Урок по теме "Клеточная теория"

Разделы: Биология


Цель: познакомить учащихся с методами изучения клетки, раскрыть основные положения современной клеточной теории, закрепить умение применять эти положения для доказательства материального единства органического мира.

Тип урока: комбинированный.

Форма урока: лекция с использованием мультимедийного проектора.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, электронное наглядное пособие “Цитология и генетика”, световой микроскоп, электронный микроскоп, сканирующий микроскоп.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Изучение нового материала

1. Цитология — наука о клетке. Цитология изучает строение и химический состав клеток, их функции, метаболизм, размножение и развитие.

2. Развитие первой клеточной теории.

Слайд 1 (прослушать запись наблюдений Р.Гука)

Роберт Гук ввел термин клетка в 1665 году.

Слайд 2

Антони ван Левенгук — микроскопист своего времени.

  • 1674 год открыл бактерии и простейших
  • 1676 год описал пластиды и хроматофоры
  • 1677 год открыл сперматозоиды человека
  • 1680 год открыл одноклеточные организмы
  • 1683 год описал бактерии

Слайд 3

Матиас Якоб Шлейден в 1838 году опубликовал работу с рисунками о клеточном строении растений. 1842 год — открыл ядро. Считал, что в образовании клеток решающая роль принадлежит ядру.

Теодор Шванн в 1839 году опубликовал книгу “Микроскопические исследования о соответствии в структуре и росте животных и растений”. На основе этой книги и опираясь на труды Шлейдена сформулировал клеточную теорию:

  • растения имеют клеточное строение;
  • животныеимеютклеточноестроение;
  • клетки растений и животных гомологичны по строению и аналогичны по происхождению.

Рудольф Вирхов утверждал, что “каждая клетка происходит из клетки путем деления исходной клетки”

3. Развитие современной клеточной теории.

Слайд 4

Дальнейшие успехи цитологии связаны с усовершенствованием приборов и развитием физических и химических методов исследования.

  • Световой микроскоп (демонстрация модели)

В световой микроскоп видно только внешнее строение клетки.

  • Электронныймикроскоп (демонстрациямодели)

В электронный микроскоп видна ультраструктура клетки.

  • Сканирующий микроскоп (демонстрациямодели)

В сканирующий микроскоп видно объемное изображение клетки.

  • Центрифугирование

Разделение частей клеток, отличающихся по удельному весу, с помощью центрифуги; выделение разных компонентов клетки и их исследование.

  • Химические методы.
  • Нанотехнологии.

Благодаря комплексному использованию этих методов была установлена тончайшая организация клетки, а также доказана неразрывная связь между ее структурой и функцией. В результате основные положения современной клеточной теории формулируются так:

  • клетка как элементарная живая система, способная к самообновлению, лежит в основе строения и развития всех живых организмов;
  • клетки всех организмов построены по единому принципу, сходны по химическому составу и характеру химических реакций, основным проявлениям жизнедеятельности;
  • размножение клеток происходит путемих деления, и каждая новая клетка образуется в результате деления исходной (материнской) клетки;
  • Клетки многоклеточных организмов специализируются по функциям и образуют ткани.

III. Закрепление материала

Прорешивание тестов ЕГЭ — вопрос А2

  1. Какие организмы относятся к эукариотам?
    1. Вирусы
    2. Бактерии
    3. Грибы
    4. Синезеленые водоросли
  2. Какие из перечисленных организмов не имеют клеточного строения?
    1. Вирусы
    2. Бактерии
    3. Грибы
    4. Растения
  3. Какой из организмов относится к одноклеточным?
    1. Кишечная палочка
    2. Пеницилл
    3. Ламинария
    4. Вирус табачной мозаики
  4. Все живые организмы, кроме вирусов, состоят из клеток, поэтому клетку называют…
    1. Структурной единицей всего живого
    2. Функциональной единицей всего живого
    3. Генетической единицей всего живого
    4. Единицей развития всего живого
  5. Кто открыл одноклеточные организмы?
    1. Роберт Гук
    2. Антони ван Левенгук
    3. МаттиасШлейден и Томас Шванн
    4. Рудольф Вирхов

Дом.задание: П.5, доп. задание найти информацию о роли химических элементов в жизнедеятельности различных организмов.