Урок математики по теме "Определение степени с натуральным показателем. Возведение в степень"

Разделы: Математика


Цели урока.

Образовательные: сформировать понятие степени с натуральным показателем и умения выполнять преобразования и вычисления со степенями;

Развивающие: развитие математического и общего кругозора, внимания, мышление и памяти, речи;

Воспитательные: воспитание интереса к математике, активности, аккуратности, дисциплинированности, умение общаться.

Ход урока

Здравствуйте, ребята. Сегодня на уроке мы познакомимся с новым понятием, вспомним некоторый материал, который изучали в 5 классе и узнаем много интересного.

1 этап. Актуализация знаний и умений

Перед вами на доске слайд с различными выражениями. Необходимо разделить их на несколько групп.

b*b*b*b*b

f+f

z*z+ 5+5+5

K+k+k+k+k

16*16

c*c*c + m*m

2*2*2*2*2*2*2*2

3+3+3

Дети делят все представленные выражения на 3 колонки (3 ребенка по очереди выходят к доске и записывают предполагаемые группы)

b*b*b*b*b
16*16
2*2*2*2*2*2*2*2
f+f
K+k+k+k+k
3+3+3
z*z+ 5+5+5
c*c*c + m*m

Выводы детей.

  1. В 1 колонке присутствуют выражения, содержащие произведение одинаковых множителей.
  2. Во второй колонке – сумма одинаковых множителей.
  3. В 3 колонке – выражения, состоящие из сложения одинаковых слагаемых и умножения одинаковых множителей.

Давайте рассмотрим отдельно каждую группу.

Упрощая вторую колонку, получим (2f, 5k, 9)

Третья колонка (z2 +15, с3 + m2)

Третью колонку запишем в тетрадь.

Как по-другому можно записать это выражение? (Один ребенок у доски)

b*b*b*b*b = b5

16*16 = 162

Что означает эта запись? (Квадрат числа 16)

Что такое квадрат числа? (Это когда число умножено само на себя 2 раза)

Что такое куб числа?

2*2*2*2*2*2*2*2 = 28

2 этап. Объяснение нового материала

Знакомство с определением.

Пол последнему примеру видно, что множители это одинаковые числа, а степень показывает на количество множителей. Значит можем составить формулу.

n – множители

где аn - степень с натуральным показателем

а – это основание степени

n- показатель степени

Например:

Запишите произведение 10 одинаковых множителей, каждое из которых равно 6 (дети записывают в тетрадь).

10 – множителей

Определение. Под аn , где n = 2,3,4,5,…, понимают произведение n одинаковых множителей, каждым из которых является число а.

3 этап. Первичное закрепление

Что получится в результате умножения числа 3 само себя 1 раз?

Ответ детей (получится 3)

1) Степенью числа а с показателем 1 называют само это число.

а 1

2)Что получим, если 1 возведем в 18 степень? (Один)

118 = 1

1 n = 1 (для любого числа n)

3)0n = 0 (для любого n)

Давайте задумаемся, а можно ли возводить в степень отрицательные числа?

Например:

(-7)3 = (-7) * (-7) * (-7) =- 343

Вывод. (Предположения детей, затем обобщение учителя)

Если основание степени -это отрицательное число, то смотрим на показатель степени. Нечетная степень в результате оставляет “минус”, а четный показатель степени в результате получает положительное число.

То есть. (-8) * (-8) = 64

Вывод: Операцию отыскания степени аn называют возведением в степень.

Физминутка

Изучаем “СТЕПЕНЬ” мы,
Считаем больше десяти.

Руки вверх, коль я скажу верное решение:
5 в квадрате – это 2,
3 в квадрате – это 9,
7 на 7, то 49.

Дети поднимают руки вверх, если верное выражение.

М О Л О Д Ц Ы !!!

Голове работать надо,
Чтоб считать такие числа,
Покрутили головой,
Привели в порядок мысли.

Делают наклоны головой (вперед, назад, влево, вправо).

4 этап. Закрепление

1) Составление детьми алгоритма работы с выражениями. (Под контролем учителя)

Один ребенок на основе легкого примера составляет алгоритм.

1. Рассмотреть выражение.

2. Записать произведение одинаковых множителей в виде степени с натуральным показателем

3. Если возможно, упростить

Например:

5*5*5 = 53 = 125

m*m*m*m*m* = m5

2) Задание на слайде. Работает весь класс индивидуально, затем сами проверяют свою работу. Найди ошибку и запиши правильный ответ.

  1. bbbb=4b
  2. (-2)(-2)(-2) = -2*3
  3. 53 = 15
  4. 101 = 101
  5. 15 = 5
  6. (-1)4 = -1

Ответы:

bbbb = b4

(-2)(-2)(-2)= (-2)3

53= 5*5*5=125

0101=0

15=1

(-1)4= 1

3) Решение номеров из учебника с объяснениями. (Опираясь на алгоритм, свойства и определение. Один ребенок работает у доски, остальные в тетради)

№ 130-132 (в, г), 134.

5 этап. Итог урока

В заключении хочу вам предложить задание. Выполнив его, вы, ребята, узнаете фамилию немецкого математика, который ввел понятие “показатель степени”.

(-5)3 – Т

42 –Е

(-3)2 – И

183 – Ф

О40 –Ш

(0,5)2 –Ь

73 – Л

0 -125 9 1 16 343 0,25
             

Ответ. Штифель.

Михаэль Штифель (1487—1567) оставил заметный след в развитии алгебры. В его главном труде Arithmetica integra (Нюрнберг, 1544) он дал содержательную теорию отрицательных чисел, возведения в степень, различных прогрессий и других последовательностей. Штифель впервые использовал понятия “корень” и “показатель степени” (лат. exponens), причём подробно анализировал и целые, и дробные показатели.

На этом наш урок подходит к завершению.

Дети, которые работали у доски, и те которые работали с места, получают оценки (с комментарием).

  1. Что нового вы узнали на уроке?
  2. Что такое степень?
  3. Что называется показателем степени? Приведи пример.
  4. Как называют операцию отыскания степени?

Откройте дневники, запишем домашнее задание на следующий урок.

  1. Учебник: стр. 18-20. (читать, определение выучить).
  2. Задачник: № 130-132 (а, б).

Спасибо за внимание!