Урок русского языка по теме "Слова, отвечающие на вопросы какой?, какая?, какое?, какие?". 1-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 1


Класс: 1

Тип урока: освоение и первичное закрепление новых знаний.

Модель урока: интеграция общеобразовательной программы по письму в 1-м классе с программой дополнительного образования Культуротворческой школы.

Цели и задачи:

  • создать условия для знакомства учащихся со словами, обозначающими признак предмета и отвечающими на вопросы какой?, какая?, какое?, какие? через программу Культуротворческой школы
  • способствовать развитию логического мышления, внимания, воображения, творческого мышления, фантазии, речи, эмоционально-чувственной сферы.
  • воспитывать доброту и ответственность по отношению к домашним животным, внимательность и доброжелательность к ответам других детей, чувство товарищества.

Оборудование: детские рисунки кошек (4 кошки с явными признаками отличия), презентация по теме урока, ТСО, линейки, простые карандаши, рабочие тетради.

Ход урока

этап задачи содержание результат
1) Организация учебного процесса   Приветствие. Настрой на урок.

– Ребята, к нам на урок пришли не только гости-учителя, чтобы посмотреть наш урок, но и ваши домашние кошки, о которых вы рассказывали на культуротворческих занятиях, они будут нам помогать.
для детей: доброжелательный настрой, приподнятое настроение, интрига;
для учителя: настрой аудитории на сотрудничество, творчество, стимулирование деятельности.
2) Создание информационного поля создать проблемную ситуацию, подготовить к изучению новой темы Беседа.

– Перед вами выставка рисунков. Эти работы вы сделали на культуротворческих занятиях. Я задумала одну кошку, угадайте, какую? (учитель три раза даёт отрицательный ответ).
– Вы три раза дали неправильный ответ, а если бы я сразу сказала, что загаданная кошка, например, рыжая, смогли бы вы угадать с первого раза?
– Т.е. вам не хватало признака кошки.
для детей: осознание темы и проблемы урока;
для учителя: стимулирование процессов анализа, внимания, критического мышления
3) Обозначение темы и содержания деятельности на уроке создать условия для восприятия нового материала с помощью презентации, познакомить с темой и целями урока Презентация. Объяснение.

– Посмотрите на экран. Сегодня мы познакомимся со словами, которые обозначают признаки предметов и отвечают на вопросы какой?, какая?, какое?, какие?. Будем учиться задавать вопросы к таким словам, подбирать к предмету слово-признак, понаблюдаем, для чего нужны слова-признаки и как они работают.

Слайд 1
для детей: включение в рабочий ритм и организация внимания, знакомство с темой и целями урока
для учителя:
стимулирование процессов внимания и процесса восприятия с помощью ТСО, раскрытие общих целей урока
4) Актуализация знаний и опыта учащихся, введение в тему организовать деятельность учащихся по ликвидации пробелов в ранее полученных знаниях и по включению новых знаний в систему ранее изученного материала по программам общеобразовательной и Культуротворческой школы Устное упражнение. Фронтальная работа.

– На культуротворческих занятиях вы рассказывали о внешнем виде и повадках своих кошек. Подберите к вопросам подходящие слова-ответы и объясните их правописание.

Слайд 2

– Поработаем ещё немного с этими словами.
(выполняется работа по заданиям слайдов, часть слайда с ответом появляется после ответа детей для подтверждения правильности ответа)

Слайд 3-5

– Широкие уши, например, у кошки абиссинской породы, про которую нам рассказывала Вика.

Слайд 6

– А пушистый живот может быть у персидской и сибирской породы, про которых нам рассказывали Глеб и Маша.

Слайд 7

Работа в тетрадях. Учебно-трудовое упражнение.

– Сейчас мы приступим к работе в тетрадях. Где мы сейчас работаем: в классе или дома? Значит, работа какая? (Запись в тетради даты и слов «Классная работа»). Следующее задание на слайде.

Слайд 8

– Выслушиваются варианты предложений. Записать на доске и в тетради одно предложение, выделить карандашом опасные места в словах.
для детей: ликвидация пробелов в ранее полученных знаниях, орфографическая пропедевтика, развитие речи, расширение кругозора
для учителя:
контроль знаний, умений и навыков учащихся, выявление и устранение недостатков, развитие памяти, мышления, речи, кругозора, введение в тему
4) Физминутка дать возможность обучающимся отдохнуть и получить физическую и эмоциональную разрядку.
– Встаньте у своих мест. Сейчас Марат приглашает нас на кошачью зарядку. А вы ему помогайте.

Слайд 9
для детей: физическая разрядка, эмоциональный подъём
для учителя: развитие эмоционально-чувственной сферы
5) Усвоение новых знаний формировать у учащихся конкретные представления по новой теме, воспитывать чуткое и бережное отношение к животным, чувства ответственности Фронтальная беседа с опорой на презентацию.

– Приглашаю вас в зоомагазин. Чтобы наши домашние кошечки хорошо себя чувствовали, за ними надо ухаживать, следить за их питанием и здоровьем. Вы можете купить любой предмет для своей кошечки, если правильно подберёте слово-признак к предмету и зададите вопрос к слову-признаку.

Слайд 10-13

– Молодцы, теперь наши кошки и коты будут сытыми и здоровыми.
для детей: получение новых знаний с опорой на жизненный опыт и иллюстративный материал;
для учителя: создание проблемной ситуации, развитие мышления, наблюдательности, стимулирование познавательной активности.
6) Усвоение нового материала практическим путём установить роль слов-признаков в нашей речи Сообщающая беседа.

– А зачем нужны слова-признаки? Оказывается, они украшают нашу речь. Я предлагаю вам в этом убедиться.
Составьте по картинкам следующего слайда предложение, заменяя картинки подходящими словами.

Слайд 14

– Выслушиваются варианты предложений.
(Например: – Котята ходят вокруг дерева.
– Котята забрались на дерево.
– Котята спрыгнули с дерева.
и т.п.)
– Посмотрите на такое предложение (слайд 15 первое предложение)

Слайд 15

– Добавим в это предложение слова признаки: котята будут озорными, а дерево станет высоким. Прочитайте новый вариант этого же предложения. Какое предложение вам больше нравится, какое предложение звучит интереснее?

Работа в тетрадях. Учебно-трудовое упражнение.

– Т.е. мы убедились, что слова-признаки украшают нашу речь. Запишите последнее предложение. Подчеркнём «красивые» слова красивой волнистой линией.
для детей: возможность проявить творческие способности на основе учебного материала;
для учителя: развитие речи, практическое усвоение новых знаний.
7)Первичная проверка понимания первичная рефлексия с целью корректировки
Учебно-тренировочные упражнения. Фронтальная работа.

– Попробуйте украсить словами-признаками следующие предложения.
Слайд 16-17
для детей: тренинг по применению слов, обозначающих признаки предметов, развитие речи;
для учителя: создание ситуации успеха, активизация знаний, умений, навыков и творческой активности, развитие внимания, воображения, творческого мышления, фантазии, речи, эмоционально-чувственной сферы
8) Физминутка дать возможность обучающимся отдохнуть и получить физическую и эмоциональную разрядку. – А сейчас опять кошачья зарядка. А проведёт её Влад.

Слайд 18
для детей: физическая разрядка, эмоциональный подъём
для учителя: развитие эмоционально-чувственной сферы
9) Самостоятельная работа в парах. Стимулировать интерес к учению через познавательную игру Работа в парах. Учебная игра.

– К слову-предмету можно подобрать много слов-признаков, а можно ли сделать наоборот, к слову-признаку подобрать несколько предметов? Предлагаю вам поиграть в игру. Игра парная. Мы с Машей покажем вам, как в неё играть. Маша встаёт напротив меня, я бросаю Маше воображаемый мяч и говорю слово-признак. Маша возвращает мне мяч и говорит слово-предмет, подходящее к этому признаку.
(Например: белое – облако, сладкий – арбуз, ровная – дорога) Потом меняемся ролями.
– Игра длится 5 минут.
для детей: творческое самовыражение, сотрудничество в малой группе, применение новых знаний в игре
для учителя: развитие навыков сотрудничества, эмоциональный подъём, усвоение новых знаний через игру, позитивное отношение к учёбе, воспитание внимательности и доброжелательности к ответам других детей.
9) Закрепление развивать умение выделять признак предмета, задавать вопрос к слову-признаку Учебно-тренировочные упражнения. Фронтальная работа.

– Если бы в начале урока, я назвала вам признак кошки, которую загадала, вы угадали бы её с первого раза. Посмотрите на следующие слайды и назовите самый очевидный признак, задавая вопрос от предмета к признаку.

Слайд 19-22
для детей: применение полученных знаний
для учителя: контроль и корректировка новых знаний
10) Рефлексия подведение итогов урока – Наш урок окончен. Что нового вы узнали? Чему научились?

Слайд 23

– Какими словами-признаками можно описать наш урок? (интересный, познавательный, игровой и т.д.)
для детей: открытость в самооценке, анализ деятельности;
для учителя: получение информации о первичном понимании и усвоении темы урока, эмоциональный отклик на урок, развитие умения анализировать.