Исследовательская работа "Как мы спасали колобка!"

Разделы: Работа с дошкольниками


Однажды на занятии РТВ (развитие творческого воображения) педагог Людмила Петровна предложила вспомнить весёлого, румяного Колобка. Обучающийся Дошкольной гимназии Халиков Никита, 6 лет, написал исследовательскую работу на эту тему.

Сказка «Колобок» – самая популярная русская народная сказка. Но, стоит внимательно прочитать, и окажется, что многое в ней не понятно. Например, песенка Колобка:

Я колобок, колобок,
По амбару метён,
По сусеку скребён,
На сметане мешонДа в масле пряжон,
В печке запечён,
На окошке стужон.
Я от дедушки ушел,
Я от бабушки ушел.

Как понять сегодня смысл слов «амбар», «сусек», «пригоршня» или «пряжон»? А что означает само слово «колобок»? Почему Колобка всегда рисуют круглым? Чем объяснить такую форму внешнего вида главного героя сказки? В чём секрет популярности этой русской народной сказки не только у русских, но и у детей других народностей? И как спасти любимого героя?

В нашей работе мы проведём исследование сказки с целью выяснить:

  1. Что значит слово «колобок»?
  2. Значение устаревших слов «амбар», «короб», «сусек» и т.д., имеющихся в тексте сказки «Колобок», но редко употребляемых в современной речи, почти позабытых и непонятных сегодня.
  3. Секрет выпечки Колобка – кулинарного изделия из теста, исходя из текста сказки. Сделать свою попытку испечь колобок.
  4. Придумать способы спасения Колобка.

Мы предположили, что Колобок является национальным сказочным героем, и считаем, что он не заслуживает такого наказания от хитрой Лисы. Эта сказка вызывает слёзы и травмирует детские души. На наш взгляд, необходимо спасти Колобка и сделать счастливый конец русской народной сказки.

Секреты Колобка – русской народной сказки

Но кто-нибудь задумывался над тем, всегда ли сказка заканчивается тем, что добро побеждает зло. Меня всегда трогала до слёз русская народная сказка «Колобок». Разве там побеждает добро, если доброго, весёлого, румяного, аппетитного Колобка съела Лиса? Почему же эта хитрая Лиса съела Колобка? За то, что он был самоуверенным, дерзким по отношению к другим зверям?

Среди ребят из гимназии мы провели опрос. Всего было опрошено – 47 человек. Выяснилось, что 85,1% детей (40 чел.) не нравится конец сказки «Колобок», 4,3% детей (2чел.) нравится концовка, а вот 10,6% (5чел.) обучающихся не задумывались над этим вопросом.


Диаграмма 1. Результаты опроса обучаемых «Дошкольной гимназии»

Среди опрошенных большинство хотели, чтобы сказка была со счастливым концом.

Происхождение слова «колобок»

Перелистали знаменитый «Толковый словарь живого великорусского языка» В.И.Д аля.

Оказалось, что было старинное слово «коло», что означало «круг, окружность, обод, обруч; колесо»; существовало слово «колобъ», в значении «башка, скатанный ком, шар, груда, валенец, катанец; небольшой, круглый хлебец; конурка, толстая лепешка, круглый пирог с толокном». Таким образом, круглая форма главного героя сказки продиктована его названием. В старину, слово круг обозначалось словом коло. Отсюда – «колобок», то есть – круглый бок или «кружок», «кружочек».

Колобок – уменьшительное от колоб – «скатанный ком, шар; небольшой, круглый хлебец, хлеб; клёцка из пресного теста». В тверских говорах есть слова колобу́ха «галушка, увалень», колоба́н «толстая лепешка», околобе́ть «сжаться». Толстая, круглая лепёшка, изготавливаемая в виде хлебного кома, почти шара или разбухающая до формы шара к концу выпечки.

Первые исторические «открытия»

Итак, друзья, мы решили более внимательно рассмотреть вещи, которые расскажут нам о жизни людей в прошлом, и попробовать рассказать старую сказку на новый лад.

Например, начало истории о колобке может быть таким: «Жили-были в старой избушке, в маленькой деревушке старик со старухой. Старик сено косил, рыбу ловил, а старуха дома по хозяйству управлялась – обед варила да кур кормила. А жили они в старом деревянном домике…»

Давным-давно люди строили дома из глины или дерева, окна выходили на солнечную сторону. В строительстве принимали участие родственники и соседи. Важным при этом был выбор красивого места для дома. По обычаю, на четырёх углах будущего дома клали по буханке хлеба и немного мелких денег, чтобы счастливо жилось. Дом украшали – на крыше был «конёк», на окнах «ставни», «наличники». Дом огорожен забором – «плетень» (рис.1).


Рис.1


Рис.2

Около дома стоял «амбар» – так раньше называли строение, в котором хранили зерно, муку и некоторые другие продукты (рис. 2). Однажды бабушка в амбаре просыпала муку. Сметала её «крылышком» из куриных или гусиных крыльев. Использовали крылья для уборки золы около печки, или же смазывали пучком из гусиных перьев пироги или сковороды (рис. 3).


Рис. 3

Для хранения продуктов часто использовали разного вида короба или «ящики» – так называемые сусеки, иногда его делали из целого пня. СУСЕК (из словаря Даля) – засек, закром, сукром, отгороженный ларь в амбаре, житнице, для ссыпки зернового хлеба (Рис. 4).


Рис. 4

Под домом дедушка вырыл «погребок», где было холодно, там хранили продукты, которые могли испортиться (рис. 2).

В старину убранство крестьянских домов было достаточно простым. Многим нашим предкам для жизни хватало лишь одной комнаты, которая служила и как кухня, спальня, детская, мастерская и как гостиная. Вместо кроватей люди спали на печах, лавках и сундуках, покрытых звериными шкурами. Посуду хранили на простых полках, а одежду складывали в сундуки.

Обратившись к «Современному толковому словарю русского языка» под редакцией С.А. Кузнецова, а также к «Толковому словарю живого великорусского языка» В.И. Даля мы растолковали значения и других малопонятных слов, встречающихся в русской народной сказке «Колобок»:

  • Короб – изделие из луба, бересты, щепки и т.п., служащее для упаковки, хранения, переноски чего-либо.
  • Поскрести – скрести несколько, немного…
  • Авось – (частица) – может быть, вдруг, случайно (о том, на что говорящий надеется, считает возможным).
  • Пригоршня – ладони (ладонь), сложенные горстью; количество чего-либо, вмещающееся в ладони, сложенные таким образом.
  • Лавка – скамья для сидения или лежания, обычно прикреплённая к стене.
  • Сени – помещение между жилой частью дома и крыльцом в деревянных избах и старинных городских домах.
  • Пряжить (в сказке – «пряжон») – жарить в масле.
  • Студить (в сказке – «стужон») – делать холоднее, охлаждать.
  • Нехитро (наречие) (в сказке записано раздельно «не хитро») – нетрудно, несложно; просто, незамысловато.
  • Подавно – тем более, разумеется.

Кулинарное изделие

Почему все герои сказки непременно хотели съесть колобка? Наверное, Колобок был очень вкусной выпечкой. Задумавшись над этим, мы пришли к такому мнению, что хорошо было бы узнать рецепт выпечки Колобка – кулинарного изделия и самим испечь Колобок.

Снова перечитали сказку, чтобы узнать рецепт Колобка. В сказке всё просто: «Старуха наскребла муки две горсти, замесила тесто на сметане, состряпала колобок. Испекла и на окошко студить положила».

Мы обратились к «Кулинарному словарю», узнали, что «…колобок (колобуха) – чисто русское хлебное изделие, возникновение которого было случайным, но вкус и форма его были обусловлены самим характером теста. Дело в том, что колобки пекли не всегда, а лишь при отсутствии припасов для хлеба в необходимом количестве. На колобок – шли остатки разной муки и все поскрёбки квашни, что оставлялись на закваску. Из этого сборного теста должно было получиться не особенно качественное изделие. Однако именно высокий процент закваски и разнообразный характер муки (пшеничной, ржаной, овсяной, ячневой и т.д.), имеющей разное сечение помола и свои особенности, создавали кулинарный эффект. Получался пышный, особо ноздрястый, мягкий, хорошо пропеченный и долго не черствеющий хлеб.

Крестьянин мог объяснить такое явление лишь чудом. Это и послужило причиной создания сказочных сюжетов о колобке. Вся «чудесность» колобка у сказителей была в его внешности – круглый, шарообразной формы, пышный, румяный, вкусный (Рис. 1). Но не следует забывать об истинных причинах пышности и «вкусноты» колобочного теста.

Теперь кулинарный рецепт старой сказки полностью восстановлен:

Муки насыпать 2 горсти,
Дрожжей ты ложку положи,
Яйцо разбей же поскорей,
Сметаны в тесто ты налей,
Про сахар, соль ты не позабудь,
И масло надо б ливануть.
На сковородку.
Жарь быстрей!
И на окошко положи
Всего минуточки на три…
Присматривай!

Мы с мамой решили придумать рецепт колобка самостоятельно. Тесто сделали творожное, чтоб выпечка полезнее была. Колобок, как говорится в сказке, был в масле испечен. Поэтому мы решили жарить наш колобок в масле, как хворост. Сделали во фритюрнице. Так как испечь один большой колобок было сложно, мы испекли много маленьких.

Рецепт колобка:

250 граммов творога;
1-2 яйца;
Соль на кончике чайной ложки;
1 столовая ложка сахара;
5-6 столовых ложек муки;
½ чайной ложки разрыхлителя.

Теперь можно узнать на вкус, какой он – сказочный колобок!

Вот так мы подарили себе, и теперь дарим всем Вам, маленькое Чудо. Чудо – это миг, когда сказка становится былью!

Как спасти Колобка

Теперь нам необходимо сочинить такую сказку, чтобы добро победило зло. Вот что у нас получилось: «На опушке леса жили-были бабушка и дедушка. Да-да, те самые, от которых когда-то сбежал Колобок. Дедушка машину чинил, дрова пилил да телевизор смотрел.

Сейчас же у стариков дом кирпичный, крыша покрыта черепицей, пластиковые окна. Комнаты просторные – есть прихожая, гостиная, кухня. Сердце дома – камин. В комнатах разная мебель. Для хранения вещей есть комод с выдвигающими ящиками. Если слово «комод» перевести на русский язык, то получится «удобный». Для продуктов и посуды – буфет, для одежды – гардероб и шифоньер.

На кухне стоит холодильник – в нём хранятся скоропортящиеся продукты. Мука и крупы – в банках и пакетах. Бабушка готовит обеды на плите.

Всё лето у бабушки с дедушкой гостил их внук Ваня. Мальчик целыми днями гулял в лесу, собирал грибы и ягоды, купался в лесном пруду.

Но больше всего на свете ему нравилось слушать сказки, которые вечерами рассказывала бабушка. Здесь он никогда не скучал.

Но однажды к избушке подъехала машина. Из неё вышла Ванина мама, это означало, что мальчику пора возвращаться домой, в город. Ваня всегда возвращался с грустью. И как тут не загрустишь? Город хоть и большой, но друзей у Вани не было.

Вот однажды испекла бабушка Колобка и сказала ему такие слова:

– Иди-ка ты, милок, в город, к моему внуку Ване. Наберись по дороге ума-разума, да смотри, не попадись в лапы хитрой лисы. А доберёшься до Вани, не давай ему грустить и печалиться, стань ему настоящим другом.

У Колобка теперь будет новая песенка:

Я колобок, колобок!
По банкам скребён,
По пакетам трясён,
На сметане мешён,
В духовку сажён,
На окошке стужён…

Покатился по лесной тропинке Колобок и встретил ребятишек из Дошкольной гимназии. Малыши решили помочь.

Что можно сделать, чтобы Колобок не достался Лисе, как спасти? Было бы хорошо, если б лиса была сытой, но лиса голодная. Она готова съесть даже хлеб. Каким надо стать Колобку, чтобы Лиса не захотела его есть? Решили всё делать наоборот.

1. У колобка форма круглая, а мы его сделаем в форме «кирпича». Лиса такого колобка не узнает, скажет: – «В нашем лесу уже кирпичи бегают!» (рис.5);


Рис. 5

2. Теперь изменим цвет, Мы говорили, что наш колобок жёлтый, румяный, красивый. А что если он прокатится по грязи. Захочет ли съесть такого Колобка Лиса? Что она ему скажет: – «Фу, какой ты грязный, Колобок, тебя нельзя есть, вдруг, заболею, живот болеть будет, я грязью не питаюсь» (рис. 6);


Рис. 6

3. Наш колобок вкусный, аппетитный, на сметане мешён. А мы его сделаем наоборот – несъедобным, горьким. Для этого добавим в тесто – перец, лук, чеснок, аджику, острый кетчуп, смажем его горькой-горькой горчицей. Лиса колобка не то, что съесть – понюхать не сможет. Сразу же зачихает, скажет:- «Какая гадость!»;

4. Наш колобок хлебобулочное изделие. Бабушка его только что испекла, он мягкий. А мы его сделаем наоборот – чёрствым. Для этого оставим его на окошке, и он превратится в сухарь. Только Лиса укусит Колобка, у неё сразу зубы заболят.

5. Можно колобку изменить размер. Если его сделать очень маленьким и под цвет травы (рис.7), то Лиса его не заметит. Или, наоборот, очень большим (рис.8). Добавить много дрожжей, тогда колобок вырастит и станет Великаном, опасным для лисы, он сможет её раздавить.

 
Рис. 7


Рис. 8

6. Колобок гладкий. А мы его сделаем колючим, как ёжик. Под ёлкой можно найти много еловых иголок. Лиса скажет: – «Сядь мне на носок, да спой песенку разок». Колобок своей колючкой уколет лисе нос. Ей сразу расхочется, есть колобка (рис. 9).


Рис. 9

7. Можно колобку надеть маску, например, маску льва. Встретит Лиса Колобка-льва, испугается и убежит (рис. 10).


Рис. 10

Колобок был спасён нами. Добро, победило зло.

Из проведенного нами исследования мы можем сделать вывод: цели мы своей достигли, познакомились и узнали значение слов: «колобок», «амбар», «короб», «сусек» и т.д. Узнали рецепт и испекли вкусный, румяный, полезный колобок.

Придумали способы спасения Колобка. Мы с его помощью научились фантазировать и теперь можем придумывать новые сказки.

Заключение

Любимая сказка «Колобок» – всем нам знакомая с детства. Казалось бы, что нового в ней можно найти?

Мы лишь внимательно вчитались в сказку и попытались открыть для себя Мудрость Предков. Не зря существует поговорка: «Сказка ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок». Колобок преподал нам урок – не слушать льстивые речи и не быть самоуверенным.

Вместе с колобком отправились в удивительный мир прошлого, прикоснулись к истории вещей, которые нас окружают, и поняли, что человек с течением времени изобретал предметы, изменял их, делая более удобными и красивыми.

Сам человек тоже меняется. Мы дети XXI века решили спасти Колобка и сделать счастливый конец русской народной сказки. Нам это удалось.

Список используемой литературы и интернет ресурсов:

  1. Афанасьев А.Н. Русские детские сказки / Науч. ред. текста, предисл. и примеч. В.П. Аникина; Рис. Л. Непомнящего. – М., 1986.
  2. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка: Т.1-4.М., 1978-1980.
  3. Современный толковый словарь русского языка /Гл. ред. С.А.Кузнецов. СПб., 2002.
  4. Фасмер М. Этимологический словарь русского языка. В 4 т. Т.3 (Муза-Сят) / Пер. с нем. и доп. О.Н. Трубачева.-2-е изд. стер. М., 1987.
  5. Хрестоматия для маленьких: Пособие для воспитателей дет.сада /Сост. Л.Н. Елисеева.-5-е изд., дораб. – М.: Просвещение, 1987.
  • proza.ru/avtor/zhuck
  • ru.wikipedia.org
  • rodobozhie.ru/publ/v
  • www.elena-kuzmina.ru/64

Презентация.