Урок по теме "Решение тригонометрических уравнений и неравенств"

Разделы: Математика


Цели:

  • образовательная: отработка практических навыков решения тригонометрических уравнений, неравенств и систем равнений;
  • развивающая: развитие навыков применения различных приемов и методов при решении тригонометрических уравнений, неравенств.
  • воспитательная: воспитание самостоятельности, настойчивости в достижении поставленных целей.

Тип урока: урок отработки изученных навыков.

Ход урока

I. Организационный момент.

Сегодня мы с вами на уроке займемся обобщением и закреплением материала по теме: “Решение тригонометрических уравнений и неравенств ”.

Тригонометрические уравнения и неравенства занимают важное место в школьном курсе. Напоминаю, что они встречаются в экзаменационных заданиях, в том числе в заданиях ЕГЭ.

II. Актуализация опорных знаний (фронтальная работа)

1. Является ли убывающей функция y = Cos x?

2. Является ли четной функция y = Sin x?

3. Верно ли, что Cos2x + Sin2x = 1?

4. Верно ли, что arcsin (– ) = –  ?

5. Абсцисса точки, лежащей на единичной окружности, называется синусом?

6. Верно ли, что косинус 6,5 больше нуля?

7. Верно ли, что область значения функции тангенс есть отрезок [– 1; 1]?

8. Синус 60° равен ?

9. Отношение синуса к косинусу – это тангенс?

А. Эйнштейн говорил так: “Мне приходится делить время между политикой и уравнениями. Однако уравнения, по-моему, гораздо важнее. Политика существует только для данного момента, а уравнения будут существовать вечно”.

Вот мы и займемся уравнениями.

Ребята повторяют формулы корней простейших тригонометрических уравнений и частные случай

.

Учащимся предлагается классифицировать основные тригонометрические уравнения по способам решения:

1. Простейшие: ;

2. Решение методом замены:

3. Разложение на множители:

4. Однородные уравнения:

5. Решение с применением формул:

(Классификацию с примерами учащиеся записывают в тетрадь)

III. Отработка изученных навыков.

Учащиеся приступают к решению уравнений и неравенств у доски с объяснением.

1. Решите неравенство: Отв.

2.Укажите наибольший отрицательный корень уравнения: Отв.

3. Решите уравнения: Отв.

Работа учащихся по группам (1 ряд - I группа, 2 ряд – II группа, 3 ряд - III группа. В каждой группе назначается ответственный за работу группы из числа сильных учеников)

I группа

1.

2.

3.

4.

II группа

1.

2.

3.

4.

III группа

1.

2.

3.

4.

Представители групп оформляют решение на доске( каждый по 1 виду уравнений + неравенство).

Проверяется качество выполнения задания; выявляются допущенные ошибки и их причины; исправляются ошибки.

IV. Самостоятельная работа

V. Рефлексия

1. Вспомните цели урока

2. Как вы считаете, цели достигнуты?

3. Как бы вы оценили результаты своей работы на уроке:

а) я все понял, могу этот материал объяснить другому;

б) я сам все понял, но объяснить другому не берусь;

в) для полного понимания мне нужно повторить тему;

г) я ничего не понял.

VI. Домашнее задание

Решить уравнения:

1)

2)

3)

4)

5)