11 и 12)

– Какие множества вы видите?

– Какие объекты должны лежать в пересечении множеств?

– Покажите графически.

– Дайте название пересечению множеств.

– Что мы называем пересечением множеств? (Общую часть множеств называют пересечением.)

2. Работа в парах.

– Возьмите конверты. Прочитайте задание и выполните его.

– Распределите элементы множеств. Назовите каждое множество.

(Слайд 13)

– Посмотрите на слайд, сравните со своей работой.

(Проверка с помощью сигнальных карточек)

3. Работа в группе.

– А сейчас вы будете работать в группе. У вас на столе лежит карточка с заданием. Вы должны будете показать отношения между множествами, данными в задании. А элементами множеств будут члены вашей команды. Старший группы должен будет объяснить, как группа выполняла задание.

(Ребята распределяют роли в группе.)

– Вы готовы. Сейчас каждая группа будет защищать свою работу, а учащиеся других групп должны будут просигнализировать, согласны ли они с тем, что представляют выступающие. Зелёный сигнал согласны, красный – не согласны.

1 группа

Покажите отношение между множеством девочек и множеством учащихся в брюках. Элементами этих множеств являются учащиеся вашей группы.

Какие элементы множеств находятся в пересечении и почему?

Старший группы поясняет, как выполнили задание.

2 группа

Покажите отношение между множеством мальчиков и множеством блондинов. Элементами этих множеств являются учащиеся вашей группы.

Какие элементы множеств находятся в пересечении и почему?

Старший группы поясняет, как выполнили задание.

3 группа

Покажите отношение между множеством мальчиков и множеством учащихся в белом. Элементами этих множеств являются учащиеся вашей группы.

Какие элементы множеств находятся в пересечении и почему?

Старший группы поясняет, как выполнили задание.

4 группа

Покажите отношение между множеством девочек и множеством учащихся имя которых начинается на букву «Д». Элементами этих множеств являются учащиеся вашей группы.

Какие элементы множеств находятся в пересечении и почему?

Старший группы поясняет, как выполнили задание.

4. Индивидуальная дифференцированная работа. (Выбор учащихся по степени сложности)

– У Вас на столах лежат карточки с заданием с красной, зелёной и жёлтой полосой. Эти задания разного уровня сложности. С красной полосой - самое сложное. С зелёной - немного легче. С жёлтой - самое легкое. Выберите каждый для себя конверт и выполните задание. Пишите названия элементов словами.

(Проверка с помощью сигнальных карточек)

– Поднимите красный сигнал, кто выбрал, карточку с красной полосой. Расскажите, как выполняли.

– Поднимите зелёныё сигнал, кто выбрал, карточку с зелёной полосой. Расскажите, как выполняли. Согласны ли с выполнением? Кто взял другие элементы множеств.

– Поднимите жёлтый сигнал, кто выбрал, карточку с жёлтой полосой. Расскажите, как выполняли. Согласны ли с выполнением?

VI. Домашнее задание.

(Слайд 14)

– Решите примеры № 9, с. 51 – в соответствии с заданием.
- А еще у вас на столах есть карточки с синей полосой, в них задание связанное с темой нашего сегодняшнего урока. Вы по желанию, можете взять конверт с заданием и выполнить его дома. Данная работа будет оценена.

СМЕХОТЕРАПИЯ (воздушный шарик)

– Урок у нас подходит к концу вы наверно устали, давайте проведём сеанс смехотерапии. Я подброшу шарик вверх. Когда он будет находится в воздухе вы смеетесь, а когда он оказывается у меня в руках вы замолкаете.

VII. Итог урока.

(Слайд 15)

– Какая была тема урока? (Пересечение множеств.)

– Давайте вспомним, какие задачи мы ставили перед собой в начале урока.

– Давайте проверим, смогли ли мы решить поставленные перед нами задачи.

(Дети дают ответы по каждому пункту.)

– А сейчас вернёмся к домикам, с которыми мы работали в начале урока.

– Изобразите пересечение множеств при помощи графической модели.

– Распределите элементы множества в данную модель.

– Дайте название каждому из множеств.

VIII. Оценивание.

(Слайд 16)

Листы самооценивания.

IX. Рефлексия.

(Слайд 17)

– Давайте подведём итог нашего урока. В этом вам помогут наши предложения (Высказывания детей)

– Я сегодня узнал…

– Я сегодня научился…

– Мне было трудно…

– Мне понравилось…

– Было интересно…

– Могу похвалить себя за то, что …

– Могу похвалить одноклассников за то, что…

– Больше всего мне понравилось….

СПАСИБО ЗА УРОК! (Слайд 18)