Информатизация общества

Разделы: Информатика


Цель урока: знакомство учащихся с понятием “информационное общество”, с динамикой развития общества от индустриального до информационного, формирование у учащихся потребности в своем дальнейшем развитии вместе с развитием информационного общества города Заринска.

Задачи урока:

а) обучающая: познакомить учащихся с понятием “информационное общество”, историей его становления, плавного перехода от индустриального общества до информационного;
б) воспитательная: воспитать у учащихся способность аналитически мыслить, самостоятельно принимать решения;
в) развивающая: развить у учащихся логическое мышление, способность выделять главное, существенное в жизненной задаче, способность увидеть построенную информационную модель с помощью ИКТ-технологий.

Тип урока – усвоение новых знаний (УНЗ).

Методы обучения: иллюстративно-словесный (с демонстрацией презентации (Презентация), с использованием теста для закрепления нового материала).

Форма работы с учащимися: коллективная (при объяснении нового материала), индивидуальная или групповая (при выполнении самостоятельной работы для закрепления нового материала).

Необходимое техническое оборудование: компьютеры с выходом в Интернет, видеопроектор, экран.

ХОД УРОКА

Организационный момент

Учитель рассказывает о теме урока его целях и задачах (Слайд 1-2).

Подготовка к усвоению нового материала

Учитель начинает объяснять новый материал:

“Человеческое общество по мере своего развития прошло этапы овладения веществом, затем энергией, и, наконец, информацией. В первобытно-общинном, рабовладельческом и феодальном обществах деятельность общества в целом и каждого человека в отдельности была направлена, в первую очередь, на овладение веществом. На заре цивилизации люди научились изготавливать простые орудия труда, в античности появились первые механизмы, в средние века были изобретены первые сложные орудия труда и механизмы (ткацкий станок, часы). Овладение энергией находилось в этот период на начальной ступени. Источники энергии – солнце, вода, огонь, ветер. С самого начала человеческой истории возникла потребность передачи и хранения информации. Для передачи информации сначала использовался язык жестов, а затем человеческая речь. Для хранения информации сначала использовались наскальные рисунки, а в IV тысячелетии до нашей эры появилась письменность и первые носители информации (глиняные таблички, папирусы). Этот период называют первой информационной революцией. В это время появляются и первые устройства для обработки информации (счетные доски)”.

От индустриального общества – к информационному

Индустриальное общество – это общество, определяемое уровнем промышленности, ее технической базой.

Информационное общество – это общество, в котором большинство работающих заняты производством, хранением, переработкой, продажей и обменом информации.

Информатизация общества – это процесс, при котором создаются условия, удовлетворяющие потребностям любого человека в получении необходимой информации. (Слайд 3)

Постиндустриальное общество — это общество, в экономике которого в результате научно-технической революции и существенного роста доходов населения приоритет перешёл от преимущественного производства товаров к производству услуг. Производственным ресурсом становятся информация и знания.

Следовательно, чтобы одним из главных товаров была информация, нужно уметь ей активно пользоваться и уметь умело пользоваться самым популярным источником информации – ИНТЕРНЕТОМ. (Слайд 4)

  • Информатизация – это сложный социальный процесс, связанный со значительными изменениями в образе жизни населения. Он требует серьезных усилий на многих направлениях, включая ликвидацию компьютерной неграмотности, формирование культуры использования новых информационных технологий и др.
  • Движущей силой развития общества должно стать производство информационного, а не материального продукта. В информационном обществе изменяется не только производство, но и весь уклад жизни, система ценностей, возрастает значимость культурного досуга по отношению к материальным ценностям. В информационном обществе производятся и потребляются интеллект, знания, что приводит к увеличению доли умственного труда. От человека потребуется способность к творчеству, возрастает спрос на знания. (Слайд 5)
  • Социальные предпосылки информатизации – это то, что должно быть в обществе, чтобы началось успешное развёртывание процессов информатизации.
  • Социальные условия информатизации – это реальная обстановка, в которой происходит процесс информатизации.
  • Социальные последствия информатизации – реальные и прогнозируемые изменения в обществе, происходящие под влиянием информатизации. (Слайд 6)

Усвоение новых знаний

Учитель продолжает объяснять новый материал.

Учащиеся активно принимают участие в обсуждении признаков индустриального и информационного общества по мере демонстрации презентации.

В информационном обществе главным ресурсом является информация, именно на основе владения информацией о самых различных процессах и явлениях можно эффективно и оптимально строить любую деятельность. В качестве критериев развитости информационного общества можно выбрать три: наличие компьютеров, уровень развития компьютерных сетей и количество населения, занятого в информационной сфере.

Информационные сети создают реальную возможность быстрого и удобного доступа пользователя ко всей информации, накопленной человечеством за всю свою историю. Информационное общество – это общество, в котором большая часть населения занята получением, переработкой, передачей и хранением информации.

В информационном обществе повышается не только качество потребления, но и качество производства, человек, использующий информационные технологии, имеет лучшие условия труда, а труд становится творческим и интеллектуальным.

Далее учитель предлагает посмотреть и послушать некоторые исследования учащихся класса по теме: “Информатизация общества в городе Заринске”. (Слайды 7-22)

Учитель предлагает для закрепления нового материала пройти индивидуально тестирование на закрепление нового материала.

Проверочная работа по теме “Информатизация общества”

1) В информационном обществе главным ресурсом является:

  • программа;
  • информация;
  • мультимедиа технология.

2) Перечислите три критерии развитости информационного общества:________________________________________________________

3) Что такое информационное общество?

  • общество, в котором большинство работающих занято производством, хранением, переработкой и реализацией информации, особенно высшей ее формы — знаний;
  • общество взаимосвязанной совокупностью средств, методов и персонала, участвующих в обработке данных;
  • общество, участвующее в обработке данных;
  • нет правильного ответа.

4) Цель информатизации общества заключается в

  • справедливом распределении материальных благ;
  • удовлетворении духовных потребностей человека;
  • максимальном удовлетворении информационных потребностей отдельных граждан, их групп, предприятий, организаций и т. д. за счет повсеместного внедрения компьютеров и средств коммуникаций.

5) Для информатизации общества необходимо:

  • всеобщая компьютеризация;
  • всемерное развитие средств коммуникаций;
  • всеобщее обучение основам информатики и навыкам владения передовыми информационными технологиями;
  • решение правовых проблем информатики;
  • гармоническое социальное развитие человека и общества.

6) К числу основных тенденций в развитии информационных процессов в социуме относят:

  • а) уменьшение влияния средств массовой информации;
  • б) уменьшение объема процедур контроля над процессами общественного производства распределения материальных благ;
  • в) уменьшение информационного потенциала цивилизации;
  • г) снижение остроты противоречия между ограниченными возможностями человека по восприятию и переработке информации и объемом информации в социуме;
  • д) увеличение доли “интеллектуальных ресурсов” в объеме производимых материальных благ.

7) Патологическая потребность человека в регулярном использовании компьютерных систем, обусловленная привыканием к воздействию на его психику технологий виртуальной реальности, называется:

  • киберкультурой;
  • телеработой;
  • компьютероманией;
  • информационной угрозой.

8) В каком обществе главным ресурсом является информация?

Итог урока:

Обобщение пройденного материала, выставление оценок.

Домашнее задание:

Создать кроссворд на тему “Информационное общество”.

Презентация