Урок развития речи. Урок-творческая мастерская "Описание одежды". 6-й класс

Разделы: Русский язык

Класс: 6


Ход урока

1. Ребята, сегодня мы побываем с вами в творческой мастерской.

Давайте попробуем растолковать это понятие: что значит «творческая» ?

2. Наша мастерская имеет название «Описание одежды, костюма»

Скажите, пожалуйста, а какие цели и задачи будет решать наш урок.

Коллективно были определены следующие задачи урока:

  • познакомиться с разными видами описания одежды, костюма;
  • знать и понимать признаки текста описания и, как разновидность, описания одежды, костюма;
  • уметь создавать собственный текст описательного типа на заданную тему;
  • создать условия для вовлечения обучающихся в активный познавательный процесс;
  • развитие мыслительных и аналитических способностей детей, творческой активности, коммуникативных умений;
  • воспитание чувства прекрасного, формирование эстетического вкуса в одежде.

3. Как на любом уроке по развитию речи нашим главным гостем будет, конечно, текст. Поэтому давайте вспомним следующее:

– Что такое текст?
– Что такое тема текста?
– Что мы называем основной мыслью теста?
– А какие типы текстов мы с вами знаем?
– Что из себя представляет текст-описание?

4. Сегодня мы с вами будем знакомиться с описанием одежды. А что такое одежда? Дома вы подготовили толкование этого слова, используя различные толковые словари, давайте послушаем ваши ответы.

5. Давайте совершим с вами небольшое путешествие и посмотрим, какой была одежда в разные времена.

Очень важно помнить о том, что история одежды с древнейших времён до наших дней является своеобразным зеркалом, в котором отражается вся история человечества. Каждая страна, каждый народ в отдельные периоды своего развития налагают свой отпечаток. Свои специфические черты на одежду людей. Каждый новый стиль говорит о следующей ступени развития общества.

6. А как вы думаете, что ещё отражается в одежде, в костюме? (Характер, занятия человека). Может быть, вы вспомните известную русскую пословицу, первая часть которой говорит о значении одежды в жизни человека. Я вам часто её повторяю, когда хочу обратить ваше внимание на ваш внешний вид. (Встречают по одёжке...)

7. Сегодня мы работаем по группам, а это значит, что оценка каждого из вас зависит от работы группы в целом.

Задание 1.

Угадайте по описанию одежды литературного героя.

«Одета в рубаху длинную, синюю , с широкими рукавами и без пояса. На полах, на груди и на рукавах оторочено красным. На ногах штаны и башмачки, а на башмачках другие с высокими каблуками; на шее монисто, всё из русских полтинников. Голова непокрытая, коса чёрная, и в косе лента, а на ленте привешены бляхи и рубль серебряный.»

«Купили ему сапоги, сшили кафтан на лето, на зиму тулуп».

«Маленький человек в кожаном картузе и фризовой шинели».

Задание 2.

Опишите костюм одного из ребят вашей группы, так чтобы ваши соперники не сразу узнали его.

8. Поработаем с текстом в учебнике Е.И. Никитиной «Русская речь» (Москва, «Просвещение»,1996.) – упражнение 278, стр.116.

Прочитаем текст и ответим на вопрос: «Какие элементы костюма клоуна названы в этом тексте?»

А теперь посмотрите на костюмы клоунов, представленные на слайде. Скажите, пожалуйста, что объединяет все эти костюмы? (Каждый костюм клоуна индивидуален. Он может воплотить в себе любые фантазии мастера. Но он обязательно должен быть ярким, красочным, смешным).

9. Задание 3.

Защита новогодних костюмов. (Домашнее задание)

Ребята представляют проект костюма и защищают его.

1 группа – костюм Буратино
2 группа – костюм пирата
3 группа – костюм Снежной королевы.

10. Задание 4.

Для того чтобы выполнить это задание, давайте познакомимся со стилями в современной одежде (Выступление ученицы).

А теперь задание: «Помогите одеться правильно» (Ситуации.)

1 группа. «Ваш друг идёт в театр, помогите ему правильно одеться».

2 группа. «Ваша подруга отправляется с друзьями на экскурсию по городу, помогите ей правильно одеться».

3 группа. «Ваша подруга идёт на встречу с ветеранами Великой Отечественной войны, помогите ей правильно одеться».

11. Обсуждение результатов занятия.

– Давайте подведём итоги нашей работы.

– Как вы думаете, те цели и задачи, которые мы поставили с вами в начале урока, выполнены?

– Как мы оценим работу групп?

– Поставьте оценки за работу внутри групп (взаимооценка и самооценка)

12. Домашнее задание

Написать сочинение – описание (тему выбираем по желанию) :

– «Мой любимый костюм»

– «Костюм, о котором я мечтаю»

– «Мой новогодний костюм».

Можно приложить эскизы костюмов.

Приложение 1