Овладение основными движениями в раннем возрасте - основа формирования двигательной активности

Разделы: Работа с дошкольниками


План

  1. Содержание образовательной области “Физическая культура”.
  2. Задачи.
  3. Результаты мониторинга в образовательной области “Физическая культура”.
  4. Создание условий в группе (пособия / использование зала).
  5. Планирование индивидуальной коррекционной работы по результатам мониторинга.
  6. Включение основных движений в непосредственно образовательную деятельность используя игровые приёмы, подражание, имитация, пособия с целью мотивации.
  7. Интеграция образовательной области “Физическая культура” с другими областями в ходе организации непосредственно образовательной деятельности.

Образовательная область “Физическая культура”.

Содержание образовательной области „Физическая культура" направлено на достижение целей формирования у детей интереса и ценностного отношения к занятиям физической культурой, гармоничное физическое развитие через решение следующих специфических задач:

  • развитие физических качеств (скоростных, силовых, гибкости, выносливости и координации);
  • накопление и обогащение двигательного опыта детей (овладение основными движениями);
  • формирование у воспитанников потребности в двигательной активности
  • физическом совершенствовании.

Мониторинг в образовательной области “Физическая культура”

Образовательная область

Содержание

Ф. И. О.

Артамонова Д.

Бакеева Н.

Исмагилов Я.

Леонтьев Н.

Машинин Н.

Метелков К.

Мокин А.

Павлова В.

Чудакова Л.

Радостина Д.

Стрельцова А.

Французова А.

н к н к н к н к н к н к н к н к н к н к н к н к
Физическая культура Умеет ходить и бегать, не наталкиваясь на других детей. 2   1   3   2   2   3   2   3   2   1   3   2  
Может прыгать на двух ногах на месте, с продвижением вперед и т. д. 3   2   3   2   2   3   2   3   2   1   3   2  
Умеет брать, держать, переносить, класть, бросать, катать мяч. 3   3   3   3   3   3   3   3   3   3   3   3  
Умеет ползать, подлезать под натянутую веревку, перелезать через бревно, лежащее на полу 2   2   3   2   2   2   2   2   2   1   2   2  
Итог:   2   2   3   2   2   3   2   3   2   2   3   2  

Результаты мониторинга в образовательной области “Физическая культура”

1 балл — большинство компонентов недостаточно развиты – 0%.
2 балла—отдельные компоненты не развиты – 67% (8 детей).
3 балла—соответствует возрасту – 33% (4 детей).
4 балла—высокий – 0%.

Индивидуальная коррекционная работа в образовательной области “Физическая культура”

Формировать умение ходить и бегать, не наталкиваясь на других детей.

Бакеева Н., Радостина Д., Артамонова Д.,
Леонтьев Н., Машинин Н.,
Мокин А., Французова А., Чудакова Л

Формировать умение прыгать на двух ногах на месте, с продвижением вперед и т. д.

Радостина Д., Бакеева Н., Леонтьев Н., Машинин Н., Мокин А., Французова А., Чудакова Л

Учить брать, держать, переносить, класть, бросать, катать мяч.  

Формировать ползать, подлезать под натянутую веревку, перелезать через бревно, лежащее на полу

Радостина Д., Артамонова Д., Бакеева Н., Леонтьев Н., Машинин Н., Метелков К., Мокин А., Павлова В., Французова А., Чудакова Л

Создание условий для занятий физической культурой.

Для занятий физической культурой в зале мы используем следующие дополнительные пособия:

  1. Пищащая дорожка,
  2. Гимнастические скамейки,
  3. Дуга для подлезания,
  4. Обручи,
  5. Мячики,
  6. Гантели,
  7. Мешочки с песком,
  8. Кубики.

Для занятий и спортивных развлечений в группе были приобретены погремушки и кольцебросы.

В ближайших планах:

  1. Доделать сухой бассейн (мячики приобретены, сшить форму)
  2. Обновить дорожки для массажа стоп.

В связи с тем, что в детском саду не оборудован отдельный спортивный зал. Стараться создавать наиболее благоприятные условия для занятий физической культурой на улице. Для этого, на летне-оздоровительный период планируем приобрести мячи, скакалки, кегли, обручи, сделать разметку на асфальте для проведения подвижных игр и зарядки.

Игровая деятельность, как форма и метод обучения детей группы раннего возраста, является наиболее продуктивным направлением в учебно-воспитательном процессе в современной методике физического воспитания. Игровой метод, в какой бы форме и объеме не выражался, всегда привлекает и радует ребенка.

Основные движения

Ходьба. В первой младшей группе воспитатель должен научить детей ходить правильно, не наталкиваясь друг на друга; формировать умение сохранять устойчивое положение тела и правильную осанку.

Этим целям служат разнообразные приемы: указания воспитателя, его личный пример, имитация, упражнения в игровой форме, использование зрительных ориентиров. Например, воспитатель идет перед группой детей спиной вперед с флажком, говорит: “Дети, идите за мной! Смотрите на зеленый флажок, какой он красивый, как развевается!” Малыши идут за ним, размахивая флажками, держа голову прямо.

Чтобы научить детей выше поднимать ноги, следует использовать упражнения в ходьбе с перешагиванием линий, шнура, кубиков. При выполнении ходьбы на носках эффективны игровые приемы (“Вот какие мы большие!”). Развитию пространственной ориентировки служат зрительные ориентиры, ходьба в заданном направлении — к кукле, мишке.

Бег. На 3-м г. жизни ребенка нужно учить сохранять равновесие, заданное направление, бегать, не наталкиваясь на окружающие предметы. Для этого можно использовать упражнения в беге между двумя линиями (не наступая на них). Воспитатель дает малышам задание пробегать “по дорожке”. Дети учатся также бегать с ускорением, замедлением в подвижных играх “Догоните меня”, “Догони мяч” и др.

Прыжки. В первой младшей группе вводятся прыжки на двух ногах на месте, с продвижением, а также прыжки в длину и в высоту с места. Основными приемами обучения являются показ и объяснение воспитателя, игровые приемы, зрительные ориентиры. Упражнения проводятся фронтально. Дети выполняют их в индивидуальном темпе. При обучении прыжкам вверх с места погремушка (мяч) подвешивается выше поднятой руки ребенка на 5—7 см.

При обучении детей прыжкам в длину с места можно давать им задание перепрыгнуть “канавку”, “ручеек” (шириной 10—30 см).

Катание, бросание, ловля. Ребенка учат брать мяч, держать и переносить его одной и двумя руками, скатывать, прокатывать, энергично отталкивать в определенном направлении. Упражнения можно организовать так. Дети (подгруппа) садятся полукругом. Воспитатель находится в центре и показывает, как надо отталкивать мяч ладонями, чтобы он катился по полу, не подскакивая. Катят мяч каждому ребенку по очереди, а тот возвращает его воспитателю. Сложнее дается детям бросание мяча и ловля его. Поэтому вначале лучше упражнять их в бросании мяча двумя руками на дальность (“Кто перебросит мяч через веревку?”). Бросание и ловля мяча в паре с воспитателем вначале проводится с расстояния 50 см с постепенным увеличением дистанции до 1 м. При бросании мяча (набивного мешочка) на дальность правой и левой рукой педагог должен помочь ребенку занять исходное положение, замахнуться, выполнить бросок в заданном направлении.

Освоение навыков бросания мяча (набивного мешочка) протекает успешнее, если упражнение проводится фронтально, так как при таком способе организации детей каждый имеет возможность выполнить бросок большее количество раз.

Следующим этапом должно стать обучение бросанию предмета в горизонтальную цель (корзину) двумя руками снизу и от груди. Дистанцию увеличивают постепенно, начиная с 50 см. Воспитатель показывает и объясняет это упражнение, после чего организует фронтальное выполнение его детьми так, чтобы каждый сделал несколько бросков (5—6) подряд. Если после 3—4 попыток ребенок не попадает в цель, не может освоить заданное направление броска, нужно направить движение его руки, выполнив бросок вместе с ним.

Ползание и лазанье. В начале года целесообразно учить детей ползанию на животе и затем постепенно переходить к ползанию на четвереньках с опорой на колени и ладони. Это упражнение проводится фронтально, в сочетании с движениями на выпрямление туловища (“Доползем до погремушки, возьмем ее и покажем, как она гремит”). Аналогично проводятся и упражнения в подлезании (“Подползем под дугу”). Детей упражняют в ползании по доске, лежащей на полу, затем по наклонной доске и гимнастической скамейке (высота 25—30 см), а также перелезанию через бревно.

Лазают дети удобным для них способом. Воспитатель должен учить ребенка крепко держаться руками за перекладину, помогать в преодолении чувства страха, неуверенности, обеспечивать страховку. Для того чтобы заинтересовать детей, нужно использовать приемы игрового характера. Например, можно предложить малышу долезть по лесенке до игрушки. В этих упражнениях требуется страховка каждого ребенка.

“Физическая культура” – интегрируется:

  1. Здоровье (в части решения общей задачи по охране жизни и укреплению физического и психического здоровья)
  2. Музыка (развитие музыкально-ритмической деятельности на основе физических качеств и основных движений детей)
  3. Познание (в части двигательной активности как способа усвоения ребенком предметных действий, а также как одно из средств овладения операциональным составом различных видов двиг. активности и физ. совершенствования)
  4. Социализация (приобщение к ценностям физ. культуры; формирование первичных представлений о себе, собственных двиг. возможностях и особенностях; приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми в совместной двигательной активности)
  5. Труд (накопление опыта двигательной активности)

Заключение.

Значение занятий заключается в систематическом осуществлении взаимосвязанных оздоровительных, образовательных и воспитательных задач, выполнение которых обеспечивает физическое развитие, укрепление здоровья ребенка, приобретение им правильных двигательных навыков, воспитание эмоционально-положительного отношения к физкультуре и спорту, всестороннее развитие его личности.

Задача воспитателя при проведении работы по физическому воспитанию детей заключается в систематическом осуществлении этих задач и создании комфортных условий для овладения детьми основными видами движений.

Литература:

  1. Программа "От рождения до школы" под редакцией Н.Е. Вераксы.
  2. Пензулаева Л.И. “Физкультурные занятия с детьми 2 -3 лет” Москва, 2003.

Непосредственная образовательная деятельность в группе раннего возраста (2 – 3 года)
“Прогулка в зимний лес”