Интегрированный урок (литературное слушание + информатика + внеурочная деятельность). Тема: Сказка – умница и прелесть, с нами рядышком живет…"

Разделы: Начальная школа


Форма проведения: интегрированный урок (литературное слушание, информатика, внеурочная деятельность).

Цель урока: учить детей правильному поведению и умению выйти из сложных жизненных ситуаций.

Учебные задачи:

  • закрепить понятия «народная сказка» и «авторская сказка»;
  • учить выражать отношение к героям сказки и их поступкам;
  • учить детей извлекать урок из сказок.

Учебные умения:

  • нахождение среди множества книг - книг со сказками;
  • определять заголовок, автора (если он есть), жанр, тему произведения;
  • умение работать в таблице;

Оборудование:

  • Книжная выставка сказок, рисунков детей, иллюстрации.
  • Дидактический материал для каждого ученика.
  • Запись текста сказок о Колобке.
  • Мультимедийное оборудование.
  • Макбуки.
  • Видеокамера.
  • Памятка работы над сказками:
    1. Название сказки и её автор (если есть).
    2. Кто в сказке действует? Какие это герои?
    3. Какие события описываются в сказке?
    4. Побеждает ли кто-нибудь в сказке и почему?
    5. Что из этой сказки вам запомнилось больше всего?
    6. Чему научила вас это сказка?
  • Дети одеты в костюмы героев сказок.

Ход урока

I. Организационный момент.

Психологический настрой. Звучит песня «Маленькая страна». Дети заходят в класс, друг за другом, держась за руки, встают в круг, протягивают ладошки в центр:

Сказка тихо в класс идет – 
Сказку за руку ведет,
 Из реки выходит сказка!
Из трамвая! Из ворот!
 Это что за хоровод? 
Это сказок хоровод. 
Сказка – умница и прелесть,
С нами рядышком живет.

II. Постановка темы урока.

Учитель: вы догадались, о чём мы будем говорить на уроке?

– Да, мы будем говорить сегодня о сказках и познакомимся с новой сказкой.

План урока на экране.

  1. Тема урока: «… Сказка – умница и прелесть, С нами рядышком живет» (В.Бианки «Лесной колобок – колючий бок».)
  2. Исследовательская работа. «Найди сказку». Работа в группах.
  3. Определение цели урока.
  4. Инсценировка русской народной сказки «Колобок».
  5. Знакомство с новой сказкой.
  6. Работа на макбуках.
  7. Творческое задание.
  8. Мыслим и думаем. Работа в парах, группах.
  9. Итог урока.

III. Учебная деятельность.

Исследовательская работа.

Вот мы и снова у сказки в гостях,
Никто не услышит о том в новостях.
Да мы и не думали шум создавать,
А будем тихонько страницы листать.
Смеяться с героями, переживать
Грустить, веселиться, о чуде мечтать
И снова забудем, дружок впопыхах
Что чудо-то держим с тобою в руках.
О каком чуде идет речь? (О книге)

Работа в группах.

Задание для группы №1. «Найди сказку!».

1.Р абота с детской книгой. Найти книгу со сказкой. Докажи, что это сказка.

На столах у детей комплекты детских книг. Там книги со стихами, сказками, рассказами, энциклопедии, словари. Они должен выбрать из стопки книг книжку со сказками.

Инструкция выполнения.

  1. Найти книгу со сказкой.
  2. Назови признаки сказки:
  3. Название сказки и её автор (если есть).
  4. Чему научила вас это сказка?

1 команда. Русская народная сказка «Колобок».

2 команда. Шарль Перро «Золушка».

3 команда. А.С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке».

IV. Постановка цели урока.

– Ребята, а для чего нам надо читать сказки?

– Сказки учат быть умными и добрыми, честными и трудолюбивыми, дружными и смелыми.

Они учат, как победить зло, ложь, коварство, никогда не терять веру в удачу.

Любить свою Родину и защищать слабых.

Не терять надежду, учиться находить выход при любых ситуациях.

Помогите мне, ребята, сформулировать цели нашего урока.

Как вы думаете, чему мы должны научиться сегодня на уроке?

Послушайте внимательно:

Сказка вымысел, но все же
Очень с жизнью сказка схожа:
В сказке есть всегда намек –
Добрым молодцам урок.

Какие мысли появились у вас?

Учитель: цель: мы должны научиться извлекать урок из сказок – правильно вести себя в любых жизненных ситуациях.

V. Литературное слушание.

Подготовка к восприятию текста.

– Настало время познакомиться с новой сказкой.

Итак, Виталий Бианки. «Лесной колобок – колючий бок».

Закройте книги, отложите их на край парты, сядьте удобно. Во время моего чтения подумайте над тем, почему лиса не съела Колобка?

Первичное чтение.

Проверка первичного восприятия текста.

– Понравилась ли вам сказка?

– А что тебя удивило?

– Чему учит эта сказка?

VI. Работа на макбуках.

Составление макета обложки.

На экране этапы работы.

Образец на экране. Проверь себя!

В. Бианки.

 

«Лесной колобок – колючий бок»

Образец на экране. Проверь себя!

VII. Творческая работа.

Сочинение конца сказки. (Продолжи сказку.)

А что вы знаете о еже? (Ответы детей: млекопитающее животное, впадает в спячку…)

VIII. Физминутка (музыкальная с движениями).

Через горы напрямик
шел не уставая.
Развеселый колобок
песню напевая.
Как от дедушки ушел,
как от бабушки ушел.
как от дедушки и бабушки ушел.
Ля-ля-ля-ля

IX. Внеурочная деятельность.

Отгадайте, о ком пойдет речь?

Из муки он был печён
На сметане был мешён.
На окошке он студился,
По дорожке он ... (катился).
Был он весел, был он смел
И в пути он песню ... (пел),
Съесть хотел его Зайчишка,
Серый волк и бурый ... (Мишка).
А когда малыш в лесу
Встретил рыжую ... (Лису),
От неё уйти не смог.
Что за сказка?
".....Колобок.........."!

Вспомнить текст этой сказки нам помогут наши одноклассники.

Инсценировка русской народной сказки «Колобок».

– Чему она нас учит?

Сравните колобков в сказках. Какой вам больше понравился и почему?

X. Итог урока.

Учитель. Вернемся к теме нашего урока.

– С какой сказкой познакомились?

– Кто автор этой сказки?

Учитель. Удалось ли нам выполнить намеченную цель урока?

– должны научиться извлекать урок из сказок – правильно вести себя в любых жизненных ситуациях.

Дети. Цель урока выполнили.

Учитель. Что нового узнали на уроке?

что надо быть активным в любых жизненных ситуациях….

XI. Рефлексия.

Детям предлагается тест, где написаны черты характера:

Поставьте знак « +» около тех черт характера, которые присущи вам.

трудолюбие
доброта
смелость
находчивость
аккуратность
трусость
вежливость
злость

– Оцените, на какой ступеньке знаний вы сейчас находитесь?

Показывают карточки с самооценкой.

  1. Пока испытываю трудности. (Красная)
  2. Хорошо, но могу лучше. (Желтая)
  3. Хочу знать больше. (Зеленая)

О чем бы вы хотели рассказать родителям?

Вот и закончился наш урок. Благодаря вашим знаниям сказок, вашей дружбе мы смогли пройти этот путь. Но зато теперь вы сможете продолжить его сами, ведь сказочная тропинка бесконечна. Стоит вам открыть сборник русских народных сказок, и в путь!

Чтобы сказки не обидеть –
Надо их почаще видеть.
Их читать и рисовать,
Их любить и в них играть!
Сказки всех отучат злиться.
А научат веселиться.
Быть добрее и скромнее.
Терпеливее, мудрее.

У меня в руках новая сказка о КОЛОБКЕ. Кому интересно – прочтите. Спасибо за урок!