Урок обучения грамоте: "Разделительный Ь и Ъ знаки" (система Л. В. Занкова)

Разделы: Начальная школа


Цель урока: познакомить учеников с ролью разделительных ъ и ь в русском языке.

Предметные результаты.

Ученик научится:

- Осознавать разделительную функцию Ь и Ъ.

- Демонстрировать умение решать предложенные кроссворды и ребусы. Выполнять задания в соответствии с указанием учебника и учителя. Иметь навык чтения, понимания прочитанного.

Ученик получит возможность научиться:

- подготовиться к знакомству с орфограммой “правописание Ь и Ъ”;

- производить звуковой и звукобуквенный анализ слов с Ь и Ъ.

Личностные результаты.

У ученика будут сформированы:

– положительное отношение к школе и учебной деятельности;

– интерес к занятиям по Азбуке (или к отдельным заданиям);

– знание основных моральных норм поведения в новой школьной жизни.

Ученик получит возможность для формирования:

– первичных умений оценки работ, ответов одноклассников на основе заданных критериев успешности учебной деятельности;

– представления о языке как средстве общения, о разнообразии ситуаций общения.

Регулятивные УУД.

Ученик научится:

– принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения;

– понимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале;

– оценивать совместно с учителем результат своих действий, вносить соответствующие коррективы;

– первоначальному умению выполнять учебные действия в устной речи и в уме.

Ученик получит возможность научиться:

– проговаривать вслух последовательность производимых действий;

– осуществлять действия с учетом выделенных учителем ориентиров действия;

– адекватно воспринимать оценку своей работы учителем и одноклассниками;

– в сотрудничестве с учителем, классом находить несколько вариантов решения учебной задачи;

– осуществлять пошаговый контроль по результату под руководством учителя;

– осуществлять пошаговый контроль по ходу выполнения задания под руководством учителя.

Познавательные УУД.

Ученик научится:

– понимать знаки, символы, модели, приведенные в Азбуке;

– понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме;

– анализировать изучаемые факты языка с выделением их отличительных признаков;

– осуществлять сравнение, сериацию, классификацию изученных фактов языка с опорой на выделенные учителем критерии;

– обобщать (выделять ряд объектов по заданному признаку).

Ученик получит возможность научиться:

– устанавливать причинно- следственные связи в изучаемом круге явлений;

– видеть возможное разнообразие способов решения учебной задачи;

– воспринимать смысл небольшого текста;

– соотносить изучаемый материал с собственным опытом.

Коммуникативные УУД.

Ученик научится:

– иметь представление о возможности существования различных точек зрения, о возможности договариваться, приходить к общему решению;

– использовать в общении правила вежливости; адекватно реагировать на обращение учителя.

Обучающийся получит возможность научиться:

– принимать другое мнение и позицию;

– формулировать собственное мнение и позицию;

– строить понятные высказывания;

– задавать вопросы.

1. Актуализация ЗУН.

Учитель:

- Здравствуйте, ребята! Я очень рада видеть вас. У вас хорошее настроение? Давайте улыбнёмся друг другу.

- Начнём наш урок.

- Прочитайте, пожалуйста, слова. (Слайд № 1)

Дети хором читают.

Учитель:

- Что интересного заметили?

Дети:

- В первом столбике все слова состоят из 3 букв, а во втором из 4 букв.

- В первом столбике первые слоги начинаются с мягких согласных, а во втором с твёрдых согласных.

- В первом столбике первые согласные мягкие, а во втором – вторые согласные мягкие.

Учитель:

- Что общего у этих слов?

Дети:

- Все эти слова состоят из одного слога, в них один гласный.

- Они все состоят из 3 звуков.

- Эти все слова обозначают предметы.

Учитель:

- Ребята, а как на письме обозначается мягкость согласных?

Дети:

- С помощью букв гласных звуков я, е, ё, ю, и и с помощью ь.

Учитель:

- Вы сказали, что все слова состоят из 3 звуков. Почему тогда во втором столбике все слова состоят из 4 букв.

Дети:

- Мягкий знак служит для обозначения мягкости согласного звука.

- Это только знак. Он не обозначает никакого звука.

2. Постановка учебной задачи.

Учитель:

- Молодцы! Вы уже многое умеете, поэтому я уверена, что вы справитесь с этим заданием.

- Посмотрите на картинки. Что вы видите?

Дети:

- Перо и Пьеро.

Учитель:

- Сделайте в своих тетрадях звуковой анализ этих слов.

Дети выполняют задание.

Учитель:

- Люба, выйди, пожалуйста, к доске и выложи схему слова “перо”.

- Володя, а ты выложи схему слова “Пьеро”.

Учитель:

- Вы согласны?

Дети (к этому времени дети уже хорошо владеют звуковым анализом, поэтому ошибок практически не делают):

- Да!

Учитель:

- Давайте обозначим каждый звук соответствующей буквой.

Дети без проблем справляются с первой схемой. Теперь предстоит обозначить звуки второго слова.

Илья:

- Первая буква “П”, вторая “е”, третья “р”, четвёртая “о”.

Маша:

- У тебя тогда получается слово “перо”, а надо “Пьеро”.

Катя:

- А давайте после буквы “П” поставим букву “Й”.

Святослав:

- Я читал книгу “Приключения Буратино”, я помню, что это слово писалось через ь.

Учитель:

- Давайте проверим, Откройте Азбуку на стр. 102. Посмотрите внимательно на второй столбик. Нашли наши слова?

Дети:

- Да!

Учитель:

- Сравните написание первого слова с нашим написанием. Всё правильно?

Дети:

- Да.

Учитель:

- А теперь посмотрите, как записано слово “Пьеро”?

Аня:

- Святослав оказался прав. После буквы “П” действительно стоит мягкий знак.

Учитель:

- Кто из вас догадался, какую роль играет здесь мягкий знак?

Володя:

- Он как бы разделяет букву согласного звука от буквы гласного звука. Сохраняет звук [й].

Святослав:

- А мне бабушка ещё говорила, что мягкий знак иногда так и называют “разделительный”. А ещё твёрдый знак тоже называется разделительным.

Учитель:

- Молодец, Святослав! Ребята, кто из вас догадался, какова тема нашего урока?

Дети:

- Разделительные твёрдый и мягкий знаки.

Физминутка.

См. Приложение 2

3. Изучение нового материала.

Учитель:

- Откройте Азбуку на стр. 102. Прочитайте слоги в первом столбике. (Рисунок 1)

Дети хором читают.

Учитель:

- Что интересного заметили?

Дети:

- Слоги, напечатанные слева, состоят из двух звуков, а слоги, напечатанные справа – из трёх звуков.

- В левой части столбика буквы гласных обозначают мягкость предшествующего согласного, а в правой части – буквы гласных обозначают 2 звука.

- В левой части нет звука [й], а в правой появляется.

Учитель:

- Прочитайте, пожалуйста, слова из второго столбика.

Дети хором читают.

Учитель:

- Что здесь интересного вы заметили?

Дети:

- Здесь сохраняется то же правило, что и в предыдущем столбике.

- Опять в левой части буквы “е”, “ё”, “ю”, “я”, “и” обозначают 1 звук, а во второй части – 2 звука.

- В правой части мягкий знак не даёт слиться гласному с согласным, сохраняет звук [й].

Учитель:

- Молодцы! А теперь прочитайте третий столбик и скажите, по какому принципу все эти слова оказались в третьем столбике.

Володя:

- Это мы уже знаем. Если йотированные буквы стоят после гласных, они всегда обозначают два звука. А в этом столбике они стоят после гласных.

Илья:

- В этом столбике во всех словах один и тот же корень езд.

Учитель:

- Вы согласны с рассуждениями Володи и Ильи?

Дети:

- Да.

Учитель:

- Святослав, прочитай, пожалуйста, слова четвёртого столбика.

Святослав читает.

Учитель:

- Что вы заметили?

Дети:

- Здесь все слова являются однокоренными.

- Во всех этих словах есть твёрдый знак.

Учитель:

- Ребята, а какую роль играл в словах твёрдый знак?

Дети:

- Он отделил согласный от гласного.

- Поэтому он и называется разделительным.

Учитель:

- Молодцы! Давайте прочитаем все вместе эти слова.

Дети хором читают.

- А теперь, давайте попробуем сделать одно открытие. Вы согласны?

Дети:

- Да!

Учитель:

- Посмотрите, пожалуйста, внимательно на этот слайд. (Слайд № 3)

- Здесь слова, которые, уже встречались сегодня на уроке.

- Почему в 1 столбике разделительный ь, а во втором – разделительный ъ?

Никита:

- В первом столбике ь не только отделяет согласный от гласного, но и обозначает мягкость. Послушайте [кол’йа], [сал’йу]. А во втором столбике ъ только разделяет гласные от согласных.

Люба:

- Во втором столбике все слова однокоренные. Меняются только приставки. А корень у них езд. Перед корнем стоит ъ. Значит, его пишем перед корнем, в первом столбике ь в корне.

Олеся:

- Правильно! Колья – кол, значит корень кол, судьи от слова суд, значит корень суд.

Святослав:

- А слово солью образовалось от слова слить, лить. Значит, ь пишется внутри слова.

Учитель:

- Давайте проверим Ваши наблюдения. (Слайд № 4)

Учитель:

- Что скажете?

Дети:

- Мы угадали.

Учитель:

- Устали?

- Давайте немного поиграем.

Физминутка. (см. Приложение 2)

4. Закрепление.

- Посмотрите внимательно на второе задание. Что нужно сделать? (Рисунок 1)

Дети:

- Разгадать правило и продолжить.

Учитель:

- Какое здесь правило?

Дети:

- Чередование букв Б, Ь, Б и Ъ.

Учитель:

- Почему были выбраны именно эти буквы?

Дети:

- Они похожи по написанию.

- Эти буквы состоят из одинаковых элементов.

Учитель:

- В своих тетрадях по чтению продолжите до конца строчки.

После выполнения задания, дети читают стихотворение Б. Заходера. (Рисунок 1)

Учитель:

- О ком говорится в стихотворении?

Дети:

- О тюлене.

Учитель:

- Почему тогда изображён помимо тюленя мальчик?

Дети:

- Мальчик ленится, поэтому похож на тюленя.

Учитель:

- Ребята, а как надо читать это стихотворение?

Мнение детей разделилось:

Аня:

- Я считаю, что надо читать медленно, не спеша.

Владик:

- А я думаю, две строчки надо читать весело, а последние медленно, грустно.

Ярослав:

- А я думаю, надо читать всё грустно, с сожалением.

Учитель:

- Давайте попробуем прочитать по-разному, как предложили ребята, а потом выберем самый лучший вариант.

Дети читают и выбирают вариант, предложенный Аней.

Учитель:

- Как автор относится к такому занятию? Подкрепите свои высказывания строками стихотворения.

Дети:

- Автор пишет: “Жаль, тюленье прилежанье – Не пример для подражанья”. Автору жалко, что тюлень зря использует своё прилежанье.

Учитель:

- Молодцы! А теперь в стихотворении подчеркните слова, в которых есть разделительный ь.

Дети самостоятельно выполняют задание.

Учитель:

- Поменяйтесь Азбуками с соседом и проверьте выполнение задания. (Дети меняются Азбуками).

- Сколько слов подчеркнули? Прочитайте их.

Дети:

- Три: тюленье, прилежанье, подражанья.

Учитель:

- Сравните слова “тюлень” и “тюленье”. Что скажете?

Дети:

- Эти слова однокоренные.

- Тюлень – это животное, а тюленье – это слово, которое обозначает признак.

Учитель:

- Смотрите, как интересно устроен наш язык: добавили к слову тюлень букву е, и слово сразу же изменило своё значение. А теперь посмотрите на следующее задание. Прочитайте слова.

Дети читают слова “плясун”, “певун”, “бегун”, “молчун”.

Учитель:

- Чем похожи все эти слова?

Дети:

- Все эти слова мужского рода.

Учитель:

- Добавьте к этим словам в конце буквы ья. Что получилось? Прочитайте.

Дети читают: плясунья, певунья, бегунья, молчунья.

Учитель:

- А теперь что заметили?

Дети:

- Эти слова стали женского рода.

Учитель:

- Молодцы! А напоследок ваше любимое задание.

Дети:

- Кроссворд! (Рисунок 1)

Дети в парах заполняют кроссворд.

5. Подведение итогов урока.

- Ребята, что нового узнали на уроке?

Дети:

- Мы узнали, что мягкий знак может не только обозначать мягкость, но и разделяет согласный от гласного.

- Мы познакомились с ъ.

- Узнали, когда пишется ь, а когда ъ.

Учитель:

- Отметьте в своих тетрадях по чтению вашу работу на уроке: кому было легко – нарисуйте зелёный кружок, кто испытывал затруднения – оранжевый, кто ничего не понял, красный.

- Спасибо за урок!

Презентация