Программа "Моя школа. Мой город. Моя страна"

Разделы: Внеклассная работа


Обоснование проблемы. Анализ ее исходного состояния

Особенности развития России в последние десятилетия привели к реальной необходимости качественного улучшения и модернизации российского образования. Назрела необходимость перехода от установки запоминания большого количества информации к усвоению новых видов деятельности – проектных, творческих, исследовательских и формированию базовых компетентностей современного молодого человека (информационной, коммуникативной, самоорганизации, самообразования).

От того, как будет устроена школьная действительность, система отношений школы и общества, завит не только успешность в получении профессионального образования, но и вся система гражданских отношений. От подготовленности, целевых установок российских школьников зависит общее образование, благосостояние страны и всех будущих поколений. Поэтому важной задачей является усиление воспитательного потенциала школы, особенного патриотического воспитания молодого поколения российских граждан.

В настоящее время проблемы патриотического воспитания находят отражение в нормативных документах Министерства образования и науки РФ, в региональных и краевых межведомственных программах, обращая внимание на формирование у учащихся гражданской ответственности, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности.

Одним из ключевых направлений этой деятельности является создание условий для воспитания и развития личности гражданина и патриота России, готового и способного отстаивать ее интересы. В связи с этим проблема   патриотического воспитания становится одной из актуальнейших.

Родной, родимый, Родина, патриотизм…   в последнее время мы все чаще слышим эти слова.  Главным условием сегодня   является сохранение преемственности поколений, развитие национальной культуры, воспитание бережного отношения к   историческому и культурному наследию России.

К.Д.Ушинский считал, что патриотизм является не только важной задачей воспитания, но и могучим педагогическим средством: “Как нет человека без самолюбия, так нет человека без любви к отечеству, и эта любовь дает воспитанию верный ключ к сердцу человека и могущественную опору для борьбы с его дурными природными, личными, семейными и родовыми наклонностями” Приведенное определение позволяет уяснить содержание понятия патриотизма.  С каждым годом интерес к краеведению растет.

В свое время Дмитрий Сергеевич Лихачев сказал: “Краеведение – прекрасная школа воспитания гражданственности”. Любить и знать свой край, свой город, в котором  живешь, свой дом, свою родную школу, свою улицу, свою семью – это и есть проявление патриотизма и гражданственности. Патриотизм проявляется в поступках и в деятельности человека. Зарождаясь из любви к своей малой Родине, патриотические чувства, пройдя через целый ряд этапов на пути к своей зрелости, поднимаются до общегосударственного патриотического самосознания, до осознанной любви к своему Отечеству.

Краеведческие знания сегодня необходимы школьникам,  и получить эти знания возможно через  урочную и внеурочную деятельность в школе, она  дает  возможность обратиться, прежде всего, к истории повседневности. Это значит – к близкой обучающимся российской истории, той, что заключена в судьбах рядом живущих людей, семей, зданий, учреждений, предприятий, города. Так как любая судьба неразрывно связана с судьбой страны. Это придает инновационный характер   данной программе по патриотическому воспитанию.

Актуальность

Актуальность программы заключается в том, что в Новгородской области нет единой программы и ее методического обеспечения по изучению родного края. Данная программа способствует становлению и развитию личности, обладающей качествами гражданина и патриота своей малой Родины.

На основе учебного плана МАОУ СОШ № 8 Великого Новгорода с 1998 года, был введен курс “Краеведения” для апробации примерной программы “Человек и природа” регионального компонента “Новгородский край”.

В 2003 году городской экспертный совет утвердил ОЭР “Создание учебно-методического комплекса к блоку “Человек и природа” регионального компонента “Новгородский край. (Городской приказ № 377 от 06.06.2003 года).

В 2009-2010 учебном году на базе школы работала областная лаборатория инновационного опыта “Формирование ключевых компетентностей школьников, через использование потенциала регионального компонента государственного образовательного стандарта “новгородский край” (Областной приказ № 947 от 21.10 2009 года).

 Цель программы:

  • формирование творческой личности, обладающей навыками самостоятельной научно-исследовательской работы;
  • формирование у подрастающего поколения чувства единения, патриотизма и гордости за свою Малую Родину;
  • создание условий для формирования нравственных, гражданских и патриотических чувств лицеистов через изучение истории родного города;
  • создание благоприятных условий для развития талантливых учащихся через изучение краеведения, участвуя в краеведческой студии.

Задачи программы:

  • побудить школьников самостоятельно заняться научно-исследовательскими работами по краеведению;
  • развивать у обучающихся чувство привязанности к тем местам, где человек родился и вырос;
  • воспитывать уважительное отношение и гордость к историческому прошлому Малой Родины,  ее  традициям;
  • формировать   гражданские чувства;
  • выявлять задатки исследовательской одаренности у обучающихся и оказывать помощь в развитии данных способностей посредством участия в научно-практических конференциям и  конкурсах разного уровня по краеведению.

 Категории граждан, на которых направлены мероприятия программы: обучающиеся школы 5–11  классы.

Сроки реализации программы: 2008-2012 год.

Механизм оценки эффективности и результатов реализации Программы:

  • вовлечение обучающихся в сбор краеведческого материала, написание научно-исследовательских работ в направлении “краеведение”;
  • написание рефератов, исследований учащимися по краеведческой тематике в результате работы научного общества школьников;
  • факт участия обучающихся в конкурсах, конференциях школьного, муниципального, областного, всероссийского  уровней.

Содержание программы

Перечень мероприятий по выполнению программы
“Моя школа. Мой город. Моя страна” на 2008-2012 гг.

 Направление Содержание Сроки Год
историческое краеведение (военно-историческое, историко-культурное, историко-архивное, археологическое и др.) Игра “Зарница. Школа безопасности” сентябрь ежегодно
Смотр строя и песни февраль ежегодно
Смотр-конкурс патриотической песни апрель ежегодно
Конкурс “Отечество” сентябрь ежегодно
Занятия по археологии, организованные студентами НовГУ им. Ярослава Мудрого для учащихся 5, 7 классов учебный год с 2010 года
Турнир памяти воина интернационалиста Александра Филиппова апрель ежегодно
Акция, посвященная памяти воинов интернационалистов и участников, локальных воин “Прикоснись к подвигу сердцем”; апрель ежегодно
Митинг, посвященный дню освобождения Новгорода от немецко-фашистских захватчиков (у обелиска А.Панкратову) январь ежегодно
Праздничная программа для Вас ветераны “Мы здесь не, потому что дата” май ежегодно
Игра “Ярославово дворище” май, июнь с 2010 года
Победный день России день; апрель ежегодно
Игра по станциям “Мы новгородцы”; январь ежегодно
Конкурс литературно-музыкальной композиции “Мы новгородцы”; апрель ежегодно
Военно-полевые сборы для старшеклассников май ежегодно
Лыжный пробег по линии оборы Новгорода январь ежегодно
Фестиваль военно-спортивных игр “Русская сила” май ежегодно
естественнонаучное краеведение (географическое, экологическое, биологическое, геологическое и др.) Исследовательские работы учащихся (в соответствии с планом работы НОУ учебный год ежегодно
Творческие работы учащихся учебный год ежегодно
Акция “Чистый берег” сентябрь, май ежегодно
Дни наблюдения за птицами осень, весна ежегодно
Неделя защиты животных октябрь ежегодно
Операция “Кормушка” ноябрь-февраль ежегодно
Марш парков весна-лето ежегодно
Акция “Первоцветы” апрель ежегодно
Операция “Ель” декабрь ежегодно
Восстановление дубрав Новгородчины, учебный год 2008,2009
Акция “Скворечник” март ежегодно
Всемирный День птиц, 1 апреля ежегодно
Всемирной акции “Живая природа вокруг одного дерева”, сезоны года ежегодно
Школьная акция “Сохрани дерево” (паспортизация), осень, весна ежегодно
Школьная акция “Сохрани дерево” (сбор макулатур) 1 раз в четверть ежегодно
Выпуск наглядной информации для населения по различным экологическим проблемам учебный год ежегодно
Всероссийский конкурс рисунков “Дикие животные в естественных условиях” октябрь 2009
Городская и областная экологическая конференция “Изучаем свой край” осень ежегодно
Конкурс исследовательских и творческих работ юных натуралистов и любителей природы городской Недели изучения творчества писателя натуралиста В.В.Бианки “Путешествие в страну Див” январь-февраль ежегодно
Городская конференция “Юные исследователи окружающей среды” осень ежегодно
Городской и областной конкурс “Лес в творчестве юных” осень весна ежегодно
Всероссийский Фестиваль исследовательских и творческих работ учащихся “Портфолио”. учебный год ежегодно
Всероссийский дистанционный конкурс “Моя малая Родина” май с 2010
Седьмая Международная олимпиада по основным наукам Осень -зима с 2010
Детское экологическое движение “Зеленая планета” учебный год ежегодно
Весенняя комплексная полевая практика май ежегодно
этнокультурное и социолого-демографuческое краеведение (фольклорное, художественное, литературное и др.) Изучение народных игр учебный год с 2009
Изучение обычаев и традиций новгородчины учебный год ежегодно
Знакомство с творчеством писателей на новгородской земле с посещением музеев в Старой Руссе, Чудове учебный год ежегодно
Участие в Бианковских чтениях февраль ежегодно
Конкурс сказки (постановка сказки) декабрь ежегодно
Культурно-исторический проект “ВОИ Великие” декабрь с 2010
Конкурс стихов о Родине ноябрь ежегодно
Конкурс “Краски Новгородчины” ноябрь-февраль ежегодно
Конкурс “Новгородские традиции” май ежегодно
Конкурс социальных проектов “Великий Новгород – древний и современный” учебный год 2008
Межрайонный фестиваль военно-спортивных игр “Русская сила” весна с 2010
Городской конкурс “Из Ганзы в Великий Новгород” декабрь с 2010
турuстско - краеведческая деятельность (эколого-краеведческие исследования во время туристических походов) Организация проведение походов выходного дня учебный год ежегодно
Организация многодневных походов май - июнь ежегодно
Исследование географических и культурных объектов на территории области учебный год ежегодно
экскурсионное краеведение (изучение родного края во время проведения самодеятельных экскурсий или участия в плановых) Новгородский музей-заповедник и детский музейный центр:

разовые экскурсии;

абонементы, которые знакомя учащихся с историей и культурой родного края

  учебный год ежегодно
Составление самодеятельных экскурсия учащимися в курсе краеведения и проведение их для учащихся школы (экскурсии “Улицы города”, “Сердце Новгорода”, “Башни Кремля”, “Растительность пришкольного участка”, “Удивительное рядом”, “История школы” и др.) учебный год ежегодно

Ожидаемые конечные результаты реализации программы:

программа призвана способствовать:

  • созданию условий для сохранения и приумножения интеллектуального и творческого потенциала учащихся;
  • создание благоприятных условий для развития талантливых учащихся через изучении  истории Малой родины, сбор  краеведческого   материала, занятие исследовательскими работами по краеведению;
  • участию школьников в научно-практических конференциях в направлении “Краеведение”;
  • вовлечению обучающихся в  проведение краеведческих вечеров, посещению учащихся краеведческих музеев школ, города, района;
  • продолжить оформление  щкольного  музея;
  • развитие дополнительного образования на базе учебного учреждения.

Рекомендуемая литература

  1. Авдеев А.Н. В лесах Новгородчины. Краткий очерк развития лесных отношений и науки о лесе на Новгородской земле. 1998.
  2. Барышева А.А. Местные климаты и ландшафты Новгородской области. - Великий Новгород: НРЦРО, 1999.
  3. Барышева А.А., Жикулин В.С., Серова В.Н. География Новгородской области
  4. Браун В.Настольная книга для любителей природы. – Л., Гидрометеоиздат, 1985.
  5. География Новгородской области в вопросах и ответах: Учебно-методическое пособие/ коллектив авторов.- Великий Новгород: НовГУ им. Я.Мудрого, 2004.
  6. География и геология Новгородской области: учеб. пособие/ НовГУ им. Я.Мудрого. – Великий Новгород, 2002.
  7. Ермолаева Л.А. Охотничий домик Н.А.Некрасова в Чудове. – Л., Лениздат, 1987.
  8. Жекулин В.С., Нехайчик В.П. Озеро Ильмень. - Л, Лениздат. 1979.
  9. Зайцев И.А.,Кушнир И.И. Улицы Новгорода. - 2-е изд.; перераб. и доп. - Л.:Лениздат, 1980.
  10. Запольская О.В., Моисеева С.В. Улицы Великого Новгорода. -2010.
  11. Ильина Л., Грахов А. Волхов. – Л., Гидрометеоиздат. 1980.

Приложение