Урок по теме "Культура Руси X–XIII веков"

Разделы: МХК и ИЗО


Цели:

  • Образовательные: Обозреть изученное по теме панарамно.
  • Развивающие: Развивать умение отбирать и компоновать нужный материал
  • Воспитательные: Воспитывать патриотизм и гордость родной культурой.

I. Организационный момент.

II. Сообщение темы урока.

III. Вступительное слово учителя. Беседа по вопросам.

– Географическое положение Руси между Востоком и Западом повлияло на ее культурное развитие. Со временем Россия в своем развитии будет ориентирована на Запад.

– Почему? (Связи с Европой: культурные, научные, торговые, политические.)

– Несмотря на это, Русь избрала свой, самобытный путь развития.

– Что такое “самобытный”?

– Как повлияла Византия на дальнейшее развитие Руси?

– Какой была Русь до принятия христианства?

– Что нам досталось в наследство от язычества?

IV. “ Архитектура”.

(Сообщение учащегося с презентацией по теме “ Архитектура средневековой Руси”)

– Давайте в тетрадях запишем услышанное:
тезисно основополагающие моменты по теме “ Архитектура Руси”

  • крестово-купольные храмы:
  • Собор Святой Софии в Киеве;
  • София Новгородская и София Полоцкая;
  • Георгиевский собор, церковь Успения на Торгу (1135г.), 
  • 1165 г. на берегу р. Нерли возведена церковь Покрова,
  • Успенский собор во Владимире. XII в.
  • Дмитриевский собор во Владимире. XII в.
  • Золотые ворота во Владимире. XII в.
  • Борисоглебский собор в Чернигове. XII в.
  • Георгиевский собор в Юрьеве – Польском. XIII в.
  • Церковь Параскевы в Чернигове XIII в.

V. “ Живопись Руси”.

(Сообщение учащихся об иконописи и других видах изобразительного искусства с презентацией.)

Мозаика – изображение, выполненное из небольших кусочков цветного стекла.

Фреска – техника живописи красками по свежей, сырой штукатурке, которая при высыхании образует тончайшую пленку, делающую фреску долговечной.

Икона – от греч. “эйкон” – изображение, образ. В православии и католицизме изображение Иисуса Христа, Богоматери и святых, которому приписывается священное значение

– Давайте кратко запишем услышанное.

Иконопись.

В отличие от картин, которые дают нам иллюзию проникновения в них, иконы сами “входят” в зрителя. Рублев. Дионисий. Феофан Грек. Новгородская икона “ Спас Нерукотворный”. Рублев “ Троица” – живописное осуществление идеи жертвенной любви, пронизывающей гармонический образ космического пространства; соединение мотивов ветхозаветного предания о явлении праведному Аврааму трех ангелов и новозаветного сказания о Тайной вечере. Таинство Евхаристии (Благой жертвы), символически переданное в иконе. Феофан Грек: динамизм композиций, внутреннее движение, реальная жизнь и церковная догма.

Мозаика.

Мозаика – “мерцающие камни”. Софийский собор: “ Богоматерь Оранта” (“Нерушимая стена”).

Фрески.

Постепенное вытеснение мозаики фреской.

VI. “ Музыка Руси”.

– Кратко запишем услышанное.

Духовная музыка: синтез слова и музыки. Многоголосие. Литургия. Яркость и праздничность церковной службы, воздействие на воображение верующих. Устремленность музыки к божественным высотам.

Отражение народных представлений о жизни в песнях, сказках, танцах (хороводы, безудержные пляски), в представлениях скоморохов.

  • Варган.
  • Свирели.
  • Кувички.
  • Рожки.
  • Гусли.

VII. “Ювелирное искусство Руси”.

Скань – филигрань, вид ювелирной техники: ажурный или напаянный на металлический фон узор из золотой проволоки.

Зернь – разновидность сани: мелкие золотые или серебряные шарики, напаянные на орнамент.

Заключение: монголо-татарское нашествие, иго, создание общерусской культуры, ее апогей и прекращение существования в 17в. Наследие: высокие образцы художественного творчества.

VIII. Оценка работ.

IX. Домашнее задание:

§ 13 в.8 Какие произведения киевской литературы сохранились с тех времен.

Приложение 1. Презентация.

Приложение 2. Музыка Руси.