Мастер-класс "Системно-деятельностный подход к формированию предметных компетенций на уроках химии"

Разделы: Химия


1. Вступительное слово учителя.

“Школа не должна научить на всю жизнь,
Школа должна научить учиться всю жизнь.”
Восточная мудрость

Главной идеей образования в последние годы становится идея формирования ключевых компетенций, системы критериев, характеризующих не просто умения, а умения, проявляемые в конкретных жизненных ситуациях. В современном информационном обществе полученные знания имеют тенденцию к потере важности в пользу способности приобретать новые знания.

Информационная функция образования перестаёт быть приоритетной, а определяющей становится функция развития человека, подготовки его к пониманию новых ситуаций, к выработке стратегии нешаблонных действий, способности к перестройке собственных способов работы. Такая расстановка акцентов требует личностно ориентированного подхода в системе развивающего обучения.

Способствуя формированию критического мышления у учащихся, деятельностный подход позволяет реализовать дидактические принципы, которые сформировались в последние годы в системе развивающего обучения. Деятельностный подход ломает многие привычные стереотипы подготовки и проведения уроков, меняет саму систему взаимоотношений “учитель - ученик”.

Применение деятельностного подхода способствует повышению интереса к изучению химии у учащихся, помогает учителю добиваться высоких результатов в освоении предмета.

Для успешного формирования предметных компетенций разрабатываю учебные мероприятия, построенные на логическом развёртывании компонентов компетенции в ходе решения задач поисково-исследовательского, исследовательского и творчески-проблемного характера.

Мною разработаны методики формирования основных компетентностей, в которых можно выделить следующие этапы:

1) Осознание и формулирование проблемы.

2) Анализ ситуации.

3) Постановка цели.

4) Поиск недостающих данных.

5) Выбор подходящих способов деятельности.

6) Осуществление деятельности.

7) Соотнесение результатов с целью.

8) Коррекция деятельности. (Презентация).

2. Формирование у школьников компетентности “химическая реакция” посредством системно-деятельностной технологии.

Предлагаю вашему вниманию видеоматериал, иллюстрирующий методику формирования основной предметной компетенции “химическая реакция” (Приложение 1).

3. Отработка методики формирования компетентности “химически осознанное, критическое отношение к веществам, используемым в быту” с участниками мастер-класса.

Уважаемые коллеги, предлагаю вам поучаствовать в практическом занятии и познакомиться с методикой формирования еще одной предметной компетенции “химически осознанное, критическое отношение к веществам, используемым в быту”.

На протяжении занятия предлагаю поработать с рубриками, "Домашняя аптека", "Кухонная лаборатория", "Химчистка". На столах вы найдете тексты задач и инструктивные карты для работы.

Итак, рубрика “Кухонная лаборатория”.

В сезон созревания фруктов и овощей мы часто делаем заготовки на зиму. Иногда, заинтересовавшие рецепты могут заставить задуматься, а как их осуществить на практике, не нарушив авторскую рецептуру? Попробуем разобраться на примере конкретного рецепта.

Найдите на столах карточку зеленого цвета. Ознакомьтесь с содержанием.

Задача.

Горох ценная овощная культура. Он не требователен к уходу, поэтому его часто выращивают на садово-огородных участках. Его можно запасать впрок в виде домашних консервов. Приготовьте 0,5л банку консервированного горошка по следующему рецепту.

Горошек в кисло-сладком маринаде.

Молодой сладкий горошек засыпать в кипящую воду, поварить 5 минут, вынуть из воды и сцедить. Затем его засыпать в банки, залить горячим маринадом и стерилизовать при температуре 1000 40-50 минут. Горошек используют в салаты или как гарнир к порционным блюдам.

Маринад: 1 л воды, 180 г 6%-ного уксуса, 40 г соли, 60 г сахара.

Итак, разберемся с рекомендациями рецепта и исходными материалами на нашей кухне.

В каком виде уксус чаще всего выпускают? (Предполагаемый ответ: в виде уксусной эссенции, концентрация которой 70% и в виде 9% раствора уксусной кислоты).

Какой должна быть концентрация уксуса для нашего рецепта? (Предполагаемый ответ: наш рецепт предполагает использование 6% раствора).

Каким образом можно решить эту проблему? (Предполагаемый ответ: для решения проблемы нужно решить небольшую химическую задачу).

Кроме этого, нужно продумать более удобные способы отмеривания необходимых ингредиентов.

Итак, необходимо определить нужное количество имеющегося на кухне уксуса. Для приготовления маринада достаточно приближенных значений масс соли и сахара, поэтому меры масс подберем в кулинарном справочнике.

Для расчетов воспользуемся “методом креста”. Так как из 9% раствора необходимо приготовить 6%, нужно исходный раствор разбавить водой. Концентрация уксусной кислоты в чистой воде равна 0%.

Составляем схему:

Используя справочную таблицу, определите меры масс соли и сахара.

(Предполагаемый ответ: 40 г соли содержится в 1 столовой ложке с горкой. 60 г сахара содержится в 2 столовых ложках с горкой).

Приступаем к приготовлению маринада.

Для заливки 0,5 л банки достаточно 250 мл воды, как откорректировать наши расчеты? (Предполагаемый ответ: все рассчитанные значения ингредиентов уменьшаем в 4 раза).

Отмеряем мерной кружкой 250 мл воды, 1 чайную ложку соли, 1,5 чайных ложки сахара и доводим до кипения, отмеряем мерным стаканом 30 мл 9% уксуса и добавляем в конце кипения. Маринад готов.

Точно по такой же схеме можно приготовить маринад на основе уксусной эссенции.

Следующая рубрика, с которой я вам предлагаю поработать – “Домашняя аптека”.

Сегодня первый день весны. Настроение прекрасное. Хочется поскорее сбросить с себя тяжелую зимнюю одежду и прогуляться. Но вот беда – неизвестно откуда появившиеся боли в горле. Как справиться с этой проблемой? Заглянем в аптечку. Таблетки фурацилина – то, что надо.

Найдите на столах карточку розового цвета. Ознакомьтесь с содержанием.

Задача.

Для лечения ангины и воспаления горла можно использовать раствор фурацилина. Для полоскания горла готовят 0,02% раствор фурацилина с хлоридом натрия(0,9%). Произведите необходимые расчеты и приготовьте 500 мл раствора.

С чего необходимо начать работу? Расчеты легче всего провести по формуле

= m(в-ва) : m(р-ра). А можно составить логическую пропорцию:

в 100 г раствора – 0,02 г фурацилина

в 500 г раствора – х г фурацилина

Отсюда х = (500 * 0,02): 100 = 0,1 г

Одна таблетка фурацилина весит 20 мг или 0,02 г. Значит для приготовления раствора нужно 0,1 : 0,02 = 5 таблеток фурацилина.

Произведем расчет массы хлорида натрия (поваренной соли):

в 100 г раствора – 0,9 г поваренной соли

в 500 г раствора – у г поваренной соли

отсюда у = (500 * 0,9) : 100 = 4,5 г.

Приступаем к приготовлению раствора. Таблетки фурацилина растираем до порошка и высыпаем в мерную посуду, добавляем половину чайной ложки поваренной соли. Наливаем теплую воду до 500 мл. Раствор выливаем в эмалированную посуду и доводим до кипения при помешивании.

Полученный раствор насыщенного желтого цвета храним в холодильнике в плотно закрывающейся емкости.

Следующая рубрика – “Химчистка”.

Ежедневно мы имеем дело с различными веществами. Часто на нашей одежде остаются от этих веществ пятна. Известная реклама предлагает спасать вещи от ссылки на дачу порошком “Тайд”. К сожалению, даже стирка разрекламированным порошком не всегда эффективна.

Найдите на столах карточку фиолетового цвета. Ознакомьтесь с содержанием.

Задача.

Необходимо удалить с ткани пятна различного происхождения: жевательная резинка, ржавчина. Использовать для этого следующие средства: растворитель, уксусная кислота.

С веществами, о которых идёт речь в задаче, мы часто имеем дело в повседневной жизни. Каким предложенным средством можно удалить каждое пятно?

Чтобы подобрать для каждого загрязнителя чистящее вещество, нужно знать состав и свойства всех этих веществ. Найти рациональный способ удаления каждого пятна.

Пятно от жевательной резинки легко удалить растворителем. Ржавчину можно удалить раствором уксусной кислоты. Пятно йода можно вывести бензином, а также путём возгонки йода с ткани при нагревании.

Удаляем все виды пятен по отдельности с хлопчатобумажной ткани выбранными способами. Оцениваем эффективность выбранного способа деятельности. (Приложение 2).

Заключение.

В процессе этого занятия я постаралась раскрыть методику формирования предметных компетенций посредством технологии системно-деятельностного подхода к обучению. Эти навыки позволяют школьникам применять полученные знания при выполнении нестандартных задач, что и является главной идеей современного образования.

Всем спасибо. Буду вам очень благодарна за оставленные отзывы и рецензии.