Разряды прилагательных по значению. 6-й класс

Разделы: Русский язык

Класс: 6


Цель: формирование знаний учащихся о разрядах имён прилагательных.

Задачи:

  • Образовательная: познакомить учащихся с разрядами имён прилагательных и их отличительными особенностями.
  • Развивающая: продолжить отрабатывать навыки сравнения, сопоставления прилагательных, учиться распознавать их разряды.
  • Воспитательная: воспитывать положительное отношение к получению знаний, интерес к русскому языку.

Тип урока: урок приобретения новых знаний.

Вид урока: лингвистическая мастерская.

Оборудование: компьютер, проектор, мультимедийный экран, электронная презентация с необходимыми изображениями, учебник, шаблон таблицы.

Ход урока

1. Организационный момент. Психологический настрой на урок

2. Повторение пройденного материала. Приложение 1.

Имя прилагательное – (?) часть речи, которая обозначает (?) и отвечает на вопросы (?)(?).Имя прилагательное изменяется по (?) (?) (?). В предложении чаще всего бывает (?).

3. Подведение к новой теме.

- Из предложений выпишите словосочетания (существительное + прилагательное). Разберите полученные словосочетания.

Однажды зимним днем мы отправились в лес. В сосновом бору было тихо. Все покрыто искристым снегом. В воздухе носились белые пушинки. Ветви украсились серебристым инеем. Из-за куста показались заячьи уши.

(зимним днем, в сосновом бору, искристым снегом, белые пушинки, серебристым инеем, заячьи уши)

- Определите род, число, падеж имен прилагательных, как вы определили эти морфологические признаки (по существительному, к которому они относятся).

- Образуйте степени сравнения от этих имен прилагательных.

- Образуйте краткую форму от этих имен прилагательных.

- Подберите синонимы или антонимы к этим прилагательным.

Итак, ребята, что мы с вами увидели? (Прилагательные отвечают на разные вопросы, не от всех можно образовать степени сравнения, краткую форму, не ко всем можно подобрать синонимы или антонимы)

- Что обозначают наши прилагательные? (качество, из чего сделано, принадлежность кому-то).

- Ребята, а мы можем эти прилагательные поделить на группы?(да)

- По какому принципу мы это сделаем?

- От каких прилагательных можно образовать степени сравнения, краткую форму, подобрать синонимы? (у тех, которые обозначают качество).

Итак, мы сегодня будем говорить о группах (точнее, о разрядах) имен прилагательных и учиться распределять их на группы по их отличительным признакам.

Имена прилагательные делятся на качественные, относительные и притяжательные.

Качественные прилагательные обозначают качество предмета( величина, цвет, возраст, вес, внешний вид, внутренний вид, вкус, температура)

Относительные – время, материал, из которого сделан предмет, место и т.д.

Притяжательные – принадлежность кому- или чему-либо.

- Мы так долго мастерили, что пора бы дать отдохнуть хотя бы нашим глазкам.

4. Зарядка для глаз.

5. Закрепление материала.

- Определить разряды прилагательных

Городской парк, холодный день, вечерние сумерки, большое дерево, крепкий мороз, мамина шуба, ранний подъём, утренний кофе, легкий шаг, волчий аппетит, волчий хвост.

 - Игра “Третий лишний”

Январское утро, зимний день, яркое солнце

Лисья нора, лисий характер, волчья тропа

(Игра “Подарок”.Описать предмет, который даю, тремя прилагательными - качественным, относительным, притяжательным).

- Вставить прилагательные в текст и определить их разряд.

Великолепен вид (...) леса. Все покрыто (...) снегом. (...) воздух тонок и жгуч. Снег опушил (...) деревья и кусты. По ним скользят (...) (...) лучи и обсыпают их (...) блеском. Но вот мороз начинает сдавать, и меркнет яркость (...) неба. (...) туча заволокла горизонт.

- Тест. Приложение 2.

1. Качественные прилагательные – это прилагательные, обозначающие ...

А) материал, из которого сделан предмет

Б) признак по его принадлежности

В) признаки, указывающие на различные качества предмета

2. Укажите относительные прилагательные

А) молодой (человек), красивый (рисунок), белый (снег)

Б) деревянный (дом), лисий (хвост), мамин (шарф)

В) весеннее (утро), железный (гвоздь), спортивная (одежда)

3. Укажите притяжательные прилагательные

А) весенняя (песня), зимнее (утро), добрый (мальчик)

Б) колючий (ёж), свежий (воздух), бежевый (цвет)

В) ослиные (уши), волчий (след), отцов (шарф)

4. В каком ряду все прилагательные качественные

А) приморский (поселок), зеленый (шар), спортивная (площадка)

Б) изумрудная (зелень), правильный (ответ), сложный (вопрос)

В) плавательный (бассейн), чистые (руки), звонкий (голос)

5. В каком ряду все прилагательные качественные

А) волчий (вой), заячий (тулуп), лисья (речь)

Б) прекрасные (слова), пушистый (снег), радостная (новость)

В) стиральная (машина), мясной (бульон), лисья (нора)

- Взаимопроверка.

6. Рефлексия

- Что нового узнали на уроке?

- Что понравилось?

7. Домашнее задание