Урок по литературному чтению на тему "М.Ю. Лермонтов "Три пальмы"

Разделы: Начальная школа


Тип урока: усвоение новых знаний.

Цель урока:

  • помочь почувствовать настроение лермонтовских стихотворений;
  • продолжить знакомство с творчеством М.Ю.Лермонтова;
  • дать первоначальное понятие о балладе; познакомить с произведением “Три пальмы”;
  • работать над выразительным чтением.

Учебные задачи:

  • познакомиться с особенностями баллады “Три пальмы”;
  • развивать умения анализировать баллады, понимать замысел поэта, находить авторские приемы создания образа;
  • формировать умение осознанно, грамотно, выразительно читать данное произведение.

Оборудование к уроку: презентация 1, презентация 2, проектор, компьютер, картинки для презентации.

Ход урока

1. Создание ситуации успеха.

Деятельность учителя Планируемая деятельность ученика
Обращается к учащимся с предложением вспомнить задачу предыдущего урока. На предыдущем уроке мы знакомились с произведением М.Ю. Лермонтова “Ашик – Кериб”. Восточная сказка. Познакомились с особенностями восточной сказки.
На сегодняшнем уроке мы продолжим наши открытия, но многие задания вам уже под силу выполнять самостоятельно. У каждого из вас будет возможность проверить себя.  

Контроль и оценка использования известных способов действия

2. Проверка домашнего задания.

Деятельность учителя Планируемая деятельность ученика
Учитель организует проверку домашнего задания: (работа в парах.)

Выберите часть, которую вы запомнили лучше и перескажите друг другу.

Оцените ответ товарища, обоснуй свою отметку.

Посоветуйтесь в паре, кто из вас будет отвечать у доски.

Для того чтобы оценить выполнение домашнего задания, необходимо вспомнить критерии оценивания.

Критерии оценивания Самооценка Оценка других
1. Правильность передачи основного содержания текста.

2. Последовательность и полнота развития сюжета.

3. Выразительность при характеристике образов.

   
  1. Ученик пересказывает часть сказки, которую лучше запомнил    
  2. Ученик устно оценивает подготовленный пересказ своего одноклассника, отмечая, что в данном фрагменте необходимо было воспроизвести последовательно для полного развития сюжета. Ключевым является передача эмоций персонажей.    
  3. Ученики в паре выбирают лучшего рассказчика, основываясь на оценку свою и одноклассника.    
Учитель делает вывод о качестве подготовленного дома пересказа, акцентируя внимание учащихся на том, что от качества выразительного пересказа зависит постижение авторского замысла. 4. Несколько лучших рассказчиков заслушивается всем классом.    

3. Постановка задачи урока.

Посмотрите на слайд и определите тему урока.

Верно, продолжим изучать творчество М.Ю. Лермонтова.

Будем обсуждать, делиться впечатлениями, узнавать, к чему хотел призвать нас автор.

4. Подготовка к активной познавательной деятельности.

Деятельность учителя Планируемая деятельность ученика
Сегодня на уроке мы с вами продолжим знакомство с творчеством замечательного русского поэта и писателя Михаила Юрьевича Лермонтова (1814–1841), жизнь и судьба которого была очень трагична.  
- В чем же трагизм его жизни, кто сможет рассказать? Мальчик рано лишился матери (когда Мише было всего 2,5 года), и бабушка забрала Мишу – своего единственного внука и наследника - у отца и сама воспитывала будущего поэта. Она души не чаяла во внуке, выполняла все его желания и прихоти, развивала способности мальчика к рисованию, музыке, поэзии. 
- Лермонтов был очень чутким ранимым человеком. Но он постоянно чувствовал себя одиноким. Всё это, несомненно, отразилось на характере подрастающего поэта и его творчестве. 
- Ребята, послушайте один отрывок из автобиографического стихотворения. Попробуйте сказать о настроении лирического героя. 
 
Он не имел ни брата, ни сестры. 
И тайных мук его никто не ведал. 
До времени отвыкнув от игры, 
Он каждому сомненью сердце предал. 
И, презрев детства милые дары, 
Он начал думать, строить миф воздушный 
И в нём терялся мыслию послушной. 
Автор - М. Ю. Лермонтов. Лирический герой грустный, одинокий. 
- А сегодня мы с вами познакомимся ещё с одним произведением М.Ю. Лермонтова. Прочитайте тему урока. М.Ю. Лермонтов. “Три пальмы”
- Какие художественные особенности мы можем назвать, только прочитав заглавие стихотворения?  Есть магическое число три, как в русских народных сказках; восточное сказание – мы уже изучали сказания, которые были связаны с русской историей; написано в стихотворной форме.

5. Стадия осмысления. (Построение нового знания)

Деятельность учителя Планируемая деятельность ученика
- Откройте учебную хрестоматию, давайте прочитаем стихотворение (выразительное чтение стихотворения учителем.)

- Какие чувства вызывает у вас это произведение?

Вначале чувство радости, потому что три пальмы украшали песчаные степи аравийской земли. Давали тень странникам усталым.

А в конце чувство грусти, печали, потому что пальмы погибли.

Какой момент главы вам показался наиболее напряженным? Почему? Но только что сумрак на землю упал,
По корням упругим топор застучал,
И пали без жизни питомцы столетий!
Одежду их сорвали малые дети,
Изрублены были тела их потом,
Медленно жгли их до утра огнём.
- Какие слова вам были непонятны?

Слайд: Словарная работа 
Аравийская земля 
Караван - группа вьючных животных, перевозящих грузы, людей в пустыне. 
Оазис - место в пустыне, где есть растительность и вода. 
Шатры — большие палатки, крытые тканью, коврами.
Арабы - народ 
Фарис - породистый конь, скакун.  

Аравийская земля 
Караван
Оазис
Шатры
Арабы
Фарис
Восточное сказание – рассказ исторического или легендарного характера. 

- Какую роль играет подзаголовок - “Восточное сказание”? 

Автор определяет жанр стихотворения, подчеркивает легендарность событий, предупреждает о восточном, экзотическом происхождении сказания.
- Реальные или фантастические события, детали описываются в стихотворении?

В то же время эти событие вполне реалистично: караван описан очень детально, подробно. Реалистична и картина привала каравана, гибели гордых пальм, исчезновения прекрасного оазиса в пустыне.

Пояснение: 
Такое стихотворение, написанное на легендарную или историческую тему, соединяющее фантастическое и реальное, называется балладой.

В стихотворении фольклорные мотивы: символическое число “три”; олицетворение; волшебное событие (появление каравана сразу вслед за укором пальм небу).
Можно ли по первым эпизодам определить, кому из персонажей сочувствует рассказчик? Нет. Это происходит постепенно, по ходу событий.

6. Решение частной задачи.

Возникла проблема. В чем она? Представить полную картину происходящего, не представив климатических условий аравийской земли и роли трёх пальм.
Я предлагаю вам в группах провести исследование баллады М.Ю. Лермонтова “Три пальмы”. Может быть, проведя исследование и представив друг другу его результаты, вы найдете ответ на свой вопрос.  
Но вначале давайте вспомнить правила необходимые для успешной работы в группе. умение слушать друг друга;

умение доверять друг другу;

умение задавать друг другу вопросы;

умение давать “обратную связь” (на высказывания или действия товарищей по группе);

умение принимать и положительно относиться к различиям между членами группы;

умение учить друг друга;

умение разрешать споры;

умение руководить групповой работой;

умение приходить к согласию;

умение работать в команде.

Задание для 1 группы: Проведите исследование произведения ответьте на следующие вопросы:

Беседа по содержанию: 

- Перенесёмся мысленно на аравийскую землю (карта).

1.Что вы можете сказать о природе этих мест? (жарко, знойно, пески, сухо) 

2. Как здесь передвигаются люди? (на верблюдах) 

3. Но есть в мире песков живое место, где растут шикарные деревья, журчит приятно вода, как оно называется? (оазис) 

4. Какие деревья там растут? (пальмы) 

5.Что даёт силы подняться этим красивым деревьям? (родник)

Задание для 2 группы: Проведите исследование произведения ответьте на следующие вопросы:

- Какие картины автор рисует? (создать книжку из картинок) 

Пальмы. 

- Какие пальмы? (“гордые”, “роскошные листья”, “сень зелёных листов”) 

Караван 

Пестрели коврами покрытые вьюки,
И шёл, колыхаясь, как в море челнок,
Верблюд за верблюдом, взрывая песок.
Мотаясь, висели меж твёрдых горбов
Узорные полы походных шатров;

- Какой видит автор остальную природу? (всё дико, пусто, не шепчутся, ключ напрасно просит о тени, высыхает, песок его заносит, “лучи знойные”, “пески летучие”, “почва бесплодная”, “ручей звучный”, “хранимый”) 

То, что осталось? (“почва бесплодная”, “пепел седой и холодный”, “всё дико и пусто кругом”, “не шепчутся листья с гремучим ключом”, “коршун степной нелюдим, добычу терзает и щиплет над ним”)

Презентация книжки (на индивидуальном компютере).

Задание для 3 группы: Проведите исследование произведения ответьте на следующие вопросы:

- Какой приём использует автор? (эпитеты)

- Вспомните, что такой эпитет и для чего автор его использует? (эпитеты нужны для того, чтобы уяснять и оживлять слова).

Что значит ручей для пальм, а пальмы для ручья? (ручей для пальм это жизнь, потому что растения не могут жить без воды; пальмы для ручья тень, чтобы вода была студеной).

- На что же они “ропщут”? (“стали три пальмы на Бога роптать...”).

- Роптать. Посмотрите в словаре значение. (“Негромко, в неясной форме выражать недовольство, обиду”).

- Что требовали от бога пальмы? (Пальмы ничего не требовали от Бога, они просто ощущали неудовлетворенность жизнью. Это чувство знакомо любому человеку.)

- Как называют свою судьбу? (“святой приговор”)

Чувства автора выражены не столь открыто. Перечитайте восьмую строфу. Обратите внимание на восклицательный знак. (“И пали без жизни питомцы столетий!”).

“Пали”...

- Когда уместно употребление этого слова? (Так говорят о погибших на поле боя воинах). Какие же чувства скрывает это слово? (Скорбь, печаль, боль...).

- О какой жизни мечтают? “о весёлой”

Задание для 4 группы: Проведите исследование произведения и составьте план:

А) Жизнь гордых пальм в пустыне.

Б) Их обращение к Богу.

В) Появление каравана.

Г) Пальмы встречают гостей.

Д) Гибель “питомцев столетий”.

Е) “Все дико и пусто кругом”.

Защита группами своих ответов.

7. Итоговая рефлексия

Путь постижения авторского замысла намечен был каждой группой – это и есть главный результат урока.

Обобщение учителя.

Мы уже поняли, что речь идет о человеческой жизни, о людях, их выборе. Перечитаем начало стихотворения:

Три Гордые пальмы Высоко росли...

Гордым пальмам недостаточно быть просто высокими, то есть рослыми, они хотели Высокой жизни. Как вы понимаете это выражение – “высокая жизнь”?

(Уместно будет вспомнить выражение “достойная жизнь”. Жизнь для себя достойной не назовешь.)

Но стремление к достойной жизни привело пальмы к гибели. Так как же надо жить?

Смысл жизни – это и есть главный вопрос баллады (посмотрим еще раз на тему урока).

Какой ответ дает Лермонтов?

Пальмы сделали достойный выбор. Но поэт честно предупреждает: жить достойно – это очень трудно. Если приносишь себя в жертву, не жди благодарности. Люди могут и не заметить твоей жертвы. Но истинное добро всегда бескорыстно.

8. Подведение итога урока.

Мы проделали большую работу на уроке и очень хочется узнать ваше мнение и впечатления от урока.

Сформулируйте его, продолжив предложения:

  • Мне понравилось ...
  • Мне было трудно.....
  • Мне было интересно...

Благодарю!

Домашнее задание (по выбору):

Мы с вами прочитали стихотворение М.Ю.Лермонтова "Три пальмы".

  1. Ваша задача составить по этому стихотворению диафильм. Для этого вам сначала нужно представить, что вы нарисуете на первом кадре, на втором и т.д. Напишите, что же вы нарисуете. Но помните, что в диафильме должна отразиться вся история жизни трех пальм, по возможности, подписать каждый слайд.
  2. Выразительно прочитать балладу и выполнить задания в тетради.