Решение задач теории вероятности с использованием технологии развивающего обучения

Разделы: Математика


Урок. Возможное и невозможное

Цели урока:

  • образовательные: научить в процессе реальной ситуации определять термины теории вероятностей: достоверные, невозможные, равновероятностные события;
  • воспитательные: владение интеллектуальными умениями и мыслительными операциями;
  • развивающие: развитие познавательного интереса учащихся.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Программное обеспечение: мультимедийный проектор, компьютер, интерактивная доска.

Методическое обеспечение: презентация.

Ход урока

I. Организационный момент (1-2 мин).

II. Устная работа (4-5 мин).

1. Вычислить устно.

27+33 15*10 17+28 58-18
*5 +50 *2 :40
+180 :40 -15 *1000
:80 *70 :25 -18

2. Вычислить устно

55-47 91:13 75-66 100*10
*9 *80 *9 :20
-34 +240 -27 +50
:19 -500 +18 -23

3. Прочитайте дроби:

1/5, 1/8, 10/11, 12/23, 20/57, 1/61, 11/90, 17/100, 111/120, 100/277, 15/582

III. Изучение нового материала (9-10 мин).

Учитель: Мы часто говорим: “это возможно”, “это невозможно”, “это маловероятно”, “это обязательно случится”. События, которые в одних и тех же условиях могут произойти, а могут и не произойти, называются случайными.

Рассмотрим первый пример:

 

Конечно нет. Может произойти одно из двух случайных событий: будет вынута конфета в синей обертке или вынута конфета в белой обертке. Скорее всего, это будет конфета в синей обертке, поскольку их в коробке больше, чем конфет в белой обертке. Однако точно мы этого утверждать не можем.

Из сумки можно вынуть только то, что в ней лежит. Значит, можно вынуть красное или желтое яблоко, а зеленое яблоко вынуть невозможно. Можно также сказать, что любой предмет, вынутый из сумки, обязательно будет яблоком, так как, кроме яблок, в сумке ничего нет.

Определения.

События, которые при данных условиях обязательно происходят, называют достоверными.

События, которые при данных условиях не могут произойти, называют невозможными.

События, которые при данных условиях имеют равные шансы, называются равновероятными.

Определите: к каким событиям относятся события во втором примере? (Достоверное – Д, невозможное – Н, равновероятные – А и В.)

IV. Формирование умений и навыков (26-30 мин)

Учитель: Решите самостоятельно.

3 задание.

Оцените возможность наступления событий, используя для этого слова: “достоверное событие”, “случайное событие”, “невозможное событие”, а также “очень вероятное событие” и “маловероятное событие”.

А. Завтра будет хорошая погода.

В. Вас пригласят в гости.

С. В январе в городе пойдет снег.

Д. В 12 часов ночи в городе идет дождь, а через 24 часа будет светить солнце.

Е. На день рождения вам подарят говорящего крокодила.

F. Вам подарят живого крокодила.

G. Вы получите “пятерку” за контрольную работу по математике.

Решение задач самостоятельное, с последующей проверкой на доске.

V. Итоги урока (1-2 мин)

Учитель выставляет оценки.

VI. Домашнее задание (1-2 мин)

Решить задачи:

1. В каждой коробке с пуговицами имеется только по одной синей пуговице. Не заглядывая в коробку, из нее вынимают одну пуговицу. Из какой коробки надо вынуть пуговицу, чтобы возможность вынуть синюю была наибольшей?

2. Сравните возможность наступления следующих случайных событий, используя для этого выражения: “более вероятно”, “менее вероятно”, “равновероятно”.

1. Вы входите в свою комнату и включаете свет.

А. Комната убрана. В. Комната не убрана.

2. Ваш друг смотрит телевизор.

А. Показывают футбольный матч. В. Показывают выпуск новостей.

3. Вы проснулись и раздвинули шторы.

А. За окном темно. В. За окном светло.

VII. Рефлексия (1-2 мин)

Придумать и написать синквейн к слову “событие”.

Список литературы

  1. Андреев В.И. Педагогика: Учебный курс для творческого саморазвития. – Казань, 2000.- с. 440-441.
  2. Ахметгалиев А.А. Мотивация деятельности на уроках математики // Математика в школе, 1996. №2. с. 56-60.
  3. Василевский А.Б. Обучение решению комбинаторных задач. – М.: Центр “Педагогический поиск”, 2006. с. 37-52.