Тире между подлежащим и сказуемым

Разделы: Русский язык


Цель:

  • познакомить обучающихся с условиями постановки тире между подлежащим и сказуемым; формировать умение ставить тире между подлежащим и сказуемым; составлять предложения, в которых необходимо тире; умение конструировать предложения по схемам, по алгоритму; применять полученные знания на практике;
  • развивать внимание, мышление, речь;
  • воспитывать любовь к русскому языку.

Задачи:

  • создать условия для ознакомления обучающихся с темой “Тире между подлежащим и сказуемым”;
  • помочь ощутить радость успеха в проявлении своих знаний;
  • развивать коммуникативные умения обучающихся, умения слушать и слышать своего партнёра по общению,
  • развивать умения работать в группе, выполнять самоконтроль и взаимоконтроль, умение анализировать явления, делать выводы.

Форма проведения: урок-проект “Где и как?”

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, раздаточный материал.

Методические приёмы: эвристическая беседа, презентация проектных и исследовательских работ, выполнение тестовых работ.

Ход урока

Этапы работы Содержание этапа
1 Организационный момент

Цель, которая должна быть достигнута учащимися: подготовиться к мыслительной деятельности и продуктивной работе на уроке, позитивно настроиться на урок;

Цель, которую учитель хочет достичь на данном этапе: способствовать созданию условий для эффективной работы на уроке; подготовке учащихся к продуктивной работе.

Задачи:

– создать положительный эмоциональный настрой;

– создать условия для партнёрского общения;

– обсудить методы самоконтроля и взаимоконтроля.

Методы организации работы на начальном этапе: словесные,

объяснительно-иллюстративные

– Здравствуйте, дорогие ребята! Я рада нашей встрече. Сегодняшний урок мы проводим в форме учебного проекта. Вы представите результат своей работы, и я, надеюсь, что вы готовы слушать друг друга, но и постараетесь услышать своего партнёра по общению, поработаете в команде, сумеете проанализировать услышанное и вступить в диалог.

Оценивать работу мы будем с помощью цветных жетонов, которые лежат у вас на столах (розовый – “5”; жёлтый “4”; голубой –“3” балла) на группу. Я готова продуктивно сотрудничать с вами. Удачи!

2 Опрос обучающихся по заданному на дом материалу, включающий:

цели и задачи, которые учитель ставит перед учениками на данном этапе урока:

– повторить изученный материал;

цели, которые хочет достичь учитель на данном этапе: проверить знания учащихся по изученному ранее материалу; выяснить степень освоения обучающимися предыдущего материала;

– подготовить учащихся к восприятию нового материала;

– методы, способствующие решению поставленных целей и задач: беседа, тестирование;

– критерии достижения целей и задач данного этапа урока: устные и письменные ответы;

– методы организации совместной деятельности учащихся – коллективные;

– методы мотивирования (стимулирования) учебной деятельности учащихся в ходе опроса – похвала, внешние регуляторы: кивок, улыбка;

– методы и критерии оценивания ответов учащихся в ходе опроса – самооценка.

Сегодня на уроке мы продолжим изучение раздела “Главные члены предложения”. А сейчас давайте повторим пройденный материал при помощи тестирования.

Приложение 1

Тест (выводится на экран)

1. Грамматическая основа:

а) все члены предложения;
б) главные члены предложения;
в) второстепенные члены предложения;
г) главные и второстепенные члены предложения.

2. Сказуемые подчёркиваются:

а) волнистой линией;
б) двумя чертами;
в) чёрточками;
г) одной чертой.

3.Сказуемое может быть:

а) простым глагольным;
б) составным глагольным;
в) простым именным;
г) составным именным.

4. Простое глагольное сказуемое выражается:

а) одним глаголом в одном наклонении;
б) вспомогательным глаголом и неопределённой формой глагола;
в) глаголом – связкой и именной частью;
г) любой частью речи, кроме глагола.

5. Составное глагольное сказуемое состоит:

а) из одного глагола;
б) из вспомогательного глагола и неопределённой формы глагола;
в) из глагола – связки и именной части;
г) из любой другой части речи, кроме глагола.

6. Составное именное сказуемое состоит:

а) из одного глагола;
б) из глагола – связки и именной части;
в) из вспомогательного глагола и именной части;
г) из неопределённой формы глагола.

Ключ: 1б; 2б; 3абг; 4а; 5б; 6б.

Самооценка результатов теста (оценка в тетрадь)

3 Изучение нового материала.

– цель, которая должна быть достигнута обучающимися:

– учащиеся должны: опознавать, различать, группировать полученную информацию;

– изучить условия, при котором ставится и не ставится тире между подлежащим и сказуемым; проанализировать, привести примеры, систематизировать и сформулировать правило;

– уметь грамотно презентовать результаты своих проектных и исследовательских работ;

– уметь оценивать значимость данных работ;

цели и задачи, которые ставит учитель на данном этапе урока:

– побудить обучающихся к активности при изучении нового материала;

– создать условия для понимания учащимися данной темы;

– организовать и направить учебную деятельность обучающихся на восприятие, осознание, первичное обобщение и систематизацию новых знаний;

– организовать работу в группах для совместной познавательной деятельности;

– координировать работу учащихся в группах;

– методы организации учебно-познавательной деятельности: наглядные, практические, проблемно – поисковые, методы самостоятельной работы;

– методы организации индивидуальной и групповой деятельности учащихся –групповая проектная и исследовательская работа над проблемным вопросам;

– критерии определения уровня понимания к изучаемому учебному материалу – таблица, работа по алгоритму;

– описание методов мотивирования (стимулирования) учебной активности учащихся в ходе усвоения нового материала – самооценка и взаимооценка групп.

Послушайте загадку (выводится на экран) слайд

Я минус в математике,
Но знак другой в грамматике.
Знаком я детворе,
Меня зовут…(тире)

– О чём она? Речь идёт о тире. Дома вы должны были повторить §17. Он сегодня вам поможет.

– Давайте попробуем сформулировать тему нашего урока.

Тема урока: “Тире между подлежащим и сказуемым”

– Сегодня мы с вами изучим условия, при котором ставится и не ставится тире между подлежащим и сказуемым.

– Опять вернёмся к домашнему заданию (ответы детей)

– Работа с учебником.

– Сегодня мы будем работать в группах. Откройте § 174. Посмотрите на экран (приём “Инсерт”) таблица (у каждой группы на столе): ученики читают материал §174, заполняют таблицу, материал систематизируется и делаются выводы.

– При каких условиях между подлежащим и сказуемым ставится и не ставится тире?

– Наглядно раскроем это на примерах (на экран выводится текст с заданием: соотнесите примеры с правилом, которые сейчас вы вывели) слайд

Чтобы пользоваться нашим правилом, мы должны составить его алгоритм.

– Вспомним, что такое алгоритм? (пошаговое выполнение действий или схема выполнения)

Составление алгоритма (слайд)

– Как определить, нужно ли ставить тире между подлежащим и сказуемым? Что для этого нужно?

Алгоритм

1. Обозначить грамматическую основу.

2. Определить, чем выражены главные члены предложения.

3. Посмотреть, нет ли между главными членами предложения союзов или частиц: не, будто, словно, точно.

4. Сделать вывод об употреблении тире .

– Посмотрите, у вас на столах лежит алгоритм правила. Это своего рода руководство – пособие. А теперь применим это руководство на практике.

– Применение алгоритма (слайд)

Дифференцированная работа (учащиеся по желанию выбирают вид работы).

– Физминутка (музыкальная: на мелодию песни “Голубой вагон” “) (слайд).

– Возьмитесь за руки, пусть строчки из песни о дружбе помогут сегодня вам дружно поработать!

– Защита исследовательской работы.

– Презентация “Где и как?” (Как даётся правило “Тире между подлежащим и сказуемым” в школьных учебниках В.В.Бабайцевой, С.Г.Бархударова и С.И.Львовой. Общее и различие.)

Вывод: данный материал структурирован ( в таблицу) , дан в полном объёме для того, чтобы им можно было пользоваться при подготовке к экзамену по русскому языку(ГИА,ЕГЭ).

Практическая работа в группах по выполнению проблемного задания. (При каких условиях ставится и не ставится тире между подлежащим и сказуемым?)

4. Закрепление учебного материала

Цель, которая должна быть достигнута учащимися (какой результат должен быть достигнут на данном этапе урока) закрепить полученные знания, наблюдая и выполняя практические задания; уметь анализировать, сопоставлять ,выделять изученный материал; обобщать полученные знания, делать выводы;

цель, которую хочет достичь учитель на данном этапе урока: создать условия для закрепления изученного материала, выявить пробелы первичного осмысления изученного материала; провести коррекцию; организовать работу в группах по практической работе; координировать работу обучающихся в группах; оценить деятельность учащихся по конечному результату;

– формы и методы для достижения целей в ходе закрепления нового материала – групповая работа по практической работе;

– методы репродуктивные, методы самостоятельной работы и под руководством;

Критерии, позволяющие определить степень усвоения нового материала: знание условий постановки тире между подлежащим и сказуемым, умение опознавать, различать тире в данной теме.

Итог урока. Рефлексия.

1. Мини – проект “Цифровой диктант” на тему “Родное село”

Задание: обозначить цифрами, где есть, а где нет тире между подлежащим и сказуемым (работа в группах).

Ключ:

т н т т
1 2 3 5

2. Мини-проект “Создание собственного текста с применением правила “Тире между подлежащим и сказуемым”

Задание: найдите в тексте предложения, соответствующие данному правилу.

3. Переконструировать предложения таким образом, чтобы те, где стояло тире, его лишились, а те, где его не было, приобрели (на столах тексты для выполнения задания).

1. Для нас этот дом – очень дорог! 2. Я – учитель. 3.Глаза – как небо, голубые… 4. Хорошо учиться вот наша задача. 5. Чистота – залог здоровья. 6. Пятью пять двадцать пять. 7. Любовь – не картошка, не выкинешь в окошко.

4. Тест (выводится на экран) слайд

Ключ: 3; 3; 3,4; 1.

Вывод: При каких условиях ставится тире между подлежащим и сказуемым?

5 Цель этапа: осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и группы, в которой работал. Мы сегодня посмотрели несколько проектных работ. Ребята, захотелось ли вам попробовать применить свои знания, опыт в проектной деятельности? Успешная или неуспешная сегодня была у вас работа? Покажите это жетонами, которые набрала ваша группа.
6 Задание на дом.

Цель, которая должна быть достигнута учащимися: отрабатывать навык постановки тире между подлежащим и сказуемым.

Цель, которую хочет достичь учитель: развивать умение самостоятельно работать с упражнениями, с теоретическим материалом учебника; критерий успешного выполнения домашнего задания – работа по алгоритму.

Подготовить теоретический материал по § 174.

Выполнить упр.134. Подберите или составьте предложения на разные случаи применения правила “Тире между подлежащим и сказуемым” (руководствуйтесь алгоритмом правила)