Родительское собрание "Самосовершенствование"

Разделы: Классное руководство


«Самое главное вам откроется после того, как вы изучите всё известное». (Джон Вуден)
«Познаём самих себя; пусть при этом мы не постигнем истину, зато наведём порядок в собственной жизни, а это для человека – насущное». (Б.Паскаль)

Цель: способствовать формированию у учащихся долгосрочной мотивации учебной деятельности и самосовершенствования, принятие понимания, что успех приходит в результате обучения и множественных тренировок.

Задачи:

  • Стимулировать к размышлению об отличительных особенностях образованного человека, а также об условиях, необходимых для того, чтобы стать образованным человеком.
  • Создать положительный образ образованного человека как перспективной цели образования.
  • Создавать условия для стимулирования учащихся к самообразованию и саморазвитию.
  • Создать условия для творческого самовыражения участников.

Оборудование, материалы: на каждую группу – шаблоны фигуры человека, цветная бумага, клей, ножницы, фломастеры, магнитная доска, магниты.

Условия проведения: Столы, стулья – средняя часть комнаты свободна для движения

Участники: учащиеся, родители, учителя.

ХОД СОБРАНИЯ

– Здравствуйте уважаемые родители, учителя, учащиеся!
Сегодня мы собрались с вами в триединстве учитель – родитель – ученик на собрание, тема которого самосовершенствование.
Самосовершенствование – это сложный процесс длиною в жизнь, начинающийся с ранней юности. Это попытка человека преодолеть или взять под контроль отрицательные качества собственного характера, развитие своей индивидуальности, выращивание и приближение к своей подлинности с учётом и на основе биологических и социальных условий.
Самосовершенствование – равно необходимо в физической (телесной), моральной, психологической и интеллектуальной сферах. Это такой способ поведения человека, который обеспечивает его духовное развитие, ведёт к мудрости.
Способность к самосовершенствованию присуща всем, но раскрывается отнюдь не в каждом. Совершенство достигается не всякой личностью не только потому, что самому совершенству нет пределов, но и потому, что среда, жизненные обстоятельства могут оставить человеку слишком мало шансов многого добиться на этой стезе. Однако высокие моральные качества способен проявить каждый человек в любой ситуации. Самосовершенствование неразрывно связано с самопознанием, погружением в мир своего я, в свою внутреннюю вселенную.
Самым главным и труднодостижимым для человека является пробуждение и реализация им способности установить достойные, человечные и безопасные отношения с собой и своим внутренним миром.

– Каковы же основные этапы этого внутреннего пути развития и самосовершенствования?

1. Самопознание

Самопознание – это осознание человеком самого себя, своей уникальности, непохожести, первоначально сопровождающееся выделением себя из массы себе подобных и мира в целом.

2. Самоутверждение

Самоутверждение – это такое принятие себя и опора на самого себя, с помощью которой человек приемлемый для себя образом, демонстрируя свои достоинства или подкрепляя их реальными достижениями (в учёбе, спорте и т.д.) вписывается в социальную среду и занимает определённое – моральное и законное – положение в обществе.

3. Саморазвитие

Саморазвитие – это не просто применение в практике внутренней и внешней жизни своих определённых качеств и способностей, но и стремление преодолеть отрицательные, опираясь на положительные, проявление внутренней свободы выбора человека, его инициатива относительно самого себя.

4. Поиски призвания и смысла жизни

Поиск призвания и смысла жизни тесно связан с первыми тремя этапами и составляет их мотивационную основу. Речь идёт об обретении личностью самой себя, выяснение сути и цели её существования. Чувства признания и смысла жизни взаимозависимы и стимулируют друг друга. Можно сказать, что смысл жизни – это поиск, конструирование (установление) и реализация человеком своего призвания. А призвание – это форма движения по - смыслу, его проектирования, реализации и обладания. Это соединение «хочу» и «надо», это радостное исполнение добровольно взятых на себя обязательств. В ходе этого процесса развиваются волевые качества личности, умение преодолевать препятствия, выполнять, подчас, монотонную или изнурительную, но необходимую работу. Исполнение жизненных планов, радость достижения и победы с лихвой компенсируют затраченные усилия и трудности восхождения.

5. Самореализация

Человек постоянно проявляет себя, но реализовать себя в сколько-нибудь полной мере может только зрелая личность, у которой сложились собственные и одновременно общественно значимые мотивы и стимулы для активной жизнедеятельности: жизни яркой, в полную силу, плодотворной и в целом оптимистичной и радостной.
Но совершенствование невозможно без образования, так как только образованный человек способен на самостоятельное развитие определённых свойств, навыков.

Что же такое образование? (Работа по группам. После обсуждения версии)

Образование – по законодательству РФ – целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения обучающимся гражданином установленных государством образовательных уровней. Образование – социальный институт, выполняющий функции подготовки и включения индивида в различные сферы деятельности общества, приобщение его к культуре. Качественное и развивающее человека и общество образование исходит их Просвещения. Просвещение – это приобщение человека к сознательному соучастию в своей жизни – принятие нравственности человеческой природы. Образование – система познания истины о мире и жизни, основанная на диалоге ученика и учителя.

«Образование – это то, что у вас останется, когда вы забудете всё, чему учились». (Б.Ф.Скинер)
«Всякое настоящее образование добывается только путём самообразования». (Н.А.Рубакин)

Каждый из нас слышал выражение «образованный человек» и знает, что образованного человека все уважают, ценят, относятся к нему с симпатией. Каждый из нас, я думаю, хотел бы быть образованным, даже тот кто образования не имеет. Давайте задумаемся – а кто же такой и какие качества ему присущи?

Наша задача составить портрет образованного человека. У вас 3 группы: учителя, родители и учащиеся. На столе у вас шаблон «необразованного человека» - у него даже нет одежды (вырезанная из бумаги фигура человека). На столе у вас журналы, ножницы, клей.
В течение 15 минут подумайте и обсудите в группе те качества и свойства, которые определяют образованного человека. Обсудите, как вы эти качества и свойства отразите на портрете. Ваша задача – отобразить не только внешние черты, но и внутренние.

Работа в группах

Ведущий. Теперь, когда работа закончена, выберите 1 человека для защиты вашего образованного человека.

Защита проекта.

– Посмотрите, перед нами 3 человека. Я предлагаю следующее, нужно встать на том расстоянии от идеала, на котором он себя ощущает. Постарайтесь оценить, какое расстояние отделяет вас по-настоящему образованного человека.

– Как видите, мы все находимся на разном расстоянии от нашего идеала – образованного человека. Попробуем вместе преодолеть путь между нами и идеалом. Каждый из вас будет называть то качество или условие, которое поможет дойти до своего идеала – образованного человека.

Выполнение задания

– Непростая это оказывается задача – стать образованным!

Примеры: М.Т.Калашников – конструктор русского оружия, Г.А.Кулакова – олимпийская чемпионка по лыжам, В.Н.Завалин – министр национальной политики Удмуртской Республики.
Учебная деятельность является 1 этапом на пути к самосовершенствованию, успех которого приходит в результате обучения и множественных тренировок.
Как построить процесс, чтобы добиться результатов, чтобы процесс был эффективным?
Необходимо заниматься им:

  • осознанно
  • по-плану
  • систематически
  • поставив перед собой чёткие цели, стремясь получить реальные и осязаемые результаты.

В заключении я попрошу вас немножечко подумать и ответить на вопросы?

  • Что понравилось?
  • Что нового узнали сегодня?
  • Какие выводы сделали для себя?

Рефлексия – отзыв на листочке.

– Встанем в круг. В руках у меня клубок, нить которого является в данный момент связующим звеном нашего триединства – учитель, ученик, родитель. Бросая клубок по диагонали, пожелаем друг другу…

– Получилась паутина, которая объединила нас. Вот так»скованные одной цепью, связанные одной целью» мы пойдём по дороге на пути к самосовершенствованию.

Презентация:

Самосовершенствование. Классный час. Слайд 1
«Самое главное вам откроется после того, как вы изучите всё известное» Джон Вуден
«Познаём самих себя; пусть при этом мы не постигнем истину, зато наведём порядок в собственной жизни, а это для человека – насущное» (Б.Паскаль)
Слайд 2
Ход собрания: Здравствуйте уважаемые родители, учителя, учащиеся!
Сегодня мы собрались с вами в триединстве учитель – родитель – ученик на собрание, тема которого самосовершенствование.
Самосовершенствование – это сложный процесс длиною в жизнь, начинающийся с ранней юности. Это попытка человека преодолеть или взять под контроль отрицательные качества собственного характера, развитие своей индивидуальности, выращивание и приближение к своей подлинности с учётом и на основе биологических и социальных условий.
Самосовершенствование – равно необходимо в физической (телесной), моральной, психологической и интеллектуальной сферах. Это такой способ поведения человека, который обеспечивает его духовное развитие, ведёт к мудрости.
Способность к самосовершенствованию присуща всем, но раскрывается отнюдь не в каждом. Совершенство достигается не всякой личностью не только потому, что самому совершенству нет пределов, но и потому, что среда, жизненные обстоятельства могут оставить человеку слишком мало шансов многого добиться на этой стезе. Однако высокие моральные качества способен проявить каждый человек в любой ситуации. Самосовершенствование неразрывно связано с самопознанием, погружением в мир своего я, в свою внутреннюю вселенную.
Самым главным и труднодостижимым для человека является пробуждение и реализация им способности установить достойные, человечные и безопасные отношения с собой и своим внутренним миром.
Слайд 3
Каковы же основные этапы этого внутреннего пути развития и самосовершенствования? Слайд 4
1. Самопознание
Самопознание – это осознание человеком самого себя, своей уникальности, непохожести, первоначально сопровождающееся выделением себя из массы себе подобных и мира в целом.
Слайд 5
2. Самоутверждение
Самоутверждение – это такое принятие себя и опора на самого себя, с помощью которой человек приемлемый для себя образом, демонстрируя свои достоинства или подкрепляя их реальными достижениями (в учёбе, спорте и т.д.) вписывается в социальную среду и занимает определённое – моральное и законное – положение в обществе.
Слайд 6
3. Саморазвитие
Саморазвитие – это не просто применение в практике внутренней и внешней жизни своих определённых качеств и способностей, но и стремление преодолеть отрицательные, опираясь на положительные, проявление внутренней свободы выбора человека, его инициатива относительно самого себя.
Слайд 7
4. Поиски призвания и смысла жизни
Поиск призвания и смысла жизни тесно связан с первыми тремя этапами и составляет их мотивационную основу. Речь идёт об обретении личностью самой себя, выяснение сути и цели её существования. Чувства признания и смысла жизни взаимозависимы и стимулируют друг друга. Можно сказать, что смысл жизни – это поиск, конструирование (установление) и реализация человеком своего призвания.
Слайд 8
Призвание – это форма движения по - смыслу, его проектирования, реализации и обладания. Это соединение «хочу» и «надо», это радостное исполнение добровольно взятых на себя обязательств. В ходе этого процесса развиваются волевые качества личности, умение преодолевать препятствия, выполнять, подчас, монотонную или изнурительную, но необходимую работу. Исполнение жизненных планов,
радость достижения и победы с лихвой компенсируют затраченные усилия и трудности восхождения.
Слайд 9
5. Самореализация
Человек постоянно проявляет себя, но реализовать себя в сколько-нибудь полной мере может только зрелая личность, у которой сложились собственные и одновременно общественно значимые мотивы и стимулы для активной жизнедеятельности: жизни яркой, в полную силу, плодотворной и в целом оптимистичной и радостной.
Но совершенствование невозможно без образования, так как только образованный человек способен на самостоятельное развитие определённых свойств, навыков.
Слайд 10
Что же такое образование? (Работа по группам. После обсуждения версии)
Образование – по законодательству РФ – целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения обучающимся гражданином установленных государством образовательных уровней. Образование – социальный институт, выполняющий функции подготовки и включения индивида в различные сферы деятельности общества, приобщение его к культуре.
Слайд 11
Качественное и развивающее человека и общество образование исходит их Просвещения. Просвещение – это приобщение человека к сознательному соучастию в своей жизни – принятие нравственности человеческой природы. Образование – система познания истины о мире и жизни, основанная на диалоге ученика и учителя. Слайд 12
Образование – это то, что у вас останется, когда вы забудете всё, чему учились (Б.Ф.Скинер)
Всякое настоящее образование добывается только путём самообразования.
Н.А.Рубакин.
Слайд 13
Каждый из нас слышал выражение «образованный человек» и знает, что образованного человека все уважают, ценят, относятся к нему с симпатией. Каждый из нас, я думаю, хотел бы быть образованным, даже тот кто образования не имеет. Давайте задумаемся – а кто же такой и какие качества ему присущи?
Наша задача составить портрет образованного человека. У вас 3 группы: учителя, родители и учащиеся. На столе у вас шаблон «необразованного человека» - у него даже нет одежды (вырезанная из бумаги фигура человека). На столе у вас журналы, ножницы, клей.
В течение 15 минут подумайте и обсудите в группе те качества и свойства, которые определяют образованного человека. Обсудите, как вы эти качества и свойства отразите на портрете. Ваша задача – отобразить не только внешние черты, но и внутренние.
(Работа в группах)
Ведущий. Теперь, когда работа закончена, выберите 1 человека для защиты вашего образованного человека.
Защита проекта.
Посмотрите, перед нами 3 человека. Я предлагаю следующее, нужно встать на том расстоянии от идеала, на котором он себя ощущает. Постарайтесь оценить, какое расстояние отделяет вас по-настоящему образованного человека.
Как видите, мы все находимся на разном расстоянии от нашего идеала – образованного человека. Попробуем вместе преодолеть путь между нами и идеалом. Каждый из вас будет называть то качество или условие, которое поможет дойти до своего идеала – образованного человека.
Выполнение задания
Непростая это оказывается задача – стать образованным!
Слайд 14
«Образованный человек тем и отличается от необразованного, что продолжает считать свое образование незаконченным». Слайд 15
Михаил Тимофеевич Калашников – конструктор русского оружия
Он обладатель более 20 государственных наград и около 20 званий.
В конце XX столетия АК-47 был официально признан изобретением века, обогнав по списку аспирин и атомную бомбу: стал самым популярным, покупаемым оружием в 55 странах мира.
Слайд 16
Галина Алексеевна Кулакова - четырехкратная олимпийская чемпионка, девятикратная чемпионка мира, тридцатидевятикратная чемпионка СССР, кавалер орденов Ленина, "Знак Почета", "За заслуги перед Отечеством" IV степени, удостоена высшей спортивной награды - Олимпийского серебряного ордена. Г.А. Кулакова имеет звания: заслуженный мастер спорта, заслуженный тренер России, Почетный гражданин города Ижевска, Почетный гражданин Удмуртской  Республики. Слайд 17
Завалин Владимир Николаевич – Министр национальной политики Удмуртской Республики. Слайд 18
Учебная деятельность является 1 этапом на пути к самосовершенствованию, успех которого приходит в результате обучения и множественных тренировок.
Как построить процесс, чтобы добиться результатов, чтобы процесс был эффективным?
Слайд 19
Эффективность процесса самосовершенствования  осуществляется:
  • осознанно;
  • строго по плану;
  • систематически;

поставив перед собой четкие цели, стремясь получить реальные и осязаемые результаты

Слайд 20
Вопросы.

– Что понравилось?
– Что нового узнали сегодня?
– Какие выводы сделали для себя?

Слайд 21
– Спасибо  за работу! Слайд 22