"Лицейские вести" – это летопись школы

Разделы: Внеклассная работа


Одной из эффективной формой организации проектной деятельности является создание школьной газеты, т.к. социализация подрастающего поколения в большей степени происходит через СМИ. Именно так школьники входят, погружаются в социум, в общественную жизнь своей страны и мирового сообщества.

В 2009 в нашем лицее было создано детское объединение “Юный корреспондент”, результатом работы которого является выпуск школьной газеты “Лицейские вести”. Это позволило расширить воспитательное “поле” школы, т.к. создание газеты включает личность в многогранную, интеллектуально и психологически положительно насыщенную жизнь, где можно реализовать свои личностные качества, способности, которые зачастую остаются невостребованными основным образованием, где есть условия для самоутверждения и творческого саморазвития. Как руководитель проекта, я собрала вокруг себя инициативных, талантливых и целеустремленных ребят, которые не стали воспринимать издание газеты как игру, а считают это серьёзным делом.

Исследовав основные потребности начинающих журналистов, я постаралась организовать образовательный процесс в “Юном корреспонденте”, с учетом трех аспектов: обучающего (знакомство с основами журналистики), воспитательного (воспитание коллективизма и журналисткой этики) и развивающего (развитие творческих способностей). Затем мною была разработана дополнительная образовательная программа, прошедшая экспертизу и утвержденная в ЦВР. Почему мы заинтересовались идеей создания электронной общешкольной газеты?

Газета – это своеобразная летопись школы. Она отражает то, чем живет школа, ее особенности и проблемы, праздники и будни, успехи и нерешенные вопросы. Конечно, газеты существовали и раньше. Они периодически появлялись на стендах как яркие праздничные открытки, плакаты, содержащие поздравления и пожелания, посвященные каким-либо торжественным событиям. И многие проблемы и стороны школьной жизни оказывались незатронутыми.

"Быть журналистом не так-то легко,
Хочется много, а надо одно.
Из тысяч идей, что сидят в голове
В реале выходят как максимум две".

Кружок создан с целью дать возможность учащимся школы приобрести первичные навыки профессии журналиста и совершенствовать навыки литературного творчества. Развитие и реализация творческих способностей проводится через школьную компьютерную газету. Тематика газеты отражает проблемы повседневной школьной жизни, интересы ребят.

Чем живешь, молодежь?!
Молодежь живет активно,
Рассуждает креативно.
Двадцать первый век влияет,
Электронику внедряет.
Пишем мы статьи в газете,
Освещаем все на свете.
Звезды, техника и мода -
Наша радость и работа.
Анекдоты, спорт, презент...
Охватить спешим момент.
Мы везде все успеваем,
Ничего не забываем.
Знаем кто, где и когда,
Наша истина проста!
Жизнь крута, полна событий,
Наблюдений и открытий.
Вот история про нас,
Журналисты высший класс!!!

Такой вид деятельности способствует повышению интереса к учёбе (литературе, русскому языку, информатике), сплочённости детей, развитию интеллекта, творческих и их коммуникативных способностей, приобретению теоретических и практических навыков в работе с компьютером. Так же содействует воспитанию информационной культуры школьников, повышению их статуса в школьном и классном коллективе, престижа успешной учебы, занятий в секциях и кружках. Школьная газета приучает и обучает младших и средних школьников к чтению периодической печати. Выпуском газеты ребята занимаются во внеурочное время.

На занятиях кружка юные журналисты знакомятся с жанрами газеты, изучают программные продукты, занимаются проектной деятельностью. Основными формами обучения являются лекции, практикумы, экскурсии, ролевые игры, уроки-проекты, работа в группах.

На вопрос “Нужна ли школьная пресса?” ребята нашей школы давно уже ответили положительно. Подтверждением тому служит их личное участие в создании школьной газеты.

Девиз “Юного корреспондента”: открытость, информированность, активность.

Работая над созданием школьной газеты, мы стремимся решать следующие задачи: предоставить каждому возможность для самореализации, научиться работать в команде, познакомиться со структурой редакционной коллегии газеты, с особенностями работы журналиста, совершенствовать навыки использования ИКТ для поиска информации, оформления заметок и вёрстки газеты, повысить интерес читателей к делам и проблемам школы.

“Юный корреспондент” в школе состоит из группы юных корреспондентов и совета редколлегии. Каждый год состав редколлегии обновляется, и газета меняет свое “лицо”. В редакции газеты все ответственные должности распределены по желанию ребят и их способностям к той или иной работе.

На самом первом заседании редколлегии были определены основные принципы ее работы:

Каждый подготовленный текст (иллюстрация) должен соответствовать таким требованиям, как:

  • актуальность (своевременность) - материалы газеты - отклик на события, факты, которые произошли недавно и многим интересны;
  • доступность - текст должен быть написан простым языком, понятным и взрослому и ребенку; в газете нет места витиеватым напыщенным фразам, сугубо научным или специальным терминам, которые даны без пояснения/;
  • полнота и краткость - несмотря на кажущуюся противоположность этих требований, они вполне понятны: в тексте газеты не должно быть ничего лишнего, несущественного и в то же время читателям необходимо предоставить полный объем информации, чтобы не возникало вопросов и домыслов;
  • общественная значимость текста - в материале должна содержаться информация важная для многих людей,
  • достоверность - соответствие фактов действительности;
  • новизна - неизвестные ранее выводы и факты.

Газета может выступать с критикой негативных явлений, но она должна быть объективной, аргументированной, корректной;

Газета должна изучать и учитывать интересы читателей, реагировать на их критику.

Также был создан кодекс журналиста, которым он руководствуется в работе. Вот несколько основных принципов:

  • Будь беспристрастен и правдив;
  • Не делай поспешных выводов и заключений;
  • Не унижай чужого достоинства;
  • Используй только истинные материалы;
  • Уважай и защищай права людей и их интересы.

С возникновением газеты школа получила собственную прессу, наличие которой всегда было показателем высокого класса любого учебного заведения. "Лицейские вести" освещает школьную жизнь, и каждый ученик, который уже умеет читать, в курсе основных новостей школы и чувствует себя в центре событий.

С самого начала печататься в школьной газете стало престижно. Более того, дети с желанием приобретали новые номера “Лицейские вести”, заранее интересовались, когда выйдет следующий номер. Удивительно, насколько естественно подготовка и публикация газеты побуждала всех заинтересованных лиц, от директора до учеников 11 классов, участвовать в выпуске нового номера газеты.

Теоретические занятия, журналистские задания, практические семинары, “мозговой штурм” при поиске новых тем, наконец, вёрстка газеты в школьном кабинете информатики – это этапы становления коллектива единомышленников, этапы развития творческого потенциала детей.

Газета “Лицейские вести” издаётся с сентября 2009 года. Периодичность выпуска - один раз в месяц, тираж 150-200 экземпляров, формат А4, объём - четыре полосы. Верстается газета в программе “Publisher”, оформляется фотографиями и рисунками учащихся нашей школы. На сегодня выпущено десятки номеров газеты общим тиражом 4000 экземпляра.

В своем нынешнем формате газета имеет ряд постоянных рубрик и сложившихся традиций. В каждом выпуске - одна, максимум две ведущих темы. В целом, ежемесячное издание - своего рода летопись школы. Этому способствует и “Новостная колонка”, которая пишется редакторами и учениками, где кратко упоминаются все значительные события в жизни школы за месяц. Рубрика “Информация к размышлению” поднимает серьезные проблемы школьной жизни. Принимая во внимание заметный спад интереса нынешних ребят к чтению, наша редакция предлагает рубрику “Раскинь мозгами”, где викторины, интеллектуальные игры, заставляют перелистать художественные произведения, словари, всевозможные справочники. Материал, собранный в рубрике, пользуется успехом. Многоцветная палитра школьной жизни отражается на газетных полосах в рубриках: “Событие всешкольного масштаба”, “Слово предоставляется”, “Наши кандидаты”, “Портрет на фоне школы” (наши интервью, рассказы об учащихся, учителях, родителях), “Мы и спорт!”, “Знай наших!” (о достижениях учащихся и учителей), “ПУПС” (Пусть Учебе поможет Смех). Писательские и поэтические таланты ребят раскрываются в рубрике “Проба пера!”. Газета постоянно поднимает вопросы актуальности здорового образа жизни, милосердия, толерантности и взаимопомощи в современной жизни. Таким образом, школьный печатный орган становится инструментом развития социально-нравственной компетенции, формирования информационной культуры школьника, самоутверждения и становления личностной зрелости подростка.

Газета “Лицейские вести” является средством объединения детей разных классов. Сам процесс выпуска школьной газеты, отбор статей, заметок, стихов помогает раскрыть творческий потенциал учащихся, делать их выбор – работу юнкором – осознанным. Ребята на практике пробуют себя в роли журналиста, фотографа, редактора и верстальщика, осваивают компьютерные программы “Adobe Photoshop CS” и “Publisher”, работают на сканере и с цифровым фотоаппаратом. К тому же они в процессе творческой работы имеют возможность улучшить свои знания языка и культуру речи.