Урок математики в начальной школе с использованием ИКТ

Разделы: Начальная школа


Тип урока: урок-закрепление с использованием ИКТ

Цель: закреплять умение выполнять вычисления вида 6 - ___; 7 - ___; готовить к знакомству с составными задачами.

Планируемые результаты:

Предметные: научатся выполнять вычисления вида 6 - ___ , 7 - ___ , используя взаимосвязь сложения и вычитания и знание состава чисел; использовать математическую терминологию при составлении и чтении математических равенств; решать задачи изученных видов.

Метапредметные:

  • Познавательные УУД: наблюдать и объяснять, как связаны между собой простые задачи, представленные в одной цепочке; выполнять задания поискового характера.
  • Регулятивные УУД: Организовывать свое рабочее место под руководством учителя; осуществлять контроль в форме сличения своей работы с заданным эталоном; вносить необходимые дополнения, исправления в свою работу, если она расходится с эталоном (образцом).
  • Коммуникативные УУД: соблюдать простейшие нормы речевого этикета: здороваться, прощаться, благодарить; вступать в диалог; сотрудничать с товарищами при выполнении заданий в паре: устанавливать и соблюдать очерёдность действий, корректно сообщать товарищу об ошибках; участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы.
  • Личностные УУД: принимать новый статус “ученик”, внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к школе; внимательно относиться к собственным переживаниям и переживаниям других людей; выполнять правила безопасного поведения в школе; адекватно воспринимать оценку учителя и одноклассников.

Оборудование: пуговицы, числовые веера, карта путешествия, тетрадь путешествия, фонограмма “Голубой вагон”, волшебные конверты с рисунками-схемами, карточки для проверки знаний, смайлики, шкала успеха.

Ход урока

I Организационный момент. Психологический настрой.

Презентация.

(Слайд 1)

- Здравствуйте, ребята. Прежде чем начать урок, создадим себе и друг другу хорошее настроение. А хорошее настроение начинается с улыбки. Улыбнёмся друг другу. (Слайд 2)

- А теперь повернитесь к учителям, которые пришли к нам в гости, улыбаясь, поздоровайтесь с нашими гостями. Когда у человека хорошее настроение, он готов поделиться всем с окружающими его людьми. У вас на столе лежат пуговицы. Каждой пуговице дайте имя в соответствии с лучшими качествами вашего характера. А теперь поделитесь ими друг с другом.

- Игра “Как живёте?” (на каждый вопрос дети хором отвечают: “Вот так!” и жестом показывают нужное действие)

- Как живёте?

- Вот так!

- Как идёте?

- Вот так!

- Как бежите?

- Вот так!

- Ночью спите?

- Вот так!

- Как берёте?

- Вот так!

- А даёте?

- Вот так!

- Как сидите?

- Вот так!

- А математику как знаете?

- Вот так!

- А вот это мы сейчас проверим!

II Актуализация знаний.

1)

Для начала вы, ребятки!
Прорешайте все задачки:

а)

Пять цветочков у Наташи,
И ещё два дал ей Саша.
Ну и умница ты, Саша!
Сколько теперь цветов у Наташи? (7)

б)

Четыре спелых груши
На веточке качалось.
Две груши снял Павлуша,
А сколько груш осталось? (2)

в)

Внуку Коле добрый дед
Дал вчера 6 штук конфет.
Съел одну конфету внук.
Сколько же осталось штук? (5)

г)

Яблоки в саду поспели,
Мы отведать их успели.
Пять румяных, наливных,
Три с кислинкой.
Сколько их? (8)

д)

С неба звёздочка упала,
В гости к детям забежала.
Две кричат вослед за ней:
“Не забудь своих друзей!”
Сколько ярких звёзд пропало,
С неба звёздного упало? (3)

е)

Шесть орешков мама-свинка
Для детей несла в корзинке.
Свинку ёжик повстречал
И ещё 4 дал.
Сколько орехов свинка
Деткам несла в корзинке? (10)

ж)

Семь ребят пустились в путь,
Три решили отдохнуть.
Повнимательнее будь!
Сколько ребят продолжили путь? (4)

2)

Работа над порядковым следованием чисел

- У нас получился следующий числовой ряд. (Слайд 3)

- Назовите числа в прямом порядке.

- Давайте проверим.

- Какие числа пропущены в нашем числовом ряду? (6,9)

- Как их можно получить? Игра “Засели домики”

- Какое число лишнее в нашем ряду? Почему?

III Самоопределение к деятельности.

- Я вижу, что вы многого достигли и с вами можно оправиться в путешествие. Какие качества должны проявить путешественники, чтобы преодолеть все препятствия? (находчивость, смелость, ловкость, упорство, силу и т.д.)

- Нам сегодня вручили вот эту карту путешествия. (Слайд 4)

- Но в какую сторону мы отправимся от нашей станции “Школьная” мне не сказали. Вручили только вот этот рисунок. (Слайд 5)

- Может он нам поможет найти направление нашего путешествия. Угадайте, что должно быть нарисовано в пустой клетке.

- Итак, наше путешествие начинается, (Слайд 6) и мы прибываем на станцию “Догадайкино”.

(Слайд 7)

- Посмотрите на столбики примеров.

- Кто догадался, каких примеров не хватает в каждом столбике? Заполните пропуски. Объясните.

- Какое правило мы будем закреплять сегодня на уроке? (Если из суммы вычесть одно слагаемое, то получится другое).

IV Работа по теме урока.

Ребята, нам пора в путь. (Слайд 8)

Мы прибываем на станцию “Составляйкино”. (Слайд 9)

1) Работа по учебнику.

№ 1 с.31

- Какой пример составлен по рисунку? Как получили второй пример? Третий?

- Составьте примеры, вычислите ответы I вариант во 2 столбике и II вариант в третьем столбике. Запишите примеры в тетрадь путешествия. (Самостоятельное выполнение, 2 ученика у доски).

- Что нужно знать твёрдо, чтобы не сделать ошибки в таких примерах? (Состав чисел)

№ 2 с.31

- Объясните, как из 6 вычесть 4? 6-1? 7-6? 7-5?

- Посмотрите на примеры, которые записаны на полях. Решите их устно. Какой пример следующий? Почему? (I слагаемое увеличивается на 2, II слагаемое не меняется, сумма увеличивается на 2)

V Физкультминутка.

Наш поезд продолжает путь, (Слайд 10) и мы прибыли на станцию “Отдыхайкино”. (Слайд 11) Жители этой станции приглашают вас вместе с ними отдохнуть. (Слайд 12- 22)

VI Продолжение работы по теме урока.

1)Работа по учебнику.

№ 3 с.31

- Наше путешествие продолжается (Слайд 23) и мы прибываем на станцию “Задачкино”. Как вы думаете, почему она так называется? На этой станции мы будем решать задачи, работая в паре.

- Итак, прочитайте про себя условие задачи. Что вы заметили? (Два вопроса)

- Что надо сначала узнать в первой задаче? (Сколько цыплят у пёстрой наседки?)

- Что узнаем потом? (Сколько цыплят у двух наседок)

- Что сказано о цыплятах пёстрой наседки? (Их на 2 меньше)

- В волшебных конвертах найдите схему-рисунок, который подходит к условию первой задачи. Давайте проверим. (Слайд 24)

- Запишите в тетрадь путешествий решение первой задачи. Давайте проверим.

- Запишите ответ. Давайте проверим.

- Найдите рисунок-схему, который подходит к условию второй задачи. Давайте проверим.

(Слайд 25)

- Запишите в тетрадь путешествий решение второй задачи.

Проверим.

- Запишите ответ. Проверим.

- Теперь все могут продолжить путешествие. (Слайд 26)

2) Работа с геометрическим материалом.

- Дальше наш путь лежит через густой лес станции “Лесная”. Чтобы не заблудиться, необходимо выбрать нужную тропинку. (Слайд 27)

- Какой отрезок длиннее, а какой короче? На сколько см? Как вы узнали?

- Наша тропинка длиннее красной, но короче зелёной. Начертите нашу тропинку в тетради путешествия.

- Какой длины наша тропинка? Покажите числовым веером. Давайте проверим.

3) Работа в тетради на печатной основе.

- Мы продолжаем наш путь (Слайд 28) и прибываем на станцию “Тетрадкино”. Жители этой станции любят работать в таких же тетрадях, как и мы с вами. (Слайд 29)

- Откройте тетрадь на странице 18. Прочитайте условие задачи № 2. Что заметили?

- Что надо сначала узнать? Что сказано о Тане? Что значит на 4 меньше?

- Что узнаете потом?

- Запишите решение задачи самостоятельно. Давайте проверим. (Слайд 30) (Проверка в парах. Учащиеся меняются тетрадями, проверяют решение по образцу и оценивают работу, ставят “+”, “-“)

- Кто выполнил задание верно? Кому нужна помощь товарища? Объясните решение задачи тем, кто допустил ошибку (учащиеся 2 минуты работают в парах).

VII Рефлексия.

- Молодцы, мы провели путешествие без потерь. Пора отправляться домой.

- Чтобы после нас всё осталось в чистоте и порядке, проведём проверку. (Проверь себя (учебник с. 31). Учащиеся самостоятельно записывают и решают примеры (1 ряд - 1 столбик, 2 ряд - 2 столбик, 3 ряд - 3 столбик). Проверка в парах.)

- Оцените соседа по парте:

(Слайд 31)

  •  - молодец, всё сделал правильно
  • - хорошо, но ещё немного ошибаешься
  • - тебе нужна помощь учителя

VIII Подведение итогов урока.

(Слайд 32)

- Что вам удалось узнать?

  • Сегодня я узнал...
  • Я научился...

- Какое из заданий было для вас самым трудным, интересным?

  • Было трудно...
  • Было интересно...
  • Меня удивило...

- Оцените свою работу на уроке. (Учащиеся заполняют шкалу успеха).

(Слайд 33)