Семинар-практикум по изучению ФГТ к условиям реализации. Основной общеобразовательной программы дошкольного образования

Разделы: Работа с дошкольниками


С появлением новых нормативных документов, регулирующих процесс модернизации дошкольного образования, перед администрацией детских садов встает проблема практического применения основных положений Федеральных государственных требований к структуре и условиям реализации Основной общеобразовательной программы дошкольного образования. Успешность реализации этих документов во многом зависит от того, как они будут поняты и восприняты педагогическими работниками образовательных учреждений.

Данная статья представляет опыт работы МБДОУ “Центр развития ребенка – детский сад №36 “Улыбка” г. Саянска Иркутской области через проведение семинара-практикума с элементами деловой игры “Изучение Федеральных государственных требований к условиям реализации Основной общеобразовательной программы дошкольного образования и определение основных направлений совершенствования работы учреждения на их основе”. Данное мероприятие являлось первым в цикле семинаров-практикумов по изучению и организации работы педколлектива по выполнению Федеральных государственных требований к условиям реализации ООП ДО. Оно проводилось с целью знакомства с нормативно-правовым документом “Об утверждении федеральных государственных требований к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования” приказ Министерства образования РФ от 20 июля 2011 г. №    2151 и определением общей стратегии в решении вопросов, связанных с реализацией ФГТ к условиям реализации ООП. Результатом данного семинара стало знакомство со структурой этого документа, общим содержанием его разделов. В ходе обсуждения были определены подходы к решению основных вопросов по улучшению условий, необходимых для реализации нашей Основной общеобразовательной программы.

Задачи, которые должны быть решены в ходе семинара

  1. Познакомиться со структурой документа, изучить содержание документа, определить уровень усвоения педагогами основных положений документа.
  2. Провести обсуждение документа в микрогруппах, определить общие направления работы в ДОУ по определению исходного состояния условий реализации ООП.
  3. Определить формы и основные направления работы педколлектива по совершенствованию условий реализации ООП.
  4. Выявить проблемы в развитии коммуникативных навыков педагогов (данная задача является факультативной для содержания данного семинара, но она связана с одной из проблем, обозначенных в годовом плане методической работы учреждения, и прослеживается в практической деятельности педколлектива на протяжении всего года)

Подробный план проведения мероприятия с указанием этапов, времени, заданий и вопросов для участников был предложен всем участникам в начале семинара.

Первый этап (5 минут) – знакомство с темой семинара-практикума, его целями и задачами, ходом семинара-практикума, регламентом. Данный этап готовит и озвучивает заместитель заведующего по воспитательно-методической работе.

Второй этап (5 минут) – актуализация опорных знаний данного документа. Проверка знаний документа осуществляется в тестовом режиме, так как все педагоги должны были к семинару-практикуму самостоятельно познакомиться с содержанием документа. Тест имеет 3 вопроса с выбором варианта ответа (смотри приложение №1). Данный этап выявляет уровень знакомства педагогов со структурой и содержанием документа. Проверка осуществляется по проверочному листу специально подготовленным педагогом, который обобщает полученные результаты и комментирует их по ходу выступлений подготовленных участников. Тест проводится анонимно, определяется уровень знания по каждому вопросу, в общем по коллективу. Правильные ответы демонстрируются через слайд презентации, чтобы каждый педагог мог самостоятельно определить свой уровень знакомства с содержанием документа. Данный вид работы мотивирует педагога на внимательное слушание выступающих с целью коррекции своих знаний. Конспективное изложение содержания разделов обсуждено заранее заместителем по воспитательно-методической работе с каждым выступающим. Данная памятка вручается каждому участнику семинара-практикума с указанной сноской полного текста документа.

Третий этап (20 минут). Изучение структуры и содержания нормативно-правого документа. В презентационном режиме излагаются основные положения документа. Данный вопрос готовили 3 человека, скомпоновавшие разделы документа. Главная задача выступающих – четкое выделение основных положений документа, по возможности определение практической значимости тех или иных условий для решения проблем коллектива.

Четвертый этап. (25 минут). Групповая работа педагогов по выбранным разделам. Всего работало 3 группы. В каждой группе проводилась ролевая игра с распределением следующих ролей:

Роли организаторов работы группы:

– руководитель группы,
– секретарь группы,
– ведущий.

Задачи их ролей – организовать обсуждение проблем в группе, обобщить все высказывания для представления итогов работы группы на общем обсуждении.

Роли участников группы представляли интересы основных участников образовательного процесса:

– администрация,
– педагоги,
– родители,
– воспитанники.

Задача их ролей – прочесть документ с позиций тех, кто участвует в образовательном процессе, определить, каким образом данный документ затрагивает их интересы, что они должны или могут сделать для его реализации.

Было выбрано два эксперта, которые наблюдали за ходом обсуждения вопросов в группах с целью определения формальных показателей работы группы: активность всех членов группы в обсуждении, сформированность умений педагогов слышать друг друга, принимать чужое мнение или отстаивать свою точку зрения, вести диалог.

Группа 1. Обсуждала требования к кадровому обеспечению, к психолого-педагогическому обеспечению, к информационно-методическому обеспечению.

Группа 2. Обсуждала требования к материально-техническому обеспечению и к финансовому обеспечению.

Группа 3. Обсуждала требования к учебно-материальному и к медико-социальному обеспечению.

Каждой группой руководил педагог, готовивший данный раздел для выступления, хорошо владеющий содержанием разделов документа. При работе с разделом каждая группа по памятке определяла:

  1. Какими формами и методами можно изучить состояние выполнения данных требований в нашем детском саду.
  2. Значимость решения указанных требований для нашего учреждения.
  3. Определить в дискуссионном порядке, есть ли в сегодняшней жизни коллектива решение данных проблем, как и через какие формы работы они решаются.
  4. Определить и предложить способы выполнения требований к условиям реализации ООП по содержанию своего раздела.

Пятый этап (20 минут). Выступления представителей групп.

От каждой группы выступал один представитель, который освещал решение вопросов в своей группе, докладывал основные положения, придерживаясь, в основном, тех вопросов, которые были определены в памятке.

Кроме этого от каждой группы перед началом выступлений был определен эксперт, целью работы группы экспертов явилось определение и подведение общих итогов работы семинара-практикума, ими же был представлен проект решения семинара.

Шестой этап. (10 минут). Подведение итогов семинара-практикума.

Выступление 2 экспертов, которые охарактеризовали ход семинара – практикума, оценили степень участия каждого члена педколлектива в семинаре, а также уровень развития их коммуникативных навыков.

Выступление экспертов второй группы с представлениями общих выводов по работе семинара – практикума, проектом решения.

Седьмой этап. (5 минут) Рефлексия по методике “Незаконченное предложение” (на выбор, по два предложения)

  1. На сегодняшнем семинаре я узнала….
  2. На семинаре я научилась….
  3. Самым полезным было то, что…

Для успешного проведения семинара необходимы следующие материальные ресурсы:

  • ноутбук, мультимедийный проектор, экран для демонстрации презентаций, подготовленных по содержанию изучаемого документа;
  • размноженный текст документа Федеральных государственных требований к условиям реализации ООП ДО (на группу один полный вариант, и на каждого члена группы – текст варианта, с которыми они работали);
  • подготовленное для каждого участника семинара конспективное изложение документа;
  • тексты тестов (на каждого);
  • тексты памяток для работы групп (по две на каждую группу);
  • тексты памяток для работы двух групп экспертов (каждому эксперту);
  • цветные бейджи для записи выпавших ролей в ролевой игре (на каждую группу 7-8 бейджей);
  • таблички с названиями групп и экспертов;
  • тексты незаконченных предложений для проведения рефлексии (для каждого участника семинара).

Для подготовки и проведения семинара необходима большая подготовительная работа, лучше, если это будет временная творческая группа педагогов из 3-4 человек.

– Заместитель заведующего по воспитательно-методической работе:

  • готовит общий план проведения семинара-практикума,
  • подбирает кандидатуры руководителей групп,
  • проводит их предварительное консультирование по знанию содержания документа,
  • объясняет им общие цели и задачи их деятельности в ходе семинара, нацеливает на творческое осмысление предложенных к изучению проблем,
  • комментирует содержание ролей для организации работы группы с использованием ролевой игры,
  • занимается вместе с членами временной творческой группы подготовкой материальных ресурсов для проведения семинара,
  • определяет кандидатуры на роли экспертов,
  • разрабатывает содержание тестов и памяток,
  • организует общее ведение семинара,
  • контролирует его ход согласно плану проведения семинара.

– Педагог-руководитель группы – изучает содержание документа, готовит презентацию по своему разделу, планирует организацию работы группы.

Члены временной творческой группы по подготовке семинара (3-4 человека) участвуют совместно с заместителем заведующего по воспитательно-методической работе в размножении необходимых для проведения семинара материалов, формируют пакеты материалов для работы на отдельных этапах (пакет тестов, пакет памяток и т.д.).

При успешном проведении семинара могут быть достигнуты следующие результаты: изучены содержание и структура Федеральных требований к условиям реализации Основной общеобразовательной программы дошкольного образования, определен уровень знания педагогами основных положений документа, обсуждены в группах основные проблемы, которые предстоит решать коллективу по выполнению данных ФГТ. Определены проблемы, которые требуют решения, сформулированы основные проблемы педагогов по совершенствованию коммуникативных навыков.

К достоинствам проведенного семинара-практикума можно отнести большую и четко спланированную подготовительную работу временной творческой группы, что позволило сэкономить время в ходе семинара на решение организационных вопросов, оптимально избранную форму обсуждения содержания материала через проведение ролевой игры, мотивационный момент на изучение содержания текста документа через проведение входного теста.

Включение в ход семинара элементов деловой игры, безусловно, требует определенных навыков ее ведения от руководителя семинара и его участников. Возможны определенные риски, среди которых необходимо, прежде всего, учесть следующие:

– Не в полной мере, возможно, получится обсуждение в группах содержания документа в соответствии с ролью, часто интересы роли забывались и высказывались только одна позиция – педагога.

– Работа экспертов по определению уровня коммуникативных навыков была связана с решением одной из задач методической работы по развитию коммуникативных навыков. Но как часто бывает, роль экспертов иногда сводится к перечислению того, что сделал педагог, мало делается общих выводов, все сводится к констатации фактов, а не к экспертизе. Для оптимизации работы экспертов следует разработать общую таблицу с несколькими критериями, которые бы оценивались на данном семинаре, что сможет минимизировать данный риск.

– Сложно соблюсти рамки отведенного времени, так как нет достаточных навыков по проведению ролевых игр. Много времени может уйти на отвлеченные разговоры не по теме своего раздела, так как педагоги нечетко знают, к какому виду условий нужно отнести тот или иной вид деятельности в детском саду.

Проведение семинаров-практикумов с элементами деловой игры позволяет сделать методическую работу с педагогами эффективной, способствующей формированию профессионального творческого мышления.

Приложение №1. Тест для входного контроля знаний педагогов содержания ФГТ к условиям реализации ООП ДО