Занятие по правовому воспитанию "По-разному зовутся дети" для детей старшего дошкольного возраста

Разделы: Работа с дошкольниками


Программные задачи: формировать у детей представление о появлении у людей имен и фамилий; продолжать знакомство детей с их правами; воспитывать уважительное отношение к правам человека, уважительное отношение к людям, потребность называть их по именам.

Предварительная работа: заучивание стихотворений А.Барто “Мы на свет родились”.

Материалы: книга А.Ф. Никитин “Права ребенка”, стенд с символами “ Мои права”, фотографии воспитателя, карточки - загадки, фломастеры, стенд “ Мы и наши имена”.

Ход занятия

1 часть

(Показ книги А.Ф. Никитин “Права ребенка”)

Воспитатель: Дети, сегодня мы продолжаем знакомится с одной очень важной книгой. Посмотрите на стенд и скажите, как она называется? (Книга о правах ребенка)

Воспитатель: О чем написано в этой книге? (Из этой книги можно узнать о правах ребенка. Она защищает права детей всего мира.)

Воспитатель: Дети, а что же такое права? (Права - это то, что разрешено человеку (ребенку, взрослому человеку)

Воспитатель: Послушайте стихотворение о наших правах, которые подготовили ваши друзья.

(Заранее подготовленные дети читают стихотворение)

А. Барто “Мы на свет родились”

Мы на свет родились, чтобы радостно жить,
Чтобы вместе играть, чтобы вместе дружить.
Чтоб улыбки друг другу дарить и цветы,
Чтоб исполнились в жизни все наши мечты!

Пусть дети живут и смеются звонко,
Подрастают с каждым днем.
Пусть у каждого ребенка
Будет светлый, теплый дом!

Детство только раз бывает
У ребят любой страны.
Пусть никто из них не знает
Никакой беды!

2 часть

Воспитатель: На стенде, который называется “Мои права” помещены символы прав ребенка с которыми вы познакомились. Что означают эти символы? (на стенде размещены символы, обозначающие право на жизнь (Каждый ребенок имеет право на жизнь. Государство и родители должны заботиться о ребенке, сохранять и защищать его жизнь), право на жилье, дом (У каждого из вас есть свой дом. В Конвенции говорится, что каждый ребенок имеет право на жилье и никто не имеет права без вашего разрешения входить в ваш дом.), право иметь семью (Каждый ребенок имеет право знать своих родителей и право на их заботу и любовь. Право на жизнь в семье, со своими родителями – очень важное право.).

3 часть

Воспитатель: Сегодня мы познакомимся с еще одним правом каждого ребенка: каждый ребенок имеет право на имя! (показ символа, помещение его на стенд). Зачем нужно имя? (ответы детей)

Через несколько дней после того как малыш появился на свет, родители получают Свидетельство о его рождении. Это документ, в котором записаны имя, отчество и фамилия ребенка, а также дата и место его рождения, имена его родителей. (показ образца Свидетельства о рождении). У каждого из вас есть тоже такой документ.

4 часть

Воспитатель: Каждому человеку приятно слышать свое имя, а когда его называют ласково, он сразу расцветает как цветок. Нравится ли вам ваши имена? (ответы детей)

Воспитатель: Предлагаю поиграть в игру “Ручеек”. Игра сегодня будет необычная, водящему, прежде чем пройти через ручеёк и выбрать себе пару надо будет назвать любое имя. Если водящий мальчик, то он называет мужское имя, а если водящая девочка – женское.

(Подвижная игра “Ручеек”)

5 часть

Воспитатель: Имя сопровождает человека всю жизнь, вы растете, и растет с вами ваше имя. Это было так давно… Звали эту девочку ласково: Инночка. (во время рассказа воспитатель выставляет свои фотографии разного возраста). Девочка росла, пошла в школу, стала взрослой. Сейчас она уже работает - воспитателем. Вы догадались о ком я говорю? Конечно, же о себе. Моя мама по- прежнему зовет меня ласково - Инночка. Мои дети называют меня - Мамой. Друзья зовут Инной. А в детском саду я для всех Инна Олеговна. Когда вы станете взрослыми, и вас станут называть по имени и отчеству. Отчество образуется от имени отца, моего папу зовут Олег, значит я Инна Олеговна. Подумайте, как будут называть вас, когда вы вырастите? (ответы детей)

6 часть

Воспитатель: Дети сейчас я предлагаю вам выполнить задание (дети садятся за столы). Для вас приготовлены карточки – загадки. Здесь зашифрованы буквы, чтобы узнать какая на карточке буква, надо соединить точки с цифрами по порядку. После того как вы получите букву, каждый из вас назовет имя, которое будет начинаться с этой буквы.

(Работа по карточкам)

Воспитатель: Запомните, дети, ничто так не обижает человека, как если окружающие неправильно произносят его имя. Ведь имя с человеком всю его жизнь. Оно становится частью его самого. Имя радует человека, приносит ему удачу, даже счастье.

7 часть

Воспитатель: Посмотрите, какие вы разные, но у вас у всех есть прекрасные имена, я предлагаю нам оформить общий символ нашей группы “Мы и наши имена”, который будет нам напоминать о праве каждого ребенка – праве на имя. Для этого я подготовила плакат, куда поместила ваши фотографии. Вы подпишете свое имя и имена своих друзей под фотографиями.

(Коллективная работа: “Мы и наши имена”)

Итог

Воспитатель: С каким правом мы сегодня познакомились? Покажите символ, который напоминает нам это право? Что вам понравилось? (ответы детей) Молодцы, дети! Теперь вы знаете, что обращаться друг к другу надо вежливо, ласково, по имени. И, конечно же, недопустимо называть человека грубым словом – это нарушение его права на имя.

Литература.

1. Никитин А.Ф. Права ребенка, М.: Дрофа, 2000. - 120 С.

2. Пузырникова Г.В. Как защитить детей // Ребенок в детском саду, 2003, №3.-С.64-67