Урок русского языка в 8-м классе по теме "Подготовка к сочинению-рассуждению на морально-этическую тему. Выйский Ильинский шатровый храм"

Разделы: Русский язык, Внеклассная работа


Цель урока: совершенствовать письменную и устную формы речевых умений учащихся через работу с текстами.

Задачи урока: подготовить к сочинению-рассуждению на тему «Нужно ли сохранять храмы?»; учить работать с текстом, видеть роль синтаксических конструкций в тексте; воспитывать уважение к историческому прошлому народа, любовь к национальной культуре.

Оборудование урока:

  • презентация
  • классная доска
  • раздаточный материал для учащихся: текст Л. Шаповаловой (материалы районной газеты «Заря», №50-2005), карточки для словарной работы

Используемые технологии: ТРКМЧП

Человеку тесно жить только в настоящем.
Нравственная жизнь требует памяти о прошлом и сохранении памяти на будущее.
Д.С. Лихачев

Ход урока

1. Оргмомент. 

Объяснение целей и задач урока. Мотивация учащихся.

2. Стадия вызова.

Как мы мечтаем о лете! Можно загорать, путешествовать… Многое увидеть… Что можно увидеть в нашем Верхнетоемском районе Архангельской области? Вот Света делилась впечатлениями об увиденном в Согре, где она вместе с группой девочек побывала. Это был храм. Саша всегда, когда едет на автобусе в школу, проезжает мимо церкви в д. Корнилово. В каком она состоянии, Саша?

  Ассоциации со словом «храм» - работа на доске.

Есть ли на территории нашего района другие храмы?

Знакомство с храмами с использованием презентации «Храмы Верхнетоемского района» (Приложение 1)

Имеют ли данные сооружения хоть какую-то ценность? Или это реалии сегодняшнего дня, что они выглядят в таком плачевном состоянии?

Постановка проблемного вопроса: нужно ли сегодня нам говорить о храмах, их состоянии, их сохранении?

3. Стадия осмысления.

Работа с текстом по Л. Шаповаловой (материалы районной газеты «Заря», №50-2005) с использованием приема ИНСЕРТ. (Приложение 2)

Ваши впечатления от прочитанного? Что больше всего поразило?

Культурологический анализ текста.

Выя – деревня у речки Выя, в верховьях реки Пинеги (Верхнетоемский район).

Ильинский – храм Ильи-пророка (1600 года постройки )

П.Д. Барановский – архитектор, детально обследовал храм осенью 1921 года. Сделал несколько фотографий, его чертежи хранятся в музее архитектуры им. Щусева в Москве.

Л. Шаповалова – инженер, в 2005 г. кандидат технических наук, г. Архангельск

Лексический анализ текста.

Выясним значение непонятных слов (Приложение 3)

Какова роль слов высокого стиля оплот, завет (эмоциональность)

Работа с синонимами (храм-сооружение, шедевр зодчества, чудо света, памятник, исполин, неповторимое явление в зодчестве), выяснение их роли.

Роль эпитетов (величественный храм, неповторимое явление, одичавшие люди, мозолистые руки), метафоры (птица безбожия, чудо света)

Выяснение значения слова воссоздание

Структурно-синтаксический анализ текста

Роль антитезы, на основе которой построены первый и последний абзацы (сохранение – разрушение)

Роль однородных сказуемых при бессоюзии в 7 предложении

Использование определений, выраженных причастными оборотами (5, 15),

обстоятельств, выраженных деепричастными оборотами(4,12, 17)

Средства связи предложений (местоимения, повторы), их роль

Роль первого предложения, последнего.

К какому стилю относится текст (публицистический)

К чему призывает автор?

Определение типа речи (рассуждение с элементами описания (1, 3), повествования (2, 4, 12, 15))

Историческая справка: в 1920-е годы храм был поставлен на учет как памятник деревянного зодчества, но, несмотря на это, Выйский сельский совет продал его Выйской лесхимартели. В 1939 году лесхимартелью храм был распилен на дрова.

4. Стадия рефлексии.

Какую проблему поднимает автор Л. Шаповалова в тексте?

А как вы относитесь в этой проблеме? А может, нет нужды сохранять храмы? Как к этой проблеме относится государство? А мы, жители поселков, деревень? Столько разрушенных памятников!

На доске: сохранять или …

Подбор аргументов с помощью кластера

Обращение к эпиграфу урока.

Что помогает нам понять эпиграф?

Дома необходимо написать сочинение-рассуждение «Нужно ли сегодня сохранять храмы?»

Для этого напомню, что необходимо выдвинуть тезис, подобрать аргументы из текста (именно это необходимо сделать и на ГИА), сделать вывод.

План сочинения-рассуждения.

  1. Тезис (своя позиция).
  2. Аргументы (не менее 3, на экзамене ГИА необходимо только 2)
  3. Вывод (можно обратиться к позиции Лихачева – слова в эпиграфе)