Морфемный и словообразовательный разбор слова. 6-й класс

Разделы: Русский язык

Класс: 6


Цели.

  • Дать понятие о различении морфемного и словообразовательного разбора слова.
  • Способствовать формированию умения производить морфемный и словообразовательный разбор слова.
  • Способствовать воспитанию бережного отношения к природе, умения видеть и восхищаться её красотой.

Оборудование. Образцы письменного морфемного и словообразовательного разбора слов, портрет И.С. Тургенева.

Ход урока

I. Актуализация прежних знаний, умений, навыков.

1. Организационный момент (объявление темы урока, постановка его цели).

2. Работа с текстом.

Вечерняя з.ря дог.рала. Начал расст.латься туман.

Я решил вернуться домой. Быстрыми шагами прошёл я зар.сли кустов. У моих ног тянулась равнина, а дальше стеной возвышался мрачный лес. Я осмотрел окрестность и спустился с холма. Высокая трава на дне долины белела ровной скатертью. Летучие мыши носились над моей головой. (По И.С. Тургеневу)

Вопросы к классу.

- Почему эти предложения, вместе взятые, можно назвать текстом? О чём он? Определите тему этого текста. Озаглавьте так, чтобы в заголовке выражалась тема этого текста. Найти предложения, связанные грамматически.

(Текст – это два и более предложений, связанных по смыслу и грамматически, значит, его можно озаглавить: “Вечер”, “Возвращение домой”.)

- Найти эпитеты в этом тексте.

(Эпитет – художественное, образное определение: мрачный лес, быстрые шаги).

2) Грамматическая работа.

Синтаксический разбор предложений.

а) У моих ног тянулась равнина, а дальше стеной возвышался мрачный лес.

б) Я осмотрел окрестность и спустился с холма.

Задания. а) Сделать транскрипцию слов: я, стеной, скатертью, носились, моей.

Найти слова, в которых количество буков и звуков не совпадает. Объяснить почему.

б) Выписать из текста слова с чередующимися гласными в корне (заря, догорала, расстилаться, заросли) и пять слов с проверяемыми гласными в корне. Орфограммы обозначить.

в) Игра “Четвёртый лишний”.

1) задержать, обвинять, собирать, удивлять;

2) блестеть на солнце, замирать от страха, обижать друга, отпирать замок.

г) Произвести морфологический разбор слов: мыши, летучие, осмотрел.

д) Произвести морфемный разбор слова окрестность.

II. Формирование новых понятий, способов действия.

Произвести словообразовательный разбор слова окрестность.

Вопрос к классу.

- Чем отличается словообразовательный разбор слова от морфемного?

Работа с учебником.

Изучение теоретического материала § 35 “Морфемный и словообразовательный разбор слова”, ознакомление с планами морфемного и словообразовательного разбора слова.

III. Формирование новых знаний, умений, навыков.

1. Выполнение по заданию упражнения 178 стр. 78 учебника. (Слова с суффиксами: свежесть, вестник, лесник, истинна, картофелина; слова без суффиксов: доблесть, плотник, малина.)

2. Выполнение по заданию упражнения 179 стр. 79 (построение словообразовательных цепочек).

IV. Итог.

Домашнее задание: параграф 35 (знать планы морфемного и словообразовательного разбора слова), выполнить по заданию упражнение 180 стр. 79.