Наша чистая планета

Разделы: Экология


В современных условиях все большее значение уделяется экологическому воспитанию учащихся,немаловажное значение уделяется вопросам природоохранной деятельности. Предлагаемое внеклассное мероприятие проводилось в рамках проведения Дня Земли 22 апреля с учащимися 9–11-х классов.

Материал показывает необходимость сохранения биологического разнообразия и является подтверждением одного из законов социальной экологии Барри Коммонера: “Все связано со всем” — и поэтому способствует формированию экологической культуры учащихся.

Главная цель урока – привлечь внимание детей к возможности решения сложных экологических проблем и помочь им в осознании необходимости личного посильного вклада каждого человека в сохранении окружающей среды.

Цели урока.

  1. Развивать экологическое сознание и экологическую культуру детей;
  2. Познакомить учащихся с факторами загрязнения окружающей среды
  3. Содействие формированию высоконравственных качеств, любви ко всему живому.

Оборудование: аудиозапись, картины, плакаты о природе, плакаты на природоохранную тему, выполненные учащимися

Ход занятия

1. Вступление.

На фоне негромко звучащей мелодии учитель читает стихотворение.

Введение

Берегите Землю! Берегите
Чудо песен городов и вёсен,
Мрак глубин и волю поднебесий,
Старости последнюю отраду.
Женщину, бегущую к детсаду,
Нежности беспомощное пенье,
И любви железное терпенье.
Берегите молодые всходы
Небо в звёздах, океан и сушу
И в бессмертье верящую душу -
Всех судеб связующие нити.
Берегите Землю! Берегите!

С 1970 года 22 апреля в мире отмечается День земли - день активных и практических дел в адрес природы.

Нам тоже небезразлична судьба планеты. Все наши мечты - это мечты о хорошем будущем, о прекрасной Земле, о дружбе человека и природы. Вот это желание светлого, доброго, прекрасного будущего и объединяет нас здесь. Звенит колокол.

Во все времена колокола были вестниками тревоги. Они звучали в дни торжеств и людских бед, когда человеческому голосу не под силу было выкрикнуть боль. Давайте окинем мысленным взором нашу голубую планету! Ныне она уже не кажется нам огромной и бесконечной, скорее хрупкой и беззащитной. Сегодня её здоровье, её жизнь в опасности. Она нуждается в скорой экологической помощи. Сегодня на нашем уроке учёными - экологами проводится “врачебный осмотр планеты". Каков же диагноз? Излечима ли болезнь, или наша планета медленно погибает? Многие серьёзные специалисты указывают на гигантские “гнойники” на теле Земли- свалки. Они вызывают боль и отвращение. В опасности “лёгкие” планеты - леса. Затуманились “глаза” Земли - озёра, моря, океаны.

То, что вы увидите здесь - журнал, хотя и необычный. Его название “Наша чистая планета”.

Каждую его страницу готовили наши корреспонденты. Обратим внимание на страницы нашего журнала.

История взаимодействия человека и природы

(1 страница)

Я человек!
И мне природа покорилась!
Да, мы - цари!
Мы сотворили чудеса
В искусствах, ровно как в науке.
Мы покорили небеса.
И атом передали в руки!
Цари мы или не цари?
Иль существа иной породы?!
Быть может врали буквари,
Что человек — есть царь природы?!

Прошло около 1 млн лет, как появился на Земле Человек. Благодаря научно-техническим достижениям он возомнил себя господином Природы. И вольно или невольно стал применять давний принцип поработителей: “Разделяй и властвуй”. Он не хотел ждать милости от природы, а захотел взять все её богатства. Он вырубал вековые леса, засорял прозрачные источники, осушал полноводные реки...

Эпиграфом нашего урока могут стать слова К.Г.Паустовского, французского писателя эколога Ж.Дорета и даже японской мудрости.

Паустовский: “Потомки никогда не простят нам опустошения земли, надругательства над тем, что принадлежит не только нам, но и им по праву”.

Дорет: “Человечество брало разгон 30 тыс. лет, чтобы затормозить перед пропастью”. Японская мудрость: “Чтобы уметь управлять Природой, надо уметь ей покоряться”. Проблема экологических противоречий уходит своими корнями в глубины развития человеческого общества.

За период существования человека на планете уже в послеледниковый период неандертальцами были полностью уничтожены мамонты. Около 2 тысяч лет назад индейские племена Северной Америки почти полностью уничтожили бизонов, служащих для них основным источником пищи. Эксплуатация человеком природных ресурсов масштабно увеличивалась по мере роста средств воздействия на природу.

В настоящее время взаимодействие общества и природы происходит в таких широких масштабах, что это породило одну из глобальных проблем - проблему экологического жизнеобеспечения на планете.

Эту проблему можно подразделить на ряд проблем, которые на пороге 11 века создают серьёзную угрозу современной цивилизации. К ним можно отнести: проблему истощения природных ресурсов, оскудения природной среды, загрязнения планеты, проблему здоровья человека и др.

В большинстве своём отмеченные проблемы связаны с негативными воздействиями человека на окружающую среду.

Современное общество начинает гораздо острее осознавать, что оно больше не может безоглядно пользоваться своей огромной властью над природой, беспредельно вторгаться в её сферы, радикально преобразовывать её без учёта возможных отрицательных последствий. Чем больше материальных благ создают люди, тем чаще они начинают задумываться над тем, что биосфера при этом неизбежно меняется. Решение экологической проблемы в настоящее время видится в следующем: в усилении экологизации науки, образования, техники, активизации населения в области экологической культуры.

Вода

(2 страница)

Океан седой гремит набатно,
Он таит обиду в глубине,
Чёрные, раскачивая пятна
На крутой разгневанной волне
Стали люди сильными как боги,
И судьба Земли у них в руках.
Но темнеют страшные ожоги
У земного шара на боках.
Мы давно освоили планету,
Широко шагает новый век.
На Земле уж белых пятен нету.
Чёрные сотрёшь ли, человек?

Проблема воды - одна из глобальных, стоящая перед людьми. Для сносного существования человеку нужно 15 л воды в день. В развитых странах среднее потребление воды на человека 100 л в сутки. На производство 1 т бумаги уходит 100 т воды, одного автомобиля - 250 т воды, 1 т. стали - 150 т воды.

Каждый литр сточной воды, попадая в водоём, приводит в негодность 100 л хорошей воды.

В Мировой океан ежегодно попадает несколько тонн жидких и твёрдых отходов. Обратим внимание на очаги экологического нездоровья на нашей планете.

Работа с картой

Средиземное море, Чёрное, Азовское, Северное, Балтийское, Ладожское озеро. Пример величайшего экологического бедствия - Арал, Аральское море, “испарившееся” на глазах одного поколения. Но не только Арал пострадал от деятельности человека: из-за изменения климата и отбора воды на орошение площадь озера Чад, одного из крупнейших озёр Африки, с 1963 года сократилась на 95 %. Сегодня многие реки Земли превратились в кладбища рыб.

Наша планета - планета океанов. Уже более 30 лет назад в дневнике путешествий норвежский учёный Тур Хейердал написал: “Посреди океана теперь нельзя руку сунуть в воду, чтобы не вымазаться в грязи...”

Учёные предупреждают, если не будут приняты меры предосторожности, Мировой океан покроется сплошной нефтяной плёнкой и всё живое в океане погибнет, заглохнет навсегда.

Воздух

(3 страница)

За последние 200 лет концентрация ртутных паров в атмосфере повысилась более чем в три раза. Произошло это в результате сжигания городских отходов и некоторых сортов углей, в которых содержится ртуть. Ещё 15-20 лет назад учёные забили тревогу по поводу “парникового эффекта”, который может вызвать глобальные изменения климата, что проявится не только в повышении температуры, но и в изменении интенсивности ультрафиолетового излучения Солнца. А тончайший озоновый слой в последние годы катастрофически уменьшается, появляются озоновые дыры. Один легковой автомобиль за 1000 км пробега расходует столько же кислорода, сколько человеку необходимо в год.

В сутки автомобиль способен выбрасывать 20 гр вредных выхлопных газов, в составе которых находятся и канцерогенные вещества.

Катастрофически растёт во всём мире число экологически неблагополучных городов, чей воздух, отравленный промышленными выбросами, становится непригодным для жизни.

В воздухе иногда зависают тучи вредных газов, это так называемый смог. Оксиды серы и азота, взаимодействуя с водой, превращаются в серную и азотную кислоты, которые переносятся в виде тумана, а потом выпадают кислотными дождями. Детство, отрочество, юность - прекраснейшая пора, когда не только весь мир, но и сам себе кажешься вечным, бессмертным. И вдруг это великое чувство вечности зелёного мира будет утрачено? Мы не должны этого допустить!

Человечество хочет жить, и мы должны сделать всё возможное, чтобы природа не вычеркнула его из списка живых.

“Настало время осознать каждому, что мы живём в озоновом одуванчике, что наша Земля - одинокий небесный цветок, расположенный на удачном расстоянии от Солнца”.

Три клада у природы есть:
Вода, земля и воздух - три основы.
Какая бы ни грянула беда -
Всё возродится снова,
Но если ...
Впрочем, в наш жестокий век
Понятно всем,
Что “если”, значит.
О человек!
Природа-мать ни рек
И ни морей от глаз твоих не прячет,
Ни росших трав, ни голубых озёр ...
Цени доверие природы.
Не обмани её!
И в тёмный лес входи,
Как в храм под мраморные своды.

Почва

(4 страница)

Почва образуется медленно: для этого нужны сотни и даже тысячи лет. А вот разрушить её можно очень быстро. Люди осваивали целинные и залежные земли. Первые 5 лет они получали хорошие урожаи. А потом ветры - суховеи стали поднимать миллиарды тонн плодородного слоя и уносить его к подножию гор. В результате этого почва оскудела, урожаи стали значительно хуже.

В результате деятельности человека сильнейшей деградации подверглось уже около 40 % почв Земли.

Человек ежегодно извлекает из земных недр более 100 млрд. тонн руды, горючих и строительных материалов. Добыча полезных ископаемых приводит к изменению рельефа Земли, образованию котловин, пустот в верхних слоях земной коры. И если в самое ближайшее время не будут приняты меры против дальнейшего разрушения почв, то катастрофа может оказаться необратимой.

Мы рубим лес, устраиваем свалки.
Но кто же под защиту всё возьмёт?
Пусты ручьи, в лесу одни лишь палки.
Подумайте, а что нас дальше ждёт?
Пора бы человечеству понять,
Богатство, у природы отбирая,
Что Землю нужно тоже охранять
Она, как мы, такая же - живая!

Растения и животные

(5 страница)

Здравствуйте, друзья! Здравствуй, природа!

Здравствуйте, птицы: соловьи, совы, воробьи и голуби! Здравствуйте, звери: тигры, львы, слоны, волки!

Если бы человек каждый день вот так здоровался не только с родными и знакомыми, но и со всем живым, что его окружает, может быть, до сих пор на земле жили бы все животные и растения, которых мы уже больше никогда не увидим, люди уничтожили их.

Уничтожение продолжается и сейчас. Цели разные: кто-то хочет получить больше денег за продажу редкого животного или его меха. Кто-то хочет поохотиться в своё удовольствие, а кто-то, не думая, вырывает с корнем цветы, убивает палкой лягушку, бросает камнем в птицу - развлекается. Часто слышишь: “Человек - царь природы!”.

Но кто поставил человека над природой? Сам человек! А может ли человек существовать без природы: без воздуха, воды, пения птиц, ароматов лугов, шелеста листьев? Представить себе это невозможно... Всё это нам щедро даёт природа, а взамен просит только бережного, доброго отношения к ней.

Внимательно изучив материалы дела мы установили, что каждому пятому виду зверей, каждому четвёртому виду рептилий и амфибий, каждому пятому виду птиц нашей фауны сегодня угрожает опасность. 25000 видов высших растений планеты на грани полного уничтожения. За последние 60 лет, исчезло на планете виден зверей и несколько сот видов растений, 26 видов птиц...

В зоопарке Нью-Йорка установлено 225 гранитных в память исчезнувших с лица Земли животных. Виновником их исчезновения был человек.

Мы выяснили, что площадь лесов уменьшается ежеминутно на 20 га, а 20 кг макулатуры сохраняют одно дерево.

Ежегодно в мире 20 млн. га леса страдают от пожаров: 97 % лесных пожаров возникают по вине человека.

Замечательный английский учёный и писатель Даррелл считает, что исчезновение какого-либо вида животных - невосполнимая потеря для человечества, подобно утрате шедевров мирового искусства. И то и другое неповторимо.

Мы все в неоплатном долгу перед братьями нашими меньшими. Они умирают не только от пули, на них наступают поля, заводы, ядохимикаты.

Утро синее тихо
Занималось в лесу.
Шла тропинкой лосиха,
Осыпая росу.
Рядом с ней без тревоги
И доверчив, и рыж,
Семенил длинноногий
Горбоносый малыш
Изучал на примерах
Он повадки её,
А рука браконьера
Поднимала ружьё...
Оступилась лосиха,
Осыпая росу,
И опять стало тихо
В оглушённом лесу.

Охрана

(6 страница)

Смотрю на глобус, шар земной,
И вдруг вздохнул он, как живой
И шепчут мне материки: “Ты береги нас, береги!”
В тревоги рощи и леса.
Роса на травах, как слеза,
И тихо шепчут родники: “Ты береги нас, береги!”
Грустит глубокая река,
Свои, теряя берега.
И слышу голос я реки: “Ты береги нас, береги!”
Остановил олень свой бег, Будь человеком, человек!
В тебя мы верим - не солги: “Ты береги нас, береги!”
Смотрю на глобус - шар земной,
Такой прекрасный и родной,
И шепчут губы - не солгу: “Я сберегу вас, сберегу!”.

Неужели на всей Земле природа находится под гнётом человека? Нет! Для изучения и сохранения нетронутых уголков природы государство создаёт охраняемые территории: заповедники, заказники, национальные парки.

Оставшись один в лесу, в степи, на реке, в поле, на болоте, человек остаётся наедине со своей совестью. Она для человека - единственный контролёр. И может быть, одна из самых важных задач, которая стоит перед тем, кто хочет спасти природу на планете - пробудить в людях совесть, понимание того, что можно делать и чего делать нельзя.

Мы все должны помнить, что не на словах, а на самом деле надо заботиться об окружающей нас природе. Надо изменить потребительское отношение к ней, иначе мы в скором времени окажемся перед фактом экологической катастрофы и погубим себя.

Всё, что можно, надо, не откладывая на завтра, взять под защиту! Нынешнее поколение-вответе за будущее планеты Земля! Будем же беречь нашу Землю! Земля с её биосферой - величайшее чудо, и она у нас только одна. Завтрашний день будет таким, каким мы его создадим сегодня.

Среди наиболее значительных и заметных явлений в общественном сознании середины 80-90-х годов - его интенсивнаяэкологизация.

В 1987 году было образовано 38 неправительственных экологических организаций, в 1991 их число возросло более чем в 5 раз и в настоящее время составляет свыше 1000 организаций. Возрастающее влияние на развитие движения оказывает гуманистическая концепция, получившая название “экологический гуманизм”. Суть концепции - призыв к формированию подлинно человеческого отношения к природе, и тем самым создание условий для жизни людей в гармонии с природой.

Вывод

(7 страница)

Владевшая шестью материками,
Природа защищалась до конца...
Она лежит сегодня перед Вами! -
Отёчная от дыма и свинца.
Вам было одолеть её непросто.
Но в рукопашной с нею глаз на глаз
Вы проявили силу и упорство...
А где же милосердие у Вас?

Сделаем вывод, что в настоящее время главной причиной отрицательных изменений в природе являются не эволюционные силы, а воздействие человека. Которое проявляется как прямо, так и косвенно. Причём, косвенное воздействие гораздо сильнее. Оно более масштабно по времени и пространству. Человек пока ещё не научился прогнозировать последствия своей деятельности на планете. И это является главной причиной всех экологических бед.

В настоящее время у населения в целом, преобладает потребительский подход к природе; низок уровень восприятия экологических проблем как личностно значимых; Не развита потребность практического участия в реальной работе по изучению и улучшению среды, окружающей человека непосредственно.

Поэтому основная цель экологического образования - формирование ответственного отношения к природе.

Под экологическим образованием мы понимает непрерывный процесс обучения, воспитания и развития, направленный на формирование общей экологической культуры, экологической ответственности каждого жителя планеты.

Экологическое образование - это непосредственное усвоение экологических знаний различного характера и уровня.

Прислушайтесь! Они молчат! Нет, они кричат! Они, взывают к нам!

Ведь наша жизнь и наше будущее зависят от каждого из нас, и надо действовать сегодня, надо действовать сейчас!

Пусть это будет посаженное твоими руками дерево.
Или незагубленный уголок природы.
Вовремя потушенный пожар или костёр.
Заботливо расчищенный ручеёк
Защищённые гнёзда и муравейники.

Сохранность природы зависит от нашей культуры, нравственности и милосердия.