Программа элективного курса "письменная русская деловая речь". 9-й класс

Разделы: Русский язык

Класс: 9


Пояснительная записка

По словам замечательного французского педагога XIX века Альфреда Фуллье, ребёнка надо приспособить к будущему человечества. Это значит, что школа призвана обеспечить у ученика готовность к дальнейшему развитию – за стенами школы: учить детей так, чтобы никакие, даже самые глубокие изменения в окружающем мире не смогли бы поставить его в тупик. Для этого необходимо обучать детей хотя бы простейшим формам общения (в устной и письменной формах), которое предполагает владение умениями составления делового письма.

Этому способствует представленная программа элективного курса “Письменная русская деловая речь”. Этот курс предлагается учащимся 9-ых классов для предпрофильной подготовки, так как предназначен для ознакомления с работой секретаря-референта, делопроизводителя.

Программа элективного курса составлена с учётом тех знаний и умений, которыми школьники уже овладели в процессе изучения русского языка, что позволяет избежать дублирования уже известного учащимся о деловой речи и совершенствовать умения на новом материале.

Программа курса рассчитана на 10 часов.

Цели курса:

  • подготовить учащихся к осознанному профессиональному самоопределению в профессии секретаря-референта и делопроизводителя;
  • способствовать совершенствованию устной и письменной речи в целом и письменной русской речи делового стиля в частности.

Задачи курса:

  • создание словарного запаса, определённого на основе содержания языкового минимума деловой речи;
  • углубление знаний об официально-деловом стиле;
  • формирование представления о сферах употребления конкретных жанров деловой речи;
  • совершенствование орфоэпических, орфографических и пунктуационных навыков русской речи в процессе составления текстов деловых бумаг;
  • привитие интереса к изучению текстов официально-делового стиля речи;
  • ознакомление с основами профессии секретаря-референта, делопроизводителя.

В результате изучения курса учащиеся должны:

  • определиться в правильности выбора дальнейшего профиля обучения;
  • определять жанры деловых бумаг, входящие в каждую тематическую группу;
  • анализировать текст, то есть определять его основную мысль, тип и стиль, использованные в нём языковые средства;
  • составлять типовые формуляры, то есть стандартные типы таких документов, как заявление, объяснительная записка и т.д.

Формы организации обучения: лекции, беседы, практические работы.

Формы проведения занятий: индивидуальные, групповые.

Виды занятий: теоретические, практические.

Формы контроля: презентация деловой беседы, составление деловых бумаг, тест.

Учебный план

№ п/п Тема занятий Содержание занятий Количество часов
всего теория практика
1 Вводное О профессии секретаря-референта, делопроизводителя

Понятие о деловой речи

Требования к деловой речи

История вопроса

1 1  
2 Почтовые отправления Адрес на конверте

Письмо

Почтовый перевод

3 2 1
3 Личные документы, имеющие отношение к службе Заявление

Объяснительная записка

Апелляция

2 1 1
4 Документы, удостоверяющие, характеризующие личность Деловая автобиография

Деловая характеристика

Резюме

3 1 2
5 Контрольный урок Презентация деловой беседы. Составление деловых бумаг. Тест. 1   1
Всего 10 5 5

Содержание курса

Тема 1. Введение. О профессии секретаря-референта, делопроизводителя. Понятие о деловой речи. Требования к деловой речи. История вопроса. (1 ч.)

Ознакомление с особенностями работы секретаря-референта, делопроизводителя. Деловая речь как один из стилей литературного языка, её связь с практическими требованиями жизни. Приметная черта делового стиля – процесс стандартизации деловой речи.

Тема 2. Почтовые отправления. Адрес на конверте. Письмо. Почтовый перевод. (2 ч.)

Почтовые правила оформления адреса. Новые “Правила оказания услуг почтовой связи”, действующие с 1 января 1998 года.

Письмо – одно из основных средств связи между гражданами, учреждениями, организациями и предприятиями. Письма деловые (служебные) и личные. Служебные письма как носитель определённой информации и правовой документ. Реквизиты служебных писем. “Предмет речи” личных писем и их примерный план.

Практическая работа №1. Определить жанровую разновидность деловых (служебных) писем с учётом использованных языковых средств.

Написать письмо другу, подруге, в котором рассказать о прочитанной книге, просмотренном фильме.

Написать свой адрес, а потом – адрес своих родственников, живущих в другой республики или области, правильно распределяя все части адреса на конверте.

Заполнение бланка почтового перевода.

Тема 3. Личные документы, имеющие отношение к службе. Заявление. Объяснительная записка. Апелляция. (1 ч.)

Заявление как официальный документ, установившаяся форма и план заявления. Простые и сложные заявления.

Элементы логической схемы объяснительной записки, её реквизиты.

Апелляция как обращение в более высокую инстанцию с целью пересмотра дела.

Практическая работа №2. Написать заявление с просьбой принять, например, на временную работу, обратив особое внимание на вступительную часть.

Составить объяснительную записку с учётом всех реквизитов документа.

Составить текст апелляции, учитывая, что это обращение в вышестоящие инстанции.

Тема 4. Документы, удостоверяющие, характеризующие личность. Деловая автобиография. Деловая характеристика. Резюме. (1 ч.)

Две разновидности автобиографии: автобиография – официальный документ и автобиография – литературное произведение. Структурные элементы деловой автобиографии.

Деловая характеристика как официальный документ с отзывом о служебной, общественной и т. п. деятельности кого-нибудь.

Резюме – краткий вывод из сказанного, написанного.

Практическая работа №3. Написать деловую автобиографию, включив основные её элементы. Определить отличие резюме от автобиографии.

Практическая работа №4. Охарактеризовать одного из товарищей, рассказав о его жизни, поступках, поведении, чувствах и мыслях, о его отношении к своим обязанностям в семье и школе.

Дать характеристику любимому герою из литературного произведения.

Контрольный урок. (1 ч.)

Презентация деловой беседы. Составление деловых бумаг. Тест.

Тезаурус

  • Автобиография – описание своей жизни.
  • Апелляция – обжалование решения суда в более высокую судебную инстанцию с целью пересмотра дела.
  • Заявление – 1. официальное сообщение в устной или письменной форме; 2. письменная просьба о чём-нибудь.
  • Письмо – написанный текст, посылаемый для сообщения чего-нибудь.
  • Резюме – краткий вывод из сказанного, написанного.
  • Характеристика – официальный документ с отзывом о служебной, общественной и т.п. деятельности кого-нибудь.

Литература

  1. Скиргайло Т.О., Ахбарова Г.Х. Деловое письмо. (Пособие для учителей и учащихся). – Казань: ИПКРО РТ, 1999.
  2. Баранов М.Т., Костяева Т.А., Прудникова А.В. Русский язык. Справочные материалы. – М.:Просвещение, 1998.
  3. Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. Русский язык. Грамматика. Текст. Стили речи. – М.: Просвещение, 2005.
  4. Кривенцева И.Н. Русский язык. Деловая речь, деловое письмо. – Волгоград: Учитель, 2007.
  5. Щепинина К.П. Обучение деловому письму на уроках русского языка: пособие для учителей. – М.: Просвещение, 2001.