Урок обобщающего повторения по теме "Имя прилагательное". Комплексный анализ текста. 6-й класс

Разделы: Русский язык

Класс: 6


Цели:

а) Обучающие:

1. Привести в систему знания о комплексном анализе текста.
2. Вспомнить основные разделы языкознания.
3. Проверить грамматические умения и навыки обучающихся по теме “Имя прилагательное”.

б) Развивающие:

1. Развивать и совершенствовать навыки анализа текста на примере работы с миниатюрой И.С. Соколова-Микитова “Русская зима”.

в) Воспитывающие:

1. Воспитывать способность чувствовать, понимать и любить слово.
2. Формировать патриотические чувства.

Оборудование:

  1. Тексты миниатюры И.С. Соколова-Микитова “Русская зима”.
  2. Памятки с планом комплексного анализа текста (КАТ).

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Сообщение темы и целей урока.

Слово учителя: Сегодня на уроке мы продолжаем разговор об имени прилагательном, его грамматических признаках, об употреблении прилагательных в речи. Одновременно в комплексе мы будем работать с текстом как с основной дидактической единицей, будем развивать и совершенствовать навыки анализа текста, работая с миниатюрой известного русского писателя И.С. Соколова-Микитова “Русская зима”.

На столах у вас лежат памятки с планом КАТ (Приложение 1), которыми вы будете пользоваться в течение урока. Элементами КАТ мы занимались и раньше. Памятки помогут привести ваши знания по анализу в систему.

А сейчас обратимся к тексту (Приложение 2), с которым нам предстоит работать.

III. Работа над темой урока.

  1. Выразительное чтение миниатюры И. С. Соколова-Микитова “Русская зима”.
  2. Анализ миниатюры. Текст как единое целое.

Задания:

  • Докажите, что перед нами текст.
  • Каким способом связаны предложения в тексте? (Предполагаемый ответ (ПО): главная связь – параллельная. Все предложения, начиная со второго, по смыслу и грамматически связаны с первым. Они как бы развертывают, конкретизируют его смысл. Но внутри абзацев встречается цепная связь.)
  • Приведите примеры цепной связи между предложениями. Назовите в них сцепляющие слова. (ПО: 1-й абзац: Раздолье лыжникам. По рыхлому снегу они прокладывают…; 2-й абзац: Стайка веселых клестов… Как ловко они теребят… Эти удивительные веселые птички… Вот простучал на скрипучем дереве дятел… По зимнему лесу отбивают дробь лесные барабанщики. В роли сцепляющих слов выступают местоимения и описательные обороты.)
  • Все предложения в тексте образуют тематическое единство. Определите тему текста. (ПО: русский лес снежной зимой).
  • Определите основную мысль текста. (ПО: она выражена в первом предложении. Автор восторгается красотой зимнего леса, лесными обитателями, которые наполняют лес жизнью.)
  • Обратите внимание на заголовок. Что в нем отражено: тема или основная мысль? (ПО: в заголовке отражена тема).
  • Тематическое единство текста определяется общностью темы и создается лексическими и грамматическими средствами. О связи предложений мы уже сказали. Назовите лексические средства связи. (ПО: используются слова одной тематической группы на тему “Зима”: снежные, сугробы, лыжники, снег, зимний лес, морозная зима, лютая зимняя стужа.)
  • Из всей этой группы выпишите слово “стужа”, подберите к нему синонимы и расположите их в порядке усиления признака. (ПО: холод, мороз, стужа. В слове “стужа” признак холода проявляется особенно сильно.)
  • В миниатюре слово “стужа” автор употребляет в сочетании с прилагательными “лютая, зимняя”. Как вы понимаете лексическое значение слова “лютый”?

Справочное бюро: Заранее подготовленный ученик приводит сведения из “Словаря русского языка” С.И. Ожегова.

  • Лютый – 1. Злой, свирепый, беспощадный. Лютый зверь. Лютый враг. Лютая ненависть. 2. перен. Очень сильный, невыносимо тяжкий, причиняющий мучения. Лютый мороз. Лютое горе.
  • В каком значении и с какой целью многозначное слово “лютый” употребляется в миниатюре Соколова-Микитова? (ПО: в переносном значении с целью усиления признака.)
  • В тексте довольно часто встречается прилагательное “снежный”. Выпишите все словосочетания с ним. Укажите, в каких словосочетаниях оно употребляется в переносном значении.
    (ПО: прямое значение
    снежные зимы
    в снежном лесу
    переносное значение
    снежная шапка
    снежной пылью.)
  • Внимательно посмотрите на прилагательные в выписанных словосочетаниях и скажите, чем они различаются. Сделайте вывод, дополнив предложение:
    Прилагательные в выписанных словосочетаниях различаются… (ПО: Окончаниями.) Значит, перед нами… (ПО: Формы одного и того же слова.)
  • А сейчас посмотрите в памятку. Какое еще средство связности мы можем отметить в тексте? (ПО: грамматическое.)
  • С чем мы не должны путать формы слова? (ПО: с однокоренными словами.)
  • Выпишите из текста однокоренное слово к прилагательному “снежные”. Чем интересна для нас с точки зрения морфемики эта пара слов? (ПО: снежные – снег // чередование согласных в корне слова.)
  • В последних предложениях 2-го и 4-го абзацев найдите слова с чередующимися согласными в корне слова, подберите к ним однокоренные слова. (ПО: стужа – студить, перепрыгнула – прыжок.)
  • Итак, посмотрите еще раз памятку и перечислите все лексические средства связности, которые встретились в миниатюре “Русская зима”.
  • А сейчас попытаемся определить синтаксические средства связности. Обратите внимание на первое предложение каждого абзаца, на порядок расположения главных членов предложения. Как называется такой порядок слов? Сделайте вывод, дополнив предложения: В первых предложениях каждого абзаца… (ПО: сказуемое ставится перед подлежащим). Изменение прямого порядка слов называется… (ПО: инверсией). Автор использует инверсию, чтобы… (ПО: усилить смысл главных членов предложения.)
  • Обратите внимание на грамматические основы предложений. Какие предложения преобладают в тексте: простые или сложные? (ПО: простые.)
  • Выпишите сложные предложения, подчеркните в них грамматические основы, составьте схемы, определите вид.
  • Объясните пунктуацию в последнем предложении 2-го абзаца и в первом предложении 4-го абзаца. Составьте схемы этих предложений.
  • Посмотрите в памятку. Перечислите грамматические и синтаксические средства связности, отмеченные в миниатюре.
  • Итак, средства связности в тексте мы назвали. Какие разделы языкознания мы повторили? (ПО: лексика, фонетика, морфемика, синтаксис, пунктуация.)
  • Продолжаем анализ. Определите стиль текста. Аргументируйте правильность ответа. Назовите средства языка, характерные для этого стиля. (ПО: стиль художественный. Адресат речи – широкий круг читателей. Цель – образное отражение действительности и эмоциональное воздействие на чувства читателей. Используются средства художественной выразительности: эпитеты (скрипучее дерево); сравнения (пестрым платочком, как черные угольки); олицетворение (жизнью полнится зимний лес); метафоры (лютая стужа) и др.).
  • Определите тип текста. Свои ответы аргументируйте. (ПО: тип текста – описание. Основа описания – перечень однородных и постоянных признаков предмета. Автор описывает зимний лес, природу, обитателей, их повадки. В тексте преобладают прилагательные. Они делают описание более ярким, выразительным.)

3. Повторение и обобщение изученного по теме “Имя прилагательное”.

Задания:

  • Назовите общее грамматическое значение прилагательных. (ПО: обозначают признак предмета.)
  • В первом абзаце текста найдите прилагательные и определите признак, который они обозначают. (ПО: “снежные” – признак по материалу, “русские” – по отношению к нации, “глубокие” – по величине, “рыхлые” – по качеству.)
  • Перечислите морфологические признаки прилагательных (ПО: изменяются по родам, числам, падежам.)
  • Как выражаются морфологические признаки прилагательных? (ПО: при помощи окончаний.)
  • Из 2-го абзаца текста выпишите по три словосочетания типа “прилагательное + существительное”. Определите морфологические признаки прилагательных.
  • Что нужно сделать, чтобы не ошибиться в правописании окончаний прилагательных? (ПО: задать вопрос от существительного к прилагательному. Окончание вопроса совпадает с окончанием прилагательного.)
  • Пользуясь этим правилом, допишите окончания прилагательных: (словосочетания, записанные на доске: по рыхл… снегу; на скрипуч… дереве; пестр… платочком; с приятн… свистом; морозн… зиму).
  • Вспомните, на какие разряды по значению делятся прилагательные?
  • Из текста-миниатюры выпишите: I вар. – качественные прилагательные, II вар. – относительные прилагательные, III вар. – притяжательные прилагательные. Свой выбор аргументируйте.
  • В какой форме употреблено прилагательное “хороши” в первом предложении?
  • Назовите морфологические признаки кратких прилагательных. Какова их роль в предложении?
  • Поставьте прилагательное “хороши” в форму единственного числа мужского рода. Запишите. Что за орфограмма вам встретилась? (ПО: Ь после шипящих в кратких прилагательных.)
  • Найдите в начале 2-го абзаца прилагательное с основой на шипящую. Образуйте от него краткую форму мужского рода единственного числа. Выделите орфограмму. (ПО: на скрипучем – скрипуч.)
  • Запишите свои примеры предложений с краткими прилагательными с основой на шипящую.
  • Мы повторили орфограмму “Ь после шипящих в кратких прилагательных”. Найдите в тексте подобную орфограмму в других частях речи. (ПО: стоишь, любуешься – глаголы 2-го лица единственного числа.)
  • Какие разделы языкознания мы вспомнили при повторении темы “Имя прилагательное”? (ПО: морфология, орфография.)

IV. Подведение итогов урока.

1. Беседа.

  • Чем мы сегодня занимались на уроке?
  • Что такое КАТ?
  • Основные разделы языкознания названы. Вспомним, с какими речевыми понятиями мы работали сегодня. (ПО: текст; тема; основная мысль; виды связи: параллельная и цепная; средства связи: лексические, грамматические, синтаксические; стили речи; типы речи).

2. Слово учителя.

Учиться говорить и писать, по словам академика Лихачева, нужно всегда. Построение текста – это путь от мысли к слову. Правильно и понятно излагать свои мысли может тот, кто владеет речью. Владеть речью – значит уметь хорошо говорить, писать, читать и понимать прочитанное. Всему этому надо терпеливо и настойчиво учиться.