Уроки нравственности: "Философия для детей"

Разделы: Начальная школа


Во все века люди высоко ценили нравственную воспитанность. Социально-экономические преобразования, происходящие в современном обществе, заставляют нас размышлять о будущем России, о её молодежи. В настоящее время смяты нравственные ориентиры, и подрастающее поколение обвиняют в бездушности, безверии, агрессивности.

Перед общеобразовательной школой ставится задача подготовки ответственного гражданина, способного самостоятельно оценивать происходящее и строить свою деятельность в соответствии с интересами окружающих его людей. Решение этой задачи связано с формированием устойчивых нравственных свойств личности школьника.

Значение и функция начальной школы в системе непрерывного образования определяется не только преемственностью ее с другими звеньями образования, но и неповторимой ценностью этой ступени в становлении и развитии личности ребёнка.

С целью реализации задач духовно-нравственного воспитания и развития обучающихся, с 2009-2010 года в МАОУ СОШ №5 г. Богдановича Свердловской области апробировался авторский курс доцента ИРРО Иванова С. А. “Философия для детей”.

Цели курса:

- формирование основ мировоззрения, основанного на общечеловеческих ценностях и идее “благоговения перед жизнью в любом её проявлении” (А. Швейцер);

- воспитание положительного эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру, потребности участвовать в творческой деятельности в природе и обществе.

Задачи курса “Философия для детей”:

- развитие умения наблюдать, характеризовать, анализировать, обобщать объекты и явления окружающего мира, рассуждать, решать творческие задачи;

- развитие у учащихся основ экологической культуры;

- освоение учащимися основ этики, регулирующей отношения в социоприродной среде;

- интеграция школьников в национальную и мировую культуру, в систему общечеловеческих ценностей;

- развитие у учащихся основ самооценки.

Необходимыми условиями реализации цели и задач курса являются: учебное пособие Андрианова М.А. “Философия для детей в сказках и рассказах”, наглядные материалы, использование ИКТ, дополнительные тексты по темам.

Чтение рассказов и сказок нравственно-поучительного характера из книги “Философия для детей” помогает вывести детей на беседы о нравственности, о мудрости, о добросердечности и любви.

Одно из важнейших условий вовлечение учащихся в беседу на философские темы, активное, осмысленное участие детей в философском разговоре. От мастерства учителя зависит умение вывести учащихся на беседу. Для меня было важным, чтобы ребёнок почувствовал значимость разговора, увидел свою роль, своё место в решении проблемы по теме.

Методы и формы проведения занятий по программе курса “Философия для детей” носили интерактивный, исследовательский, творческий характер. Очень часто дети работали в группах, пытались найти выход из жизненной ситуации. В групповой работе обучающиеся сами формулировали правила нравственного поведения, учились рассуждать на философские темы: о счастье, о красоте души, о милосердии и сострадании и др. Например, на занятии по теме: “Личность. Уважение и вежливость” дети пытались найти выход из трудного положения на планете, в которой жители не уважали друг друга. Дети через обсуждения в группах вывели правила вежливости для жителей планеты. На занятии по теме “Красота. Красота внешняя и внутренняя” учащиеся в группах обсуждали, какие душевные качества подходят красивому человеку и вписывали их в лепестки ромашки. В конце занятия дети обобщили все предложенные человеческие качества и дали определение красивого человека.

На факультативе обучающиеся высказывали свои мнения о поступках литературных персонажей, размышляли, как бы они поступили в этой ситуации. В конце занятия дети делали выводы, сообщали, что полезного они взяли для себя. Ученики получали домой творческие задания: нарисовать рисунок по теме написать сочинение-эссе, сочинить пословицы или стихи. Например, по теме: “Совесть” дети получили домашнее задание изобразить совесть такой, какой они её себе представляют. Кто-то изобразил совесть в виде прекрасной дамы, кто-то в виде мальчика, а Тихомирова Лиза изобразила совесть через состояние природы. На занятии по теме “Счастье” дети получили задание сочинить стихотворение или написать сочинение на тему: “Что для меня счастье?”. Приведу примеры некоторых стихотворений.

Николенко Кирилл

Счастье

О как прекрасен мир
На этом свете,
Когда все люди счастливы,
Как никогда,
И чувства все мои
Переполняют душу
На долгие года.

Демиденко Данил

Счастье всякое бывает…

Счастье всякое бывает:
У ребёнка и котёнка,
У собаки и цыплёнка,
Но для нас оно одно,
Чтобы выглянув в окно,
Солнце радостно светило
И войны чтоб не было.

Тушкова Марина

Счастье нужно всем,
Счастье нужно многим,
И нельзя его искать по простой дороге.
Нельзя его искать, нельзя его найти.
Счастье можно только ждать.
Всё может произойти.
А может так произойдёт.
Что счастье само тебя найдёт.

По теме “Улыбка” учащиеся писали сочинение-эссе “Земля без улыбки”. Вот одно из сочинений Носкова Виталия:

“Если Земля будет без улыбок, то наступит война. На Земле будет ужас. Люди будут несчастными. Не хочу, чтобы на Земле исчезла улыбка. Пусть мир улыбается и будет дружным”

Каждое занятие по курсу “Философия для детей” не оставляет детей равнодушными, заставляет думать, размышлять о себе, об окружающем мире. Занятия по философии открыли для меня как педагога в некоторых детях новые личностные качества. Вадик Страхов проявил себя как думающая философская личность. В повседневной школьной жизни Вадик скуп на высказывания. На занятии по теме “Мудрость. Мудрецы”, в игре “Советы мудрецов” мальчик стал самым мудрым.

В 4 классе на занятии по теме “Жертва и самопожертвование для блага других” учащиеся рассуждали на более серьёзный вопрос: “Какой поступок можно назвать самопожертвованием?”. На примере двух свечек, которые описаны в книге “Философия для детей”, дети выяснили, что лучше недолго гореть и светить людям, чем лежать в пыли и темноте.

Через работу в группах, дети сами формулировали правила жизни: “За зло не платят… (злом)”; “Если хорошие люди бездействуют, то..(в мире будет зло); чтобы поверить в добро, надо начать… (делать добро); спеши творить добро, не ожидая… (что оно к тебе вернётся).

На занятии по теме: “Сердечность, как качество человека. Бессердечие и бездушие” дети в группах составили словарик слов о сердце, в него включили словосочетания: золотое сердце, открытое сердце, чуткое сердце, смелое сердце, красивое сердце, сердце ноющее и т.д.

На занятии “Разговор с дождём. Радуга - радости чудесная дуга” дети говорилиоб оптимистах и пессимистах. На этом занятии дети рассуждали, как научиться в любой ситуации видеть во всём лучшее и прекрасное. Домашнее задание было составить пословицы или высказывания об оптимистах и пессимистах. Носкова Екатерина написала: Будь, как солнце, а не будь как дождь. Не имей тёмный свет в душе, а имей светлый свет в душе”.

Для успешной реализации авторского курса “Философия для детей” использую в своей педагогической деятельности технологию сотрудничества. На внутренний мир ребёнка оказывают влияние педагог, родители, окружающая среда.

Введение родителей в тему курса “Философия для детей” мы начали со знакомства родителей с автором курса доцентом ИРРО Ивановым С.А.. Была организована встреча, на которой автор рассказал родителям о целях, задачах и актуальности данного курса. Также было проведено родительское собрание по теме: “Опасности бесконтрольного просмотра телевизора и игры на компьютере”. Вначале родители посмотрели документальный фильм, рассказывающий о вреде компьютерных игр и зарубежных мультипликационных фильмов. После просмотра родители обсуждали, как оградить детей от бесконтрольного просмотра телевизора и игры на компьютере. С родителями проводились индивидуальные консультации по вопросам нравственного воспитания.

Данная педагогическая деятельность приносит положительные плоды. Анализ анкет “Опрос о свободном от уроков времени” показал, что мои ученики менее подвержены влиянию компьютерных игр, телевидения и много читают. Для анкетирования взяли два класса 3 “а” - экспериментальный, 3 “б” - контрольный.

По результатам анкет детей, не смотрящих телевизор в 3 “а” - 25%, в 3 “б” таких детей нет. Наблюдается существенная разница в просмотре телевизора между детьми 3 “а” и 3 “б” классов. В 3 “а” на 54 % меньше детей смотрят телевизор более 3 часов, чем в 3 “б”.

Существенная разница в предпочтениях к просмотру фильмов между детьми 3 “а” и 3 “б” классов. В 3 “а” на 23,2 % больше уделяют время просмотру отечественных фильмов. В 3 “б” дети предпочитают смотреть зарубежные фильмы и мультфильмы.

Проанализировав результаты анкет в 3 “а” и в 3 “б” классах, можно подытожить, что в экспериментальном 3 “а” классе дети менее подвержены отрицательному влиянию зарубежных фильмов и компьютерных игр, чем в 3 “б”. В 3 “а” дети больше уделяют времени чтению книг. В 3 “а” учащиеся считают важным тратить время на помощь родителям, в 3 “б” дети об этом даже не упомянули. Результаты анкетирования показывают положительное влияние факультативных занятий по курсу “Философия для детей” на учеников 3 “а” класса.

В конце 4 класса было проведено анкетирование по теме: “Что изменилось в моей жизни после изучения “Философии для детей”?”

На вопрос “Что нового я узнал о людях” дети написали следующее:

- Люди бывают с красивой душой. (Шестакова Полина)

- Люди бывают разные, с разными характерами. (Тушкова Марина)

- Узнала, что у человека есть красота внутри. (Иванова Диана)

Фразу “Уроки Философии для детей помогли мне..” дети закончили следующими строчками:

“Стать более добрым” (Григорьев Олег)

“Стать лучше” (Белавин Дмитрий)

“Стать более ответственной” (Светлолобова Софья)

“Стать вежливым” (Михаленко Сергей)

“Исправлять свои недостатки, лучше понимать других людей” (Орлюкова Анна)

“Узнать больше о людях и о себе” (Тушкова Марина)

Для себя я отметила, что системное проведение занятий по философии помогает ребёнку адекватно воспринимать окружающий мир через понятия: счастья, любви и добра. В классе дети становятся сплочённее и дружнее. На занятиях по философии дети учатся слушать друг друга, уважать мнение одноклассника, вместе формулировать этические и нравственные правила жизни. Данный курс “ Философия для детей ” помогает расширить горизонты знаний детей о жизненных понятиях, учит на литературных примерах находить выход из трудных ситуаций.

На факультативных занятиях по курсу “Философия для детей” закладывается прочный нравственный фундамент, который будет хорошей опорой детям в будущем.