Образовательная программа "Уголок живой природы"

Разделы: Спорт в школе и здоровье детей, Внеклассная работа, Экология


Пояснительная записка

Формирование прочных знаний, умений и навыков, экологически целесообразного поведения, этических норм и принципов отношения к окружающей природной среде невозможно в рамках только классно-урочной системы. Необходимо расширение контактов учащихся с природой, вовлечение их в реальную деятельность по изучению и охране окружающей среды.
Одна из форм организации такой деятельности – уголок живой природы. Уголок живой природы – достаточно привлекательный для детей объект наблюдений и заботы. Учитывая то, что в городе отсутствуют  подобные уголки и условия для их оснащения, в МОУ ДОД ЦДЮТ и Э решено организовать живой уголок, доступный для посещения любыми желающими, а также при организации уроков школьного курса биологии.

Данная программа рассчитана на уч-ся 4-6 классов ОУ. Программа разработана на двухгодичный цикл изучения материала (4 часа – первый год обучения, 6 часов – во второй год).
Цель работы объединения – вовлечение уч-ся в деятельность по изучению и уходу за животными и комнатными растениями на основе полученных в нем знаний об особенностях физиологии и поведения.

Базовыми на начало занятий для учащихся являются знания, полученные в ходе изучения школьных курсов природоведения (в начальном звене), ботаники, зоологии (в среднем звене).
Предложенная система практических и творческих заданий направлена на решение ряда задач: углубление  знаний учащихся о многообразии живых организмов, особенностях их внешнего строения и физиологических функций, их взаимосвязи и взаимодействии с окружающей средой; формирование умений, связанных с изучением, заботой и уходом за живущими рядом с человеком животными и растениями, воспитание добросовестного и ответственного отношения перед теми, чья жизнь зависит от наших действий. «Мы в ответе за тех, кого приручили» – эта мысль должна стать основой воспитательной линии программы.

В целом курс будет способствовать:

  • обобщению, углублению и расширению знаний по ботанике, зоологии,    природоведению;
  • формированию у воспитанников адекватных общепринятых ценностей и нравственных ориентаций;
  • профориентации воспитанников.

Особые условия работы в объединении (необходимость ежедневного ухода за животными, ограниченность пространства в живом уголке, необходимость поддержания щадящего шумового режима для большинства животных) диктуют необходимость организации работы  мелкими группами.  Более удобна такая форма работы при организации опытнической работы в объединении. Немаловажен и тот факт, что многие животные представляют определенную опасность при непосредственном контакте  с ними, поэтому  требования к технике безопасности при работе подобного объединения должны соблюдаться неукоснительно, что просто невозможно при одновременном присутствии в маленьком помещении более 6-8 человек.

Курс рассчитан на изучение материала в объеме 144 (4 недельных) часа в объединениях первого года обучения и 216 (6 недельных) часов в объединениях второго года обучения.

Основные методы и формы организации изучения курса: рассказ-беседа, экскурсии, семинары, практические работы, опыты, лабораторные занятия.

Программа реализуется через следующие формы работы:

  • групповая (экскурсии, поездки, теоретические занятия);
  • мелкогрупповая (уход за животными, заготовка кормов, практические работы, опыты, лабораторные занятия).

Основной целью является выработка у учащихся  чувства ответственности по отношению к домашним питомцам и диким обитателям флоры и фауны, осознание своего места в мире природы.

Достигнуть поставленной цели считается возможным при решении следующих задач:

  • знакомство учащихся с конкретными представителями животного и растительного мира, знакомство с их биологическими особенностями, правилами безопасного обращения с ними;
  • формирование у детей потребности заботиться о домашних питомцах, представителях дикой флоры и фауны;
  • получение и развитие навыков по уходу за конкретными представителями уголка живой природы;
  • развитие интереса к познанию природных взаимосвязей и явлений;
  • развитие навыков правильного поведения в окружающей природной среде;
  • привитие навыков наблюдения, постановки опытов, анализа полученных данных.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ  ПЛАНИРОВАНИЕ ЗАНЯТИЙ (1 год обучения)

Темы   занятий

В том числе часов Формы проведения
всего теоретических практических экскурсии Формы проведения
Техника безопасности при нахождении в УЖП     

Растения в УЖП
Космическая роль растений
Роль растений в естественных экосистемах
Роль растений в УЖП
Условия выращивания  в УЖП

Животные в УЖП
Роль животных в естественных экосистемах
Животные нашего края – возможные обитатели живого уголка
Знакомство с животными УЖП
Кролики 
Хомяки
Морская свинка
Декоративные крысы
Декоративные мыши
Белка обыкновенная
Еж
Дождевой червь

УЖП как  модель агроценоза
УЖП  как модель агроценоза
Роль учащихся в создании и поддержании взаимосвязей между представителями УЖП

Межтематические мероприятия
Поездка на Леоновскую зверобазу
Участие в городской Экологической Неделе
Конкурс «Лучший юннат года»

ИТОГО

2

35
2
4
9
20

67
14
14
7
9
6
6
2
2
2
2
3

20
4
16

20
8
8
4

144

2


2
2
4
8


4
4
2
2
4
2
1
1
1
1
2


4
4




50

 



2
5
12


2
2
2
4
2
4
1
1
1
1
1



8



8
4

60

 

 

 

 


8
8
3
3

 

 

 

 


4



8


34

групповая

групповая

 

 

групповая

 

 

 

 

 

 

мелкогрупповая
индивидуальная

массовая
массовая
групповая

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ  ПЛАНИРОВАНИЕ ЗАНЯТИЙ (2 год обучения)

Темы   занятий В том числе часов Формы проведения занятий
всего теоретических практических экскурсии
Террариум и его обитатели
Устройство террариума
Черепаха 
Прыткая ящерица
Уж

Опытническая работа в УЖП

Аквариум и его обитатели
Оборудование аквариума
Аквариумные растения
Рыбы
Другие обитатели аквариума 

Птицы
Волнистые попугайчики
Канарейки
Куры
Другие птицы   
Охрана птиц 

Межтематические мероприятия

Поездка в музей Природы г.Владимир
Поездка в ДДТ г.Владимира           
Участие в городской Экологической Неделе  
Заготовка кормов для обитателей УЖП          
Итоговая викторина                                           

ИТОГО


14
4
4
6

10

72
32
6
32
2

48
6
4  
6
16
16

36

8
8
8
8
4

180 



2
2
2

2


8
2
12
1


4
2
4
10
6

 





59



2
2
2

8


16
4
20
1


2
2
2
2
10

 



8
8
4

91





2

 

8

 

 






4

 

 8
8


30

групповая

 

 

 

мелкогрупповая
индивидуальная

групповая

 

групповая

 

 

 

массовая
массовая
массовая
групповая
массовая

К концу первого учебного года уч-ся объединения должны знать:

  • комнатные растения УЖП
  • биологические особенности животных и растений, обитающих в живом уголке,
  • животных, растения – возможных обитателей живого уголка;
  • взаимосвязь животных и растений в природных экосистемах;
  • особенности ухода за растениями и животными УЖП;
  • правила безопасного обращения с животными и растениями;
  • роль Человека в создании и поддержание связей в агрокомплексах, в т.ч. УЖП
  • роль учащихся в поддержании жизнедеятельности обитателей живого уголка.

Учащиеся должны уметь:

  • правильно ухаживать за животными и растениями, обитающими в живом уголке;

К концу второго года обучения учащиеся должны знать:

  • взаимосвязь  особенностей строения обитателей террариума и аквариума;
  • правила оборудования террариума;
  • правила оборудования аквариума;
  • правила постановки опытнической работы с животными;

Учащиеся должны уметь:

  • грамотно ухаживать за обитателями террариума и аквариума;
  • проводить некоторые лабораторные анализы и исследования;
  • грамотно анализировать результаты проведенных опытов;
  • организовать опыт, делать выводы по итогам опытнической работы.

Информационно-методическое обеспечение образовательной программы.

  1. Акимушкин И. Мир животных. Изд. «Мысль». М., 1993.
  2. Гусев В.Г. Живой уголок. «Лесная промышленность». М., 1977.
  3. Гусев В.Г. Наши питомцы. «Лесная промышленность». М., 1986.
  4. Золотова Е.И. Знакомим дошкольников с миром животных. «Просвещение». М., 1988.
  5. Зорина Т.Г. Школьника о лесе. «Лесная промышленность» М., 1967.
  6. Калинин В.Ф. Твой аквариум. Культурно-просветительский центр «Товарищ» Горький, 1990.
  7. Кученева Г.Г. От первых цветов до первых снежинок. Калининград, 1979.
  8. Морковская М.М. Уголок природы в детском саду. «Просвещение». М., 1984.
  9. Наумов Д. Мир океана. «Молодая гвардия». М., 1982.
  10.  Папорков М.А. Школьные походы в природу. «Просвещение». М., 1968.
  11.  Снегирев Г. Как животных цвет защищает. М., 1982.
  12.  Сосновский И.П. Уголок природы в школе. «Просвещзение». М., 1986.
  13.  Херриот Д. И все они создания природы.
  14.  Энциклопедия  Жизнь животных «Просвещение».  т.4, 5, 6. М., 1970.
  15.  Яхонтов А. Зоология для учителя. «Просвещение». М., 1970.

Приложение 1