Культура речи и культура личности

Разделы: Русский язык, Литература


Сегодня чрезвычайно актуально все, что связано с понятием "культура"- понятием очень многозначным и емким. Культура - это совокупность материальных и духовных ценностей, созданных человеческим обществом и характеризующих определенный уровень развития общества.

Сегодня гуманизация и демократизация заявлены как основные принципы системы образования. Само образование рассматривается как средство безопасного и комфортного существования личности в современном мире, как способ саморазвития личности. В этих условиях происходит смена приоритетов в образовании, становится возможным усиление его культурообразующей роли, появляется новый идеал человека образованного в виде "человека культуры", "человека облагороженного образа", обладающего умственной, этической, эстетической, общественно-духовной культурностью.

Средством и условием достижения этого идеала, самой целью образования становится коммуникативная культура личности, включающая в себя как составные части эмоциональную и речевую, информационную и логическую культуру.

Язык является зеркалом культуры, в нем отражается не только реальный мир, окружающий человека, не только реальные условия его жизни, но и общественное самосознание народа, его менталитет, национальный характер, образ жизни, традиции, обычаи, мораль, система ценностей, мироощущение, видение мира. Одним из важнейших показателей уровня культуры человека, его мышления, интеллекта является его речь. Хорошо развитая речь служит одним из важнейших средств активной деятельности человека в современном обществе. Речь - способ познания действительности. С одной стороны, богатство речи в большой степени зависит от обогащения человека новыми представлениями и понятиями; с другой - хорошее владение языком, речью способствует успешному познанию сложных связей в природе и в жизни общества. Речь - это один из видов общения, который необходим людям в их совместной деятельности, в социальной жизни, обмене информацией, в познании, в образовании, она обогащает человека духовно, служит предметом искусства. Речевая культура личности индивидуальна. Она зависит от эрудиции в области речевой культуры общества и представляет собой умение пользоваться этой эрудицией. Речевая культура личности заимствует часть речевой культуры общества, но вместе с тем она шире речевой культуры общества. Правильное пользование языком предполагает собственное чувство стиля, верный и достаточно развитый вкус.

Для того чтобы почувствовать удовлетворение от общения с окружающими, очень важно создать условия, т. е. атмосферу общения, которая зависит от целого ряда как эмоциональных, так и рациональных факторов. Положительная атмосфера общения не только связана с такими качествами личности, как доброжелательность, милосердие, бескорыстие, внимательность, скромность, благородство, деликатность, тактичность, но и помогает им активно развиваться.

Уровень культуры общения определяется не только совершенством отдельных сторон или аспектов общения, он зависит и от гармоничного сочетания и развитости этих элементов культуры общения. Итак, культурой речи является умение правильно говорить и писать, а также употреблять языковые средства в соответствии с целями и условиями общения. Правильной является речь, которая согласуется с нормами литературного языка (произношение, грамматика, лексика). Подлинная культура речи достигается умелым и уместным употреблением лексики разных стилей, разнообразием синтаксических конструкций; в устной речи особенно ценно богатство интонаций. По тому, как человек говорит и пишет, можно судить об уровне его духовного развития, о его внутренней культуре.

При обучении русскому языку центральное место занимает совершенствование культуры речи. Этой работе я посвящаю много времени. В чем состоит эта работа? Прежде всего, в обогащении грамматического строя речи каждого учащегося. Например, развиваю умение выражать различные отношения-пространства, времени, причины, следствия, уступки и т. д. — различными грамматическими формами. Учащийся должен понимать причинные отношения, выраженные не только существительным с предлогом (пел от радости), но и деепричастием (пел, обрадовавшись), причастием (пел, обрадованный), целым предложением (пел, потому что обрадовался), а также употреблять их в своей речи.

В сложном предложении учащийся должен уметь пользоваться не только нейтральным союзом потому что, но и стилистически окрашенными: так как; ибо; ввиду того, что. Уместно употреблять их в речи разговорной или художественной, научной, деловой, публицистической. Культура речи предполагает уместное употребление любых слов. Поэтому для тренировки своим учащимся я предлагаю, например, такие задания:

Задание 1. Вставьте причинный союз из данных в скобках, обдумав, насколько уместен он в предложении данного стиля.

А. Человеческая личность должна быть крепка, как сталь, ... На ней все строится.

1. Ибо. 2. Ввиду того, что.

Б. Действие закона всемирного тяготения применимо ко всем телам,… Луна притягивается одновременно и Землей, и Солнцем.

1. В силу того, что. 2.Ибо.

Задание 2. Укажите, какой синоним нужно вставить, чтобы избежать повтора.

А. Вечерняя заря разлилась на полнеба. Отблеск ее дивно украсил мир. Багряные ... легли на воду озера.

1 .Отблески. 2. Отливы.

Б. Окна маленькой сторожки пылали рубиновым .., как три глаза волшебника.

1 .Отблеском. 2. Отливом. 3. Отсветом.

В. На каждой покрытой росою травинке лежали лилово-розовые, перламутровые... .

1 .Отблески. 2. Отливы. 3. Отсветы. 4. Блики.

Уроки литературы располагают большими возможностями и для организации ролевых диалогов: встреч литературных персонажей, диалогов литературных критиков и т.д. Ролевые (игровые) диалоги повышают заинтересованность учащихся в чтении и изучении литературы, стимулируют речевую активность. В качестве материала я использую» сцены из пьес А.Н. Островского «Гроза», «Свои люди - сочтемся» и др. Это помогает ребятам лучше освоиться в группе, узнать друг друга.

Следующий этап знакомства учащихся с закономерностью диалогической речи и овладения приемами ведения диалога - анализ содержащих диалоги эпизодов литературных произведений с учетом уже приобретенных знаний (вид диалога, стили речи, ситуация общения и т.д.). Например, я предлагаю учащимся оценить речь Базарова и Кирсанова в романе «Отцы и дети». Читается отрывок из 10 главы, учащиеся выписывают глаголы, характеризующие героев, затем делают вывод, получился ли в этой ситуации диалог. Свой ответ ребята обосновывают, отмечают, как с помощью диалога Тургеневу удается охарактеризовать своих героев, то есть оценить диалог как художественное средство для раскрытия идейного смысла романа.

В качестве полезного вида по развитию речи я также предлагаю воспроизведение диалога литературных героев. Воспроизводя беседу литературных персонажей, учащиеся интенсивно обогащают свой лексический запас за счет использования словаря данного художественного текста и органически сочетают его с лексикой, которой владеют свободно. Воспроизведение, а не простой пересказ диалога персонажей стимулирует эмоциональную выразительность речи, непринужденность их общения, и этим также облегчается усвоение художественного текста.

Предварительно я даю учащимся такие рекомендации:

  1. Внимательно прочитайте диалог литературных героев; постарайтесь мысленно пересказать его, не упуская деталей.
  2. Нарисуйте в своем воображении картину действия, внешний вид участников, их жесты.
  3. Как относится друг к другу собеседники? Каковы их интонации?
  4. Воспроизведите диалог, учитывая отношения автора к героям и собственную оценку их позиции.

Таким образом, я прорабатываю воспроизведение диалогов Наташи Ростовой и Сони, Пьера Безухова и Болконского («Война и мир»), Базарова и Кирсанова («Отцы и дети») и др.

Необходимым условием успешного проведения уроков развития речи и получения ожидаемых результатов является верно поставленная перед учащимися проблема, организация пути её решения, поиск новых подходов к литературной теме, стимуляция речевой деятельности учащихся активным воздействием на мысли и чувства учеников.

Заключительные уроки по роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» я строю в форме диспута. Учащимся предлагаю три версии судьбы героя на момент эпилога и конца романа:

  • Нравственное преобразование уже произошло;
  • Раскольников еще только на пороге новой жизни;
  • Герой остаётся гордым не смирившимся человеком.

Учащиеся объединяются «по интересам», за 10-15 минут подготавливают с помощью текста романа аргументы в защиту своей версии и затем обсуждают и оценивают убедительность аргументации.

В процессе обсуждения ребята учатся самостоятельно высказывать свою точку зрения, отстаивать её, приводя в доказательства аргументы, в результате чего развивают свои творческие способности, совершенствуют свою речь.

Эффективны и такие виды работы, как поэтические пятиминутки.

В начале каждого урока один – два учащихся читают стихотворения, выученные ими наизусть или подготовленные для выразительного чтения; читают или пересказывают отрывок из текста понравившегося художественного произведения.

Использование поэтических пятиминуток приобщает учащихся к поэтике родного языка, развивает эстетический вкус учащихся, формирует языковую культуру. Даже при пассивном слушании поэтических текстов, читаемых другими, ученики приобретают навыки восприятия поэтического текста, что оказывает положительное влияние на изучение ими литературы в целом.

Только во время учебных занятий решить столь важную задачу – развитие речи учащихся – достаточно сложно. Внеклассные мероприятия дают дополнительное время и раскрывают иные возможности развития устной речи. Они способствуют углублению и расширению приобретенных на уроках знаний, тем самым помогая учащимся усваивать программный материал, совершенствовать навыки анализа различных фактов языка, расширять кругозор, воспитывать языковое чутьё, любовь к литературе, повышать общую языковую культуру учащихся.

Наиболее эффективными внеклассными мероприятиями по предмету являются: «литературно – музыкальные гостиные», «литературные вечера», КВНы, викторины, экскурсии, выпуск литературных газет, предметные недели по русскому языку и литературе, написание докладов и рефератов, выступления учащихся на научно-практической конференции школьного научного общества, чтение дополнительной литературы.

Активизируя интерес учащихся к предмету в целом, развивая речевую грамотность на уроках и во внеклассной работе, а также целенаправленно и системно используя разнообразные способы развития устной речи, можно качественно повысить уровень сформированности речевой культуры учащихся. Целенаправленная и планомерная работа над развитием речи школьников помогает не только развить мышление учащихся, их наблюдательность, вдумчивое и бережное отношение к родному слову, но и способствует формированию общей культуры учащихся, их гражданской позиции, духовно – нравственному становлению, так как все проводимые уроки, мероприятия были нацелены на воспитание высоконравственной, гуманистической личности.

Список литературы

  1. Арутюнова Н.Д. Язык // Русский язык. Энциклопедия. М., 1997.
  2. Ю.В. Рождественский Общая филология. М., 1996. С. 14.
  3. Чернышев В.И. Чистота и правильность русской речи // Избранные труды. Т. 1. – М.: 1970.
  4. Головин Б.Н. Основы культуры речи. – М.: 1980.
  5. Рождественский Ю.В. Лекции по общему языкознанию. М., Добросвет, 2000.
  6. Соколова В.В. Культура речи и культура общения. М.: Просвещение, 1995.